Комментарий урока:
С целью активизации интереса учащихся к данной теме, Педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.
(просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)
Айвазовский И.К. “Чёрное море”
Айвазовский И.К. “Закат на море ”
Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.
Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.
Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.
План рассказа педагога (или учащегося):
Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.
Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.
1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.
1846 г. - 120 персональных выставок!
Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)
Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.
Работа с высказываниями мариниста.
“Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.
“Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”
Рассматривание картины “Девятый вал”
Рассказ педагога: “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.
Учащиеся, слушая стихотворение, размещают картины морских пейзажей и карточки со словами их характеризующими.
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.