СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология как раздел лингвистики. Части речи и члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфология как раздел лингвистики.  Части речи и члены предложения

Просмотр содержимого документа
«Морфология как раздел лингвистики. Части речи и члены предложения»

Двенадцатое декабря Классная работа Морфология как раздел лингвистики. Части речи и члены предложения

Двенадцатое декабря

Классная работа

Морфология как раздел лингвистики. Части речи и члены предложения

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек. Я желаю вам хорошего настроения .
  • Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем
  • А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек.

Я желаю вам хорошего настроения .

   1. Проверь себя! Задание №1  Вставьте пропущенные буквы  1)Д_льфинарий,выр_зительность, к_мпозиция, металлический к_нат. 2)экспрес_ивный, громоз_кий, прогрес_ивный. 3) скл_нившийся, состояние р_стительности и водоёмов, местопол_жение населённого пункта. 4) оч_ровательная ночь,т_ктичность,ув_жительный,раск_лённая печь.

  1. Проверь себя!

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы

1)Д_льфинарий,выр_зительность, к_мпозиция, металлический к_нат.

2)экспрес_ивный, громоз_кий, прогрес_ивный.

3) скл_нившийся, состояние р_стительности и водоёмов, местопол_жение населённого пункта.

4) оч_ровательная ночь,т_ктичность,ув_жительный,раск_лённая печь.

ВЗАИМОПРОВЕРКА 1)Д Е льфинарий,выр А зительность, к О мпозиция, металлический к А нат. 2)экспрес С ивный, громоз Д кий, прогрес С ивный. 3) скл О нившийся, состояние р А стительности и водоёмов, местопол О жение населённого пункта. 4) оч А ровательная ночь,т А ктичность,ув А жительный,раск А лённая печь .

ВЗАИМОПРОВЕРКА

1)Д Е льфинарий,выр А зительность, к О мпозиция, металлический к А нат.

2)экспрес С ивный, громоз Д кий, прогрес С ивный.

3) скл О нившийся, состояние р А стительности и водоёмов, местопол О жение населённого пункта.

4) оч А ровательная ночь,т А ктичность,ув А жительный,раск А лённая печь .

2.Блиц –опрос ( обучающиеся задают вопросы ) 1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке?  2. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)   3. Какие еще разделы лингвистики вам известны? ( Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.) 4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)  5. Что изучает каждый из разделов 6. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)   

2.Блиц –опрос

( обучающиеся задают вопросы )

1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? 2. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)  3. Какие еще разделы лингвистики вам известны? ( Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.)

4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис) 

5. Что изучает каждый из разделов

6. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология) 

 

Чтение эпиграфа (стр.123 )  Грамматика не только учит нас тому ,как можно связать слова …но и позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. ( Л.В. Успенский)  

Чтение эпиграфа (стр.123 ) Грамматика не только учит нас тому ,как можно связать слова …но и позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

( Л.В. Успенский)

 

Морфология .  Части речи.   Урок-повторение

Морфология . Части речи.

Урок-повторение

Рефлексия «Синквейн» Части речи Самостоятельные,служебные. Обозначает,дополняет,заменяет. Части речи важные в речи Слова.  

Рефлексия «Синквейн»

Части речи

Самостоятельные,служебные.

Обозначает,дополняет,заменяет.

Части речи важные в речи

Слова.

 

Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи.    Целеполагание уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных.

Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи. 

 

Целеполагание

уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных.

Алгоритм работы   Поставить вопрос к слову. Что оно обозначает? Подобрать слова с тем же окончанием. Сделать вывод.

Алгоритм работы  

Поставить вопрос к слову.

Что оно обозначает?

Подобрать слова с тем же окончанием.

Сделать вывод.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ . 1ПАРА Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение.. 1. КАРЕТА ( ) – скл 2. ДРАНФАКС ( ) – скл 3. ОМЕТАК ( ) – скл 4. СНИПУТК ( ) – скл 5. НЕЛАПТА ( ) – скл 6. СЕМОНЕВОСТЬ ( ) – скл
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ .
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ .
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРЕ .

1ПАРА

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение..

1. КАРЕТА ( ) – скл

2. ДРАНФАКС ( ) – скл

3. ОМЕТАК ( ) – скл

4. СНИПУТК ( ) – скл

5. НЕЛАПТА ( ) – скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ ( ) – скл

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл 2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл 3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл 4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл 5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл 6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл

2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл

3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл

4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл

5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

2ПАРА. «Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их падеж. ( за каждый правильный ответ – 1 балл) Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега.

2ПАРА.

«Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их падеж. ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега.

круглых высоких Р.п с нежными белыми Т.п. Тихий И.п Лебяжьим Т.п. Молодого Р.п.

круглых высоких Р.п

с нежными белыми Т.п.

Тихий И.п

Лебяжьим Т.п.

Молодого Р.п.

3ПАРА . Среди слов найти числительные и подчеркнуть их. Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня.

3ПАРА .

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора , две третьих , шестидневка, двойной, троица, четвертый , сотня.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора , две третьих , шестидневка, двойной, троица, четвертый , сотня.

4ПАРА «Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения и определи падеж Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно. Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.  

4ПАРА

«Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения и определи падеж

  • Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
  • Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
  • Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.

 

Книга – маленькое окошко, через него( В.п.) весь (И.П.) мир видно. Для Родины своей ты ( И.п.) ни сил, ни жизни не жалей. Не ищи правды в других, коль в тебе (Д.п.) е ё (Р.п.) нет. Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём( П.п.) любви к народу .
  • Книга – маленькое окошко, через него( В.п.) весь (И.П.) мир видно.
  • Для Родины своей ты ( И.п.) ни сил, ни жизни не жалей.
  • Не ищи правды в других, коль в тебе (Д.п.) е ё (Р.п.) нет.
  • Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём( П.п.) любви к народу .
4ПАРА  «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1балл) 1) Часы часикают.) 2) На что ты так углазилась?  3) Ох, какой пузырь выпузырился.  4) Я все-таки распакечу пакет.  

4ПАРА

«Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1балл)

1) Часы часикают.)

2) На что ты так углазилась?

3) Ох, какой пузырь выпузырился.

4) Я все-таки распакечу пакет.

 

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают) 2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела) 3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся) 4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) 8 баллов -5, 7-6 баллов 4, 5 баллов -3

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)

2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)

3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)

4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою)

8 баллов -5, 7-6 баллов 4, 5 баллов -3

6ПАРА «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы(за каждый правильный ответ – 1балл) . Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не )выкрикивай на уроке. (Не )сбивай с ног учителей.. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать.. (Не) рисуй на полях учебника.

6ПАРА

«Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы(за каждый правильный ответ – 1балл)

.

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не )выкрикивай на уроке. (Не )сбивай с ног учителей.. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать.. (Не) рисуй на полях учебника.

 6ПАРА «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. Не выкрикивай на уроке. Не сбивай с ног учителей.. Не бей стекла, сам потом замерзнЕшЬ и заболеЕшЬ . Не дергай девчонок за косички, хуже потом будЕт – не дадут списать.. Не рисуй на полях учебника. 11 баллов -5, 10-8 баллов – 4, 7-6 баллов-3

6ПАРА

«Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. Не выкрикивай на уроке. Не сбивай с ног учителей.. Не бей стекла, сам потом замерзнЕшЬ и заболеЕшЬ . Не дергай девчонок за косички, хуже потом будЕт – не дадут списать.. Не рисуй на полях учебника.

11 баллов -5, 10-8 баллов – 4, 7-6 баллов-3

Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения. - Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. ( «+»/ «-»): 1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 3. Служебные части речи не бывают членами предложения. 4. Служебные части речи имеют лексическое значение. 5. К любой части речи можно задать вопрос. 6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. 7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно. 8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.

Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.

( «+»/ «-»):

1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

3. Служебные части речи не бывают членами предложения.

4. Служебные части речи имеют лексическое значение.

5. К любой части речи можно задать вопрос.

6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.

7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.

Самопроверка . 1. – 2.+ 3.+ 4.- 5.- 6.+ 7.+ 8.+

Самопроверка .

1. –

2.+

3.+

4.-

5.-

6.+

7.+

8.+

Самостоятельные части речи Служебные части речи 1. Можно задать вопрос.   1. Нельзя задать вопрос.   2. Являются членами предложения.   2. Не являются членом предложения.   3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

 

1. Нельзя задать вопрос.

 

2. Являются членами предложения.

 

2. Не являются членом предложения.

 

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Вопросы к теме Какие части речи вам известны? На какие группы можно разделить все эти части речи? В чем разница между самостоятельными и служебными частями речи?

Вопросы к теме

  • Какие части речи вам известны?
  • На какие группы можно разделить все эти части речи?
  • В чем разница между самостоятельными и служебными частями речи?
РЕФЛЕКСИЯ .  Физическая : Я успел – Я не успел.  сенсорная: Какое у вас самочувствие: комфортно – дискомфортно?  интеллектуальная:  .Что понял, что осознал? – что не понял, какие затруднения испытывал?  духовная : Стал лучше – хуже? Созидал или разрушал себя, других ?

РЕФЛЕКСИЯ .

Физическая : Я успел – Я не успел.

сенсорная: Какое у вас самочувствие: комфортно – дискомфортно?

интеллектуальная: .Что понял, что осознал? – что не понял, какие затруднения испытывал?

духовная : Стал лучше – хуже? Созидал или разрушал себя, других ?