СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Раздаточный материал.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот раздаточный материал можно использовать на уроках русского языка в 4-5 классах  совместно с презентацией по данной теме и отдельно.

Просмотр содержимого документа
«Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Раздаточный материал.»

Урок 14. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1. Слов в русском языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Но есть то, что их объединяет – грамматическое значение. Грамматическое значение бывает общим и частным.

Общее грамматическое значение абсолютно одинаково у слов, которые относятся к одной части речи. Существительное обозначает предмет, прилагательное - признак предмета, глаголдействие. Слова одной части речи отвечают на один и тот же вопрос, который и указывает на общее грамматическое значение. Существительное отвечает на вопрос кто? что?, прилагательное - какой? чей?, глаголчто делать? что сделать?

Частное грамматическое значение – это набор морфологических признаков, постоянных и непостоянных, которые характеризуют часть речи. Например, существительные бывают разного рода – женского, мужского или среднего, но род, как правило, всегда определяется. Глагол может быть 1 или 2 спряжения, но спряжение у них есть.

Грамматическое значение можно определить даже тогда, когда мы не знаем лексическое значение. Прочитайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Попробуйте узнать все самостоятельные части речи и определить их общее и частное грамматическое значение. Как вы это сделаете?

Варкалось, хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.



2. Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.

Земляника, сок, налилась, алый.

Стал, ягоды, Иван, собирать.

Угостить, ягодами, он, сладкие, бабушку

Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Что общего между всеми этими частями речи? Надпишите названия частей речи над словами.

Попробуйте составить предложения из данных слов:

на, и, в, про, с, а, от, по, за, как, о, из

Удалось ли вам это? Почему?

В первом случае вы имели дело с самостоятельными частями речи. Во втором – со служебными. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Можно ли обойтись без служебных частей речи? Зачем они нам нужны?

Распределите признаки по двум группам – признаки самостоятельных частей речи, признаки служебных частей речи.

1) Обозначает предмет (признак, действие, число); 2) помогает соединиться словам в предложении или частям предложения; 3) добавляет оттенки значениям слов, иногда меняя их на противоположный; 4) к слову можно задать вопрос; 5) к слову нельзя задать вопрос; 6) слово является членом предложения; 7) слово не может быть членом предложения.

3. У частей речи есть постоянные морфологические признаки, которые не изменяются и определяются по начальной форме, и непостоянные морфологические признаки (форма слова), которые характеризуют часть речи.

У одних частей речи много форм, у других мало. Есть такие части речи, которые обладают только одной формой. Это неизменяемые части речи. Формы слов образуются с помощью грамматических средств (окончаний, предлогов, частиц и специальных самостоятельных слов)

При помощи каких грамматических средств образованы формы этих слов? Что это за формы?

1. Синий 2. Дом 3. К дому 4. Читала 5. Буду читать 6. Читал бы 7. Весёлые 8. Радость 9. От радости 10. Говорят 11. Говорил 12. В метро 13. Пусть радуются 14. Быстро

4. Грамматическое значение не всегда легко определить. Нужно быть внимательным к контексту.

Дано высказывание Физика интересует математика. Как вы его понимаете? Какие существуют возможности толкования? В связи с этим, определите возможные грамматические формы имён существительных?

5. Иностранец спросил вас: «Как правильно: БЕГИТЕ или БЕЖИТЕ?» Что вы ответите?

6. В сказке А.С. Пушкина говорится:

Вот на берег вышли гости

Царь Салтан зовёт их в гости



Слово «гости», которое употребили здесь дважды – это одно слово или два? Докажите.

7.* Ниже даны две зашифрованные строчки детского известного стихотворения. Попробуйте расшифровать его, если вам известно, что каждая буква зашифрована одной и той же цифрой и вы имеете представление о системе окончаний, которые образуют формы слов в русском языке.

9-24-2 17-24-2 20-1-17-22-32-24 11 17-22-2-11-1-24-4

2-13-3-8-18-1-19-4 20-1 11-1-24-3?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!