СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моря, озера и реки России"(Конспект и презентация) 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру в 4 классе (образовательная программа "Школа России") + презентация

Просмотр содержимого документа
«урок природоведения»

Образовательная программа «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: Моря, озера и реки России

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

-обучающие: дать представление о морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Оборудование:

Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный и индивидуальный опрос.

- Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

- Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

  • Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?

  • Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

Самостоятельная работа

1. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы



Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки


III. Работа над новой темой.

У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.

- Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?

- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

  • Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
    относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?

  • На севере?

  • На западе?

  • Какие моря относятся к Тихому океану?

  • Перечислите моря Северного Ледовитого океана.

  • А какие моря относятся к Атлантическому океану?

  • Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

  • Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?

  • Что вы можете сказать о воде в морях?

IV. Физкультминутка

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

V. Продолжение новой темы

  • А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?

  • Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?

  • Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.

- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вто­рую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам позна­комить одноклассников с самыми крупными реками.

Показ слайдов с изображением рек.

Работа в группах

Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

VI. Закрепление изученного материала

Групповая работа

- Заполните контурную карту.

Каждая группа получает контурную карту России и задания. За­дания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, на­пример:

I группа подписывает названия морей;

II группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.

Игра «Капитаны»

- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

VII. Подведение итогов работы

-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.


VIII. Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:

  1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

Список литературы

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.






5



Просмотр содержимого презентации
«МОРЯ И ОЗЕРА РОССИИ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ  «МОРЯ,ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ» (4 КЛАСС)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ «МОРЯ,ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ» (4 КЛАСС)

МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан

Моря Тихого океана

Моря Тихого океана

Моря Атлантического океана

Моря Атлантического океана

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Реки России

Реки

России

Спасибо за урок!

Спасибо

за урок!