1. Организационный этап Задача: организовать детей на предстоящую работу. | Проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой. Сценка (Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой") – Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца! И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся! – Будем силой меряться! Не боимся холода! С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города! | Проверяют наличие необходимых предметов, их порядок и расположение на парте. Два ученика (подготовленные заранее) разыгрывают сценку перед одноклассниками. |
2. Обсуждение темы, постановка учебной задачи. Задача: актуализировать знания детей по теме, подвести к постановке учебной задачи. | Беседа: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок и мужественных людей. - Мы отправляемся … (в Арктику). - Посмотрите на слайд, догадайтесь, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. (Приложение 1. Слайд 2) Учитель выслушивает все варианты ответов и подводит к нужной теме. - Молодцы, вы отлично справились! | - в Арктику! Учащиеся предлагают различные варианты по теме. |
3. Усвоение нового знания Задача: дать обучающимся общее представление о Северном морском пути и его прохождении; уточнить по географической карте, по каким океанам и морям проходит. | (Приложение 1. Слайд 3) - Большую роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь. - А знаете ли вы, кто первым заявил об этом? - Наш великий земляк и ученый. На слайде “Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”. - М.В. Ломоносов не просто фразу сказал про Сибирь и Северный океан, он проводил поразительные исследования по способам освоения Сибири и Севера, которые предопределили развитие основных географических исследований Севера и Северного Ледовитого океана на 300 лет вперед. Видоефильм «Северный морской путь» (Приложение 2) - Во время просмотра постарайтесь запомнить имена, названия и новые слова. Беседа после просмотра: - В каком году впервые была пройдена экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» по северному пути? - Теперь вы догадались, почему ученые и исследователи работали над освоением Северного морского пути? - Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Практическая работа с картой (Приложение 3) - Чтобы убедиться в этом, посмотрим на карту в «Арктической азбуке» на стр.45. - Какие два порта являются крайними точками Северного морского пути? - Сравните два пути от Мурманска до Владивостока. - Через какие океаны проходит Северный морской путь? Работа в группах: - Сейчас вы поработаете в малых группах (по 4 человека). - Уточните по географической карте, по каким морям проходит Северный морской путь. Просмотр документального фильма «Севморпуть. Дорога во льдах (отрывок)» (Приложении 4) - Что вам больше всего запомнилось из фильма? Чтение с разметкой: - В тексте азбуки на стр.45 найдите предложение, в котором говорится о первых освоениях Северного морского пути. Прочитайте. Словарная работа: - Кто может объяснить, что такое «кочи»? | - М.В. Ломоносов Смотрят видеофильм и делают необходимые пометки (записи). - В 1932 году. - Да, путь объединяет удаленные друг от друга объекты. Находят информацию на карте, отвечают на вопросы. - Мурманск на западе пути и Владивосток - на востоке. - Северный путь короче. - Северный Ледовитый океан и Тихий. В группах работают с географической картой, обсуждают ответ и показывают моря на карте, которая висит на доске. Смотрят видеофильм, коллективно обсуждают. Находят информацию в тексте, отвечают на вопросы. - «Кочи» - русское мореходное парусное судно поморов промышленников; деревянное, одномачтовое. |
4. Обобщение и микровывод Задача: обобщить и сделать вывод, что Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. | (Приложение 1. Слайды 4 - 9) - Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Беседа после просмотра презентации: - Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Что можно перевозить с востока на запад и обратно? - Назовите два порта России Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые связаны Северным морским путем. Вывод: - Северный морской путь (СМП) - главная судоходная магистраль России в Арктике и является основой развития арктической транспортной системы. - Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты, о которых мы будем говорить на следующем занятии. | Просмотр и чтение презентации. Ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых. - Мурманск и Владивосток. |
6. Усвоение нового знания Задача: обеспечить осознание и осмысление значимости Северного морского пути (СМП) - главной судоходной магистрали России в Арктике. | Практическая работа с контурной картой: - А сейчас я предлагаю вам составить маршрут экспедиции «Архангельск – Владивосток» по северному морскому пути на контурной карте (Приложение 5) - Кто знает, может для кого-то из вас эта карта станет путеводной, и вы станете участником настоящей экспедиции по Северному морскому пути. | Составляют маршрут на контурной карте. |
7.Подведение итогов урока Задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке. | «Историческая ошибка» (Приложение 6) Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» | В парах читают текст и исправляют ошибку. - Нет, на ледоколе «Александр Сибиряков». |