СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мороженые песни».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст к презентации  о С.Г. Писахове «Поэтическая душа русского Севера».

Просмотр содержимого документа
««Мороженые песни».»

1 слайд:

Презентация на тему: «Поэтическая душа русского Севера».

2 слайд:

Он в старом корабле летал 
Не по волнам, а в поднебесье, 
Слагал «мороженые песни» - 
и Север в сказках расцветал!

Этим четверостишием архангельского поэта В. Бедного хочется начать повествование об удивительном сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.


3 слайд:

Жил такой писатеь — сказочник Писахов, безумно любивший свой родной край, душу и язык Северного народа. Родился он 25 октября 1879 года в Архангельске.

Многие известные люди отмечали, что Писахов – поэтическая душа русского Севера,да он был сам частью Севера, знал его палитру, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – все что составляет самую глубокую природу нашего края.


4 слайд:

Папа Писахова, Григорий Михайлович, выходец из Белоруссии, был ювелирных дел мастером, чеканщиком и обладал незаурядным художественным вкусом. Этот дар перешёл к сыновьям, Павлу и Степану. Мама, Ирина Ивановна, была коренной пинежанкой. Бабушка Хиония Васильевна, уроженка деревни Труфанова гора, что на Пинежье, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки дед Леонтий и вовсе был сказителем-профессионалом. «Я был среди богатого северного словотворчества, не записывал, просто рос с этим словотворчеством» – расказывал Писахов.

5 слайд:

Сстепан григорьевич, как никто другой изучил быт и культуру Севера: знал старинный обычаи, знал многих мастеров по именам, прошел вдоль и поперек весь Северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу.

К сказителям на Севере всегда относились с огромным уважением. Во время промысла им выплачивали два пая: один – за участие в промысле, другой – за сказывание. Пережить северную ночь, которая длится полгода, без сказки, наверное, было бы очень трудно.


6 слайд:

Необычно принимали Писахова в 1939 году в Союз советских писателей. Тексты его сказок оказались в руках у Караваевой и Фадеева, и вместо того чтобы обсуждать, как полагается, достоинства и недостатки этих текстов, они, перебивая друг друга, читали сказки одну за другой и не могли остановиться,а слушатели помирали со смеху, чуть ли не сползая на пол.

Язык его произведений чист, незыблем. В этом языке дышат века.

7 слайд:

Большой знаток народных легенд и преданий Писахов вошел в русскую литературу как автор удивительных, наполненных искрометным юмором сказок, написанных ярким, воистину народным языком.

Сказки Степана Григорьевича Писахова печатались неоднократно. Они переиздовались отдельными сборниками в Архангельске и в Москве. Последнее наиболее полное издание вышло ещё при жизни писателя в 1959 году. Около 100 сказок, все они о нашем северном крае, о жизни архангельских людей и пропитаны любовью к русскому Северу. Все они полны радости, добра и мужества, а место действия почти всегда точно. Место событий большинства сказок — деревня Уйма, что в 19 киллометрах от Архангельска. Писахов прекрасно знает и сердечно любит наш суровый архангельский край.

8,9,10 на слайде.

11 слайд:

Главный герой сказок Писахова – народ.

Сказки передаются от лица подставного рассказчика, крестьянина деревни Уйма, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: «Он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал». Знаток крестьянской жизни.

Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

Большая часть героинь сказок Писахова не названо по имени. Зовутся они по роду занятий: хозяйки, грибницы, ягодницы, торговки, монашки - чаще всего это жены; по возрасту и семейному положению: девки, жонки, бабы, старушонки.  

Вхожи в сюжет сказок и женские образы среди неодушевленных предметов. Так, деревня Уйма могла строиться («Как Уйма выстроилась»), пойти в город на свадьбу («Уйма в город на свадьбу пошла»), «На Уйме кругом света» можно было объехать. Соборна колокольня замуж выходила за пожарну каланчу («Уйма в город на свадьбу пошла»). Самовар имеет свою семью: чайник, чайные чашки, сахарницу, которые говорят, двигаются («Самоварова семья»), так в сказке «Пляшет самовар, пляшет печка» пляшут вместе с Сеней Малиной главные герои, лишь жена Сени Малины ругается.

Отсюда вывод: в сказках Степана Григорьевича много интересных и любопытных образов, по- разному представленных нам автором. 

12 слайд:

В областном центре нашего города, в Архангельске, верхом на огромном налиме восседает бойкий и вертлявый с виду мужичок в шапке-ушанке, развевающейся телогреечке и валенках. На первый взгляд можно подумать что это рыбак, но подойдя ближе вы обязательно узнаете в нем персонаж книги "Налим Малиныч". Это памятник Сене Малине, он был установлен 27 июня 2009 года, его автором - заслуженным художником России Сергеем Сюхиным.

Именно от имени этого поморского мужичка родом из Уймы и велись рассказы Писахова. Кстати, памятник самому Писахову установлен здесь же, неподалеку.

13 слайд:

Современное общество мало знакомо с творческим наследием северных писателей. Но именно произведения этих людей, непонаслышке знающих родной северный край, помогут заметить скромную красоту северной природы, почувствовать любовь к своей малой родине, испытать чувство гордости за нее.

К сожалению, в последнее время Писахов незаслуженно забыт. Книги его почти не переиздаются. До сих пор нет ни одного сочинения о Писахове, если не считать за сочинение краткую биографию, вышедшую в Архангельске в конце пятидесятых годов к его восьмидесятилетию. Но северорусская культура – самодостаточная, хотя и замкнутая, которая напрямую наследует культуру древнерусскую. Без проводников и посредников мы ее не поймем, не поймем и нашу историческую культуру, не воспримем ее духа. А таких проводников можно пересчитать по пальцам: Борис Шергин, Михаил Пришвин, но прежде всего Степан Писахов.

Спасибо за внимание!