СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моря, озера, реки России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России"

Просмотр содержимого документа
«"Моря, озера, реки России"»

УМК «Школа России» (4 класс)

Предметная область: Окружающий мир

Тема: «Моря, озёра и реки России »

Тип урока: открытие новых знаний


Формируемые УУД: 


Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, содействовать воспитанию ответственности за бережное отношение к природе, грамотного поведения на водоемах.


Метапредметные: 

- регулятивные

формировать умение понимать учебную задачу и сохранять ее в процессе учебной деятельности, контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

- познавательные

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, формулировать выводы, классифицировать изучаемые объекты; проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- коммуникативные

формировать умения работать в паре, группе,  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; понимать и принимать цель совместной деятельности

Предметные

сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России; познакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.



Оборудование:  карточки с соответствиями, карта России, контурные карты, табличка с темой урока, карточки с индивидуальным заданием ( контурные карты), видео, капельки, таблица для рефлексии, учебник, портреты Шелихова, Лаптевых, карточки с заданием для закрепления.









Этап урока

Хронометраж


Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.


-Сядьте девочки,…. мальчики.

- Я сегодня шла в школу и услышала такой разговор школьников:

Ваня: Привет Петя!

Петя: Привет Ваня!

Ваня: Какие сегодня уроки?

Петя: Русский, математика, литературное чтение и окружающий мир

Ваня: Вот здорово, что сегодня есть окружающий мир! Самый простейший предмет, ничего учить не надо. Мы и так все знаем. В 5 классе его у нас не будет, значит, знания и не пригодятся.

Петя: Ага! Отдохнем на окружающем мире!


- Согласны вы с мальчиками? Объясните свой выбор.


Приветствуют учителя.


Ученики высказывают свои мнения.

2. Актуализация знаний


1. Фронтальная беседа

-Ребята, напомните мне название раздела, который мы закончили недавно изучать.

-Вспомните и перечислите науки, которые занимаются изучением Земли и человечества?

2. Работа в парах:

-Установите соответствия

История наука, изучающая взаимоотношения между

растительным и животным миром и

окружающей средой, в том числе влияние

деятельности человека на окружающую

среду и живую природу.


Астрономия наука о прошлом людей


География наука, изучающая природу земной поверхности,

население и его хозяйственную деятельность


Экология наука о небесных телах.

-Проверим: астрономия, история, экология, география.

-Объясните, чему нас научила география.















Индивидуальная работа

-На карточках укажите цифрами, перечисленные географические объекты России.

-Давайте проверим:

-Показать на карте Западно-Сибирскую равнину,

-равнину на которой расположен наш город (Восточно- Европейская),

-Среднесибирское плоскогорье,

-горы, которые разделяют Европу от Азии,

-самые высокие горы России (Кавказские),

-самую высокую гору России (Эльбрус),

-назовите ее высоту (5642, 5621),

-Алтай и Саяны,

-горы на п-ве Камчатка, чем они интересны ( 28 действующих вулкана).

Оцените свою работу:

Если не было ошибок –«5»

Если 1 ошибка – «4»

Если 2 ошибки – «3»

если больше ошибок – «2»




-Сделайте вывод



-Молодцы, вы очень порадовали меня тем, что серьёзно относитесь к изучению окружающего мира.

Дети отвечают на вопросы фронтально:

- Земля и человечество.

-Астрономия , география , история, экология.



Дети выполняют задание в паре.













Дети рассказывают:

Мы узнали, что на планете Земля 5 океанов: Южный, Атлантический, Северный-Ледовитый. Индийский, Тихий; и 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида; а также на ней много других географических объектов. На карте все объекты указаны в маштабе. Маштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. На прошлом уроке мы узнали основные формы земной поверхности России: горы и равнины.

























Вывод:

3. Физминутка


Девочка показывает движения

Дети выполняют танцевальные движения под песню «Я и солнышко»

4. Постановка учебной задачи



-Посмотрите на экран и догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке, и какая наука нам даст новые знания?

Дети смотрят видео о реках, морях и озерах России.

Будем говорить о водоемах России. Эти знания нам поведует наука география.


5. Сообщение темы и целей урока


Тема на доске: Моря, озера и реки России.

-Подумайте и сформулируйте цели нашей работы

Тема: «Моря, реки и озера России»

Цель: познакомится с морями, реками, озерами России и научиться их показывать на карте.

6. Изучение нового материала






























  1. Фронтальная беседа

- Вспомните, воды какого океана омывают берега России с севера?

-А с востока?

-С Запада берега России омывают моря, которые относятся к Атлантическому океану

2. Самостоятельная работа в группах

-Рассмотрите карту.( с.58-59) Подпишите названия найденных вашей группой объектов на контурной карте. Представители групп покажут эти объекты на карте у доски.

1 группа – найдет на карте моря России Северного-Ледовитого океана. (на Севере России, с.66, предпоследний абзац).


Доп. материал сообщает ученик:


2 группа – моря Тихого океана (на Востоке России, с.66, предпоследний абзац)


Доп. материал сообщает ученик:


3 группа – моря Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское, с.66, последний абзац)


4 группа – озера России ( с.67, Каспийское-самое большое, Байкал- самое глубокое, Ладожское- самое большое в Европе, Онежское)

В России более 2 миллионов озер


Доп. материал сообщает ученик:


5 группа – о реках (с. 68, 1-2 абзац, Свирь, Нева, Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур) .



  1. Работа с картой


  1. Рассказ учителя

На берегах рек строились города. Москва стоит на берегу реки Москва. А берегах каких рек стоит наш город?

- Могут ли водоемы таить в себе опасность?

-Что вы можете сделать для сохранения водоемов?

Вывод:

Моря, реки, озера – богатство России. Их необходимо беречь и охранять.


-Тихий, Атлантический, Северный-Ледовитый.

- Тихого океана




Дети работают в группах.



























Представители от групп показывают объекты на карте и рассказывают о них.


- Кур, Сейм, Тускарь.



-Дети отвечают.


7.Физминутка


Учитель читает высказывания, а дети или поднимают руки вверх, если согласны, или поднимают их перед собой, если не согласны.

-Самое большое озеро мира – Каспийское. (да)

-Берега России с севера омывают воды Тихого океана (нет, Северный-Ледовитый)

-Самое глубокое озеро мира – Ладожское. (нет, Байкал)

-Самое крупное озеро Европы – Ладожское (да)

-Онежское и Ладожское озера связаны между собой рекой Свирь. (да)

-Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Москва (нет, Санкт-Петербург)

Дети поднимают руки вперед или вверх, исправляют ошибки.


8. Самостоятельная работа


-Зачеркни лишнее в каждом ряду и объясни почему так решил.

  1. Балтийское море, Каспийское море, Белое море.

  2. Волга, Енисей, Байкал, Лена.

  3. Байкал, Ладога, Онего, Свирь.


Дети высказывают свои мнения.

9. Итог урока


-Найдите и прочитайте вывод в учебнике на стр.69

10.Рефлексия.

Выставление отметок.


-Прикрепите свою капельку возле того высказывания, которое соответствует тому уровню на котором вы находитесь в конце сегодняшнего урока:

1. Знаю и объясню другому.

2. Знаю.

3. Сомневаюсь, что знаю.

4. Не знаю.

-Подумайте, кого из обучающихся нашего класса можно похвалить за урок и почему.

Выставляются отметки.

Дети прикрепляют капельки.







Ребята высказывают свои мнения.

11.Домашнее задание



С.66-69, по желанию, подготовить подробное сообщение о водоемах России с интересными фактами о них.

Дети записывают задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!