Конспект урока по ритмике
Тема урока: Знакомство с матросским танцем «Яблочко».
«Морское путешествие».
Тип урока: комбинированный
Класс: 3а
Цель: разучить основные танцевальные шаги и элементы танца «Яблочко».
Формирование УУД:
Личностные результаты.
развитие эстетического вкуса и культуры поведения;
умение видеть свои достоинства и недостатки;
уважать себя и верить в успех;
воспитание чувства ответственности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
воплощение музыкальных образов при разучивании и использовании танцевальных движений.
Познавательные:
умение входить в зал организованно;
умение соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
умение выполнять игровые и плясовые движения;
умение выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
умение начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Коммуникативные:
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций;
учитывать разные мнения и интересы.
Предметные результаты.
выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне;
развитие музыкальности, развитие чувства ритма;
умение согласовывать музыку и движение.
Оборудование: морские воротники, флажки, красочная карта №1 и №2, бумага цветная, сундук с монетами (шоколадные монеты), глобус, бинокль, штурвал, якорь, канат№1 и №2.
Ход урока
1.Вводная часть:
Звучит морская мелодия+видео «море», входит в кабинет класс, строится в линии у хореографического станка (мальчики справа, девочки слева).
-Ребята, давайте все поприветствуем друг - друга и наших гостей (Поклон).
-Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать со своими родителями или бабушками и дедушками? (Да)
- А на каком транспорте вы уже путешествовали? (Самолет, машина, поезд).
- Путешествовать - это замечательно!
- Как вы думаете, судя по обстановке необычной, сегодня вас ждет какое путешествие? (морское)
Да, ребята, я предлагаю вам, сегодня отправиться, в увлекательное морское путешествие по островам, на нашем замечательном, большом корабле! Согласны? (Да)
- Тогда приглашаю всех подняться по трапу и занять свои места на нашем судне (Мальчики приглашают девочек, идут парами, выстраиваются в 3 линии – по 3 пары).
Дети под музыку распределяются по залу.
- Давайте, представим, что я – ваш капитан! А вы – мои матросы! И мне нужно выбрать 2 помощников: рулевого и штурмана. (дети поднимают руки…я выбираю Алексея и Диму)
-Кто такой рулевой, вы знаете? (это матрос, который отвечает за штурвал).
А кто такой штурман? (это матрос, который прокладывает курс кораблю, отмечает передвижение на карте и направляет рулевого.
-А теперь мальчики, помогите раздать всем воротнички-гюйсы.
-Вы знаете почему именно 3 полосы по краям, что они означают?
Существует несколько версий:
1) Три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
(у Гангута в 1714 году; у Чесмы в 1770-м; у Синопа в 1853-м.)
2) У основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
-Молодцы, ребята с первым заданием справились!!! (Свищу в свисток!!!)
Делаем разминку
Ну-ка, ребята, дружно все вместе
Мы отправляемся в путешествие.
Но для начала, но для порядка
Сделаем вместе морскую зарядку.
Руки на плечи друг другу положим,
Влево качнемся и вправо тоже.
Как на волнах нас море качает,
Ветер морской нас обдувает.
Ветром сорвало парус на рее,
Ну-ка подтянем канаты дружнее!
В бинокль осмотрим просторы морские.
Все море спокойно, стихла стихия.
-Ну что, готовы к отплытию? ( Да)
-Отдать швартовы! (это трос, которым привязывается корабль к пристани) (Мальчики снимают швартовы_канаты)
-Поднять якорь! (1убирает якорь)
-Курс – на острова….
-Полный вперед! (Гудок корабля)
Диме даю бинокль, карту с островами, а Леша встает к штурвалу.
2.Основная часть:
- Слышите, как море шумит? (шум моря и чаек)
-Ребята, а что такое море? (водное пространство). Давайте посмотрим на глобус, поищем моря и океаны… (Дети называют и показывают моря и океаны).
-Ребята, а вы знаете сколько всего океанов? (было 4, но с 2000г -5)
-Сколько всего морей? (81)
-Обратите внимание, какого цвета больше, синего и голубого-т.е. водного пространства, или коричневого, желтого, зеленого – суши.
-Конечно, на нашей планете Земля большую часть, а именно 70% занимают реки, моря и океаны. Дима смотрит в бинокль!
ДИМА: - Капитан!!!Справа по борту вижу необитаемый остров.
ДИМА: - Рулевой, направить корабль на остров!!!
ЛЁША: -Есть, направить корабль на остров!
Я: - Ребята, как же называется этот остров?
Остров №1 «Загадочный»
(буквы на экране раскиданы, нужно собрать их в слово)
-Ребята, вы должны отгадать загадки, а отгадки показать мимикой и жестами, т.е. пантомимикой!!!(видеоролик) - Волна, кит, осьминог, рак, водолаз, акула, рыбы.
-Вы большие молодцы, все загадки отгадали. За правильно выполненные задания получите от меня 1 часть карты. По ней вы сможете в конце нашего путешествия найти клад.
-Ну, что поплыли дальше!!! На корабле всегда нужны дополнительные плавательные средства – маленькие лодочки, как они называются? (шлюпки). Оригами «Лодочка»
-Давайте сделаем так, чтобы и на нашем корабле были такие. Мальчики, возьмите бумагу, приступаем, а девочки проконтролируют. (Вместе с детьми делаем бумажные лодочки).
- Молодцы, ребята! Лодочки, просто замечательные получились у нас!!!
- Вы в очередной раз доказали, что вы - настоящие моряки! (Ставим их на спец.отведенное место).
Смотрю в бинокль…..
-Ой, ребята кто-то приближается к нам на встречу…кто это? (видео кита)
-Мне кажется ему очень одиноко и грустно…давайте развеселим его нашим танцем (Русский народный танец , парный, быстрый «Утушка луговая»).
ДИМА: - Капитан, посмотрите вдаль…. Слева по борту вижу снова необитаемый остров…
-Рулевой, направить корабль на остров.
ЛЁША: -Есть направить корабль на остров!!!
Я: -Как же называется этот остров?
Остров№2 «Музыкальный»
-Кто-нибудь из вас, ребята, был уже на море? (…)
-Скажите, какое бывает море? (спокойным и неспокойным)
-Всегда ли одинаковое? (разное)
-Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы «Садко» Римского-Корсакова. И подумайте: какое состояние моря передается в этой музыке? (сначала спокойное море – штиль; потом трагичное, взволнованное - шторм).
-Вы все верно сказали. Получите за это 2часть карты.
Пальчиковая гимнастика
-Поплыли дальше…..а вы ребята знаете, что моряки должны быть сильными их руки в том числе….?(..)
-Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику
«Волны»
-Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это — море.
«Чайки»
-Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте, опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
ДИМА: - Капитан, справа по борту…какой-то остров…
-Рулевой, права руля!!!
ЛЁША: - Есть , право руля!!!
Остров №3 «Танцевальный»
-А вы знаете как называется матросский танец? («яблочко»)
- Он был придуман англичанами, у них он назывался хорнпайп, его танцевали только мужчины, потом со временем начали танцевать и женщины.
-Российские матросы переняли его, приукрасили своими элементами русского народного танца и с тех пор, он считается визитной карточкой флота. Невозможно представить моряка, который бы не умел танцевать яблочко.
-А вы хотите научиться танцевать как настоящие матросы?
-Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми комбинациями этого танца!
Разучивание танцевальных шагов и элементов танца «Яблочко».
1)Покачивания, руки за спиной.
1)«Бинокль» + 3 притопа
2)«Повороты» -одна рука под шапкой, другая на поясе.
3)«Ковырялочка с притопом»
4)Пятка-пятка, вперед и назад, как будто плавают
5) «Присядка» - по 1 позиции и на пятки.
6)«Веревочка» - движения такие, как будто матрос взбирается по канату, выполняется по 3 позиции.
7)Бег по кругу с откидыванием ног назад
8) Тянуть канат
Рисунки: «Воротца», «Волна», «Линия», «Круг».
-Я вам хочу показать фрагмент танца «яблочко» хореографического ансамбля И.Моисеева (видео)
-А теперь попробуйте сами сочинить маленький этюд, используя разученные элементы.
(Просмотр этюда).
-Вы танцевали как настоящие моряки, молодцы!!!
- Весело было на острове? (да)
- Но нам пора возвращаться обратно. А пока мы плывем, давайте проверим кто у нас на корабле сильнее девочки или мальчики?
Игра « Перетягивание каната» (Девочки против мальчиков) (2минуты)
-Ну, вот мы и вернулись….
-Принять швартовы!
-Опустить якорь!
-Опустить трап! (под музыку….пары идут обратно на свои места: девочки налево, мальчики направо). Приглашаю одну девочку и одного мальчика…
-Получите 3 часть карты.
-Давайте соберем нашу карту и посмотрим куда она вас приведет? Может быть найдете заветный клад!
1) 4 прыжка на 2 ногах от центра кабинета прямо в сторону гостей;
2) затем повернуть направо сделать 4шага;
3) затем повернуть снова направо;
4) добежать до стола, повернуть направо, дойти до дверей
повернуться налево….
-Ну, что есть там клад? (Да)
-Откройте же его!
-Что же там?
-А там монетки (шоколадные).
-А давайте всех угостим, и детей и гостей!!!
Урок заканчивать пора,
Мы с вами дружно танцевали,
У нас в гостях была игра.
Вам интересно было? (да)
3.Заключительная часть:
1.Подведение итогов.
-На каких островах мы с вами побывали сегодня? (......)
-На каком острове вам понравилось больше всего? (….)
-А что-то новое вы узнали на сегодняшнем уроке? (..)
-Я вами очень горжусь. Вы большие молодцы!
-Обратите свое внимание, на выставку книг, если вас заинтересовала морская тема, то вы можете взять понравившуюся книгу домой.
2.Д/задание: Я, предлагаю вам, к следующему уроку нарисовать свое море, каким вы его представляете. Затем мы с вами оформим выставку рисунков.
3.Поклон.Уход.