1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. | | -Сядьте девочки,…. мальчики. - Я сегодня шла в школу и услышала такой разговор школьников: Ваня: Привет Петя! Петя: Привет Ваня! Ваня: Какие сегодня уроки? Петя: Русский, математика, литературное чтение и окружающий мир Ваня: Вот здорово, что сегодня есть окружающий мир! Самый простейший предмет, ничего учить не надо. Мы и так все знаем. В 5 классе его у нас не будет, значит, знания и не пригодятся. Петя: Ага! Отдохнем на окружающем мире! - Согласны вы с мальчиками? Объясните свой выбор. | Приветствуют учителя. Ученики высказывают свои мнения. |
2. Актуализация знаний | | 1. Фронтальная беседа -Ребята, напомните мне название раздела, который мы закончили недавно изучать. -Вспомните и перечислите науки, которые занимаются изучением Земли и человечества? 2. Работа в парах: -Установите соответствия История наука, изучающая взаимоотношения между растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Астрономия наука о прошлом людей География наука, изучающая природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность Экология наука о небесных телах. -Проверим: астрономия, история, экология, география. -Объясните, чему нас научила география. Индивидуальная работа -На карточках укажите цифрами, перечисленные географические объекты России. -Давайте проверим: -Показать на карте Западно-Сибирскую равнину, -равнину на которой расположен наш город (Восточно- Европейская), -Среднесибирское плоскогорье, -горы, которые разделяют Европу от Азии, -самые высокие горы России (Кавказские), -самую высокую гору России (Эльбрус), -назовите ее высоту (5642, 5621), -Алтай и Саяны, -горы на п-ве Камчатка, чем они интересны ( 28 действующих вулкана). Оцените свою работу: Если не было ошибок –«5» Если 1 ошибка – «4» Если 2 ошибки – «3» если больше ошибок – «2» -Сделайте вывод -Молодцы, вы очень порадовали меня тем, что серьёзно относитесь к изучению окружающего мира. | Дети отвечают на вопросы фронтально: - Земля и человечество. -Астрономия , география , история, экология. Дети выполняют задание в паре. Дети рассказывают: Мы узнали, что на планете Земля 5 океанов: Южный, Атлантический, Северный-Ледовитый. Индийский, Тихий; и 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида; а также на ней много других географических объектов. На карте все объекты указаны в маштабе. Маштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. На прошлом уроке мы узнали основные формы земной поверхности России: горы и равнины. Вывод: |
5. Сообщение темы и целей урока | | Тема на доске: Моря, озера и реки России. -Подумайте и сформулируйте цели нашей работы | Тема: «Моря, реки и озера России» Цель: познакомится с морями, реками, озерами России и научиться их показывать на карте. |
6. Изучение нового материала | | Фронтальная беседа - Вспомните, воды какого океана омывают берега России с севера? -А с востока? -С Запада берега России омывают моря, которые относятся к Атлантическому океану 2. Самостоятельная работа в группах -Рассмотрите карту.( с.58-59) Подпишите названия найденных вашей группой объектов на контурной карте. Представители групп покажут эти объекты на карте у доски. 1 группа – найдет на карте моря России Северного-Ледовитого океана. (на Севере России, с.66, предпоследний абзац). Доп. материал сообщает ученик: 2 группа – моря Тихого океана (на Востоке России, с.66, предпоследний абзац) Доп. материал сообщает ученик: 3 группа – моря Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское, с.66, последний абзац) 4 группа – озера России ( с.67, Каспийское-самое большое, Байкал- самое глубокое, Ладожское- самое большое в Европе, Онежское) В России более 2 миллионов озер Доп. материал сообщает ученик: 5 группа – о реках (с. 68, 1-2 абзац, Свирь, Нева, Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур) . Работа с картой Рассказ учителя На берегах рек строились города. Москва стоит на берегу реки Москва. А берегах каких рек стоит наш город? - Могут ли водоемы таить в себе опасность? -Что вы можете сделать для сохранения водоемов? Вывод: Моря, реки, озера – богатство России. Их необходимо беречь и охранять. | -Тихий, Атлантический, Северный-Ледовитый. - Тихого океана Дети работают в группах. Представители от групп показывают объекты на карте и рассказывают о них. - Кур, Сейм, Тускарь. -Дети отвечают. |
7.Физминутка | | Учитель читает высказывания, а дети или поднимают руки вверх, если согласны, или поднимают их перед собой, если не согласны. -Самое большое озеро мира – Каспийское. (да) -Берега России с севера омывают воды Тихого океана (нет, Северный-Ледовитый) -Самое глубокое озеро мира – Ладожское. (нет, Байкал) -Самое крупное озеро Европы – Ладожское (да) -Онежское и Ладожское озера связаны между собой рекой Свирь. (да) -Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит Москва (нет, Санкт-Петербург) | Дети поднимают руки вперед или вверх, исправляют ошибки. |
10.Рефлексия. Выставление отметок. | | -Прикрепите свою капельку возле того высказывания, которое соответствует тому уровню на котором вы находитесь в конце сегодняшнего урока: 1. Знаю и объясню другому. 2. Знаю. 3. Сомневаюсь, что знаю. 4. Не знаю. -Подумайте, кого из обучающихся нашего класса можно похвалить за урок и почему. Выставляются отметки. | Дети прикрепляют капельки. Ребята высказывают свои мнения. |