1. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Задание 1. Обучающиеся получают предложения с купюрами (вырезаны союзы и союзные слова). За условленное время учащиеся должны восстановить предложения, назвать грамматические основы, выделить союзы и союзные слова. В далёкое то время, к ... относится моё повествование, никому из нас ... в голову не приходило, ... через несколько десятков лет всё тут изменится до неузнаваемости, ... Баланда обозначит себя лишь угрюмыми чёрными омутами, в остальных местах затеряется вовсе, ... будет через силу продираться сквозь вонючую тину, тростники, камыши ... перепутанные корневища уродливых вётел, ... такое множество на реке через всю плотину несёт водой, разнося её вдребезги, ... люди поднимут её вновь, ... дать ей более интересную, наполненную жизнь ... себе ... всему сущему окрест. (М. Алексеев.) – Перечислите союзы, встретившиеся вам в данном тексте, укажите, какие они1? | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы | Уст- ные ответы, работы в тетрадях |
2. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Приём «Реклама» Описание. Учитель предлагает прорекламировать морфологический разбор слова, на подготовку дается 5–10 мин. Работа организуется в группе. Создает ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают от- веты на вопросы | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают во- просы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Вопросы для уточнения информации, уст- ные ответы |
Физкультминутка | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая То на стену посмотрели, вниз, рывками менять руки.) То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот. (Повороты корпуса.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь за парты сели. (Школьники садятся на свои места.) | Выполняют элементарные физические упражнения под руководством от- ветственного за проведение физкультминутки учащегося | Фронтальная | Выполнение физических упражнений |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Работа с материалом учебника (параграф 64, с. 157). – Выполним морфологический разбор союза чтобы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Формулируют цель учебной деятель- ности. Отвечают на вопросы. Делают выводы, выполняют задание в тетради, работают с учебником | Фронтальная, индивидуальная | Уст- ные ответы, вопросы для уточнения информации |
4. творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Задание 2. Запишите под диктовку предложения и выполните морфологический разбор двух союзов. Объясните орфограммы и знаки препинания в предложениях. Счастье даётся глотками, чтобы не захлебнуться им. Нет более счастливого и несчастного существа, чем мыслящее. Со счастьем можно столкнуться множество раз, но испытать его дано лишь однажды. Самое трудное – удержать счастье. Счастье делят пополам только в любви. Человек сам по себе несчастен, но счастлив тем, что живёт. (М. Арсанис.) Организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причин- но-след- ственные связи между от- дельными языковыми явлениями | Групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации, уст- ные ответы, выполнение заданий и уп- ражнений в тетрадях |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268) | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Личностные: имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- ражнений в тетрадях, уст- ные ответы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса | Выполняют упражнения 382, 383 | Индивидуальная, групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов. 1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца. 2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука. 3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости. 4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном. 5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села. 6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели. 7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. 8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней. 9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. 10) Снегу было мало, снежных буранов тоже. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Приём «Телеграмма» Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяться). Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |