СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Московия глазами иностранцев в XV-XVI в.в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для социально-гуманитарного класса 10 класса по истории

Просмотр содержимого документа
«Московия глазами иностранцев в XV-XVI в.в.»

26.05 2015

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Московия глазами иностранцев в XV-XVI в.в.

ФИО (полностью)

Жолтикова Наталья Владимировна

Место работы

ГБОУ школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

10 (профиль)

Тема и номер урока в теме

Тема 3: «Россия в конце XV-началеXVI века». Урок 36

Базовый учебник

и профильный

История: программа:10-11 классы общеобразовательных организаций

/О.Н. Журавлева, Т.П.Андриевская, Л.В.Искровская и др./- Вентана-Граф,2014.-192с

История России.10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. О.Н. Журавлева., Т.И. Пашкова, Д.В.Кузин, Л.В.. Под редакцией чл.- корреспондента РАН Р.Ш. Ганелина. Базовый уровень. Профильный уровень


8. Цель урока: Сформировать представление об особенностях путевых записок, дипломатических отчетов как вида исторических источников

9. Задачи:

-образовательные: расширение социального опыта учащихся путем овладения умениями и навыками комплексной работы с различными видами исторических источников и критического анализа содержащихся в них информации;

-развивающие: создание условий для выработки познавательного интереса, умения самостоятельно получать знания и использовать их в новых условиях;

-воспитательные: воспитание любви и уважения к Отечеству

10. Тип урок: изучение нового материала

11. Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

12. Ведущая технология: технология духовного общения.

13. Межпредметные связи: МХК, литература, русский язык.

14.Ожидаемый результат: выяснить, что записки современников-иностранцев о Руси и России - ценные исторические свидетельства¸ особенность путевых заметок, дипломатических отчетов как вида исторических источников.

Предметные УУД: систематизировать исторические факты; формулировать аргументированные оценочные суждения;

использовать карту как источник исторической информации; осуществлять поиск дополнительных сведений в исторических источниках разного типа;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию. необходимую для ее решения.

Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; владеть условиями самоконтроля, самооценки; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал

Личностные УУД: давать оценку и выражать свое отношение к изучению нового материала, овладение механизмом оценивания исторических событий и личностей в истории.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично- поисковый.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Элементы современных технологий, используемых на уроке: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (работа в паре), информационно-коммуникативные технологии.

15. Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, контурная карта «Завершение объединения Московского государства в XV- первой половине XVI века», интерактивное наглядное пособие. История России с древнейших времен до XVI века.-Дрофа.2006,учительский компьютер, проектор, экран, дидактический и раздаточный материал, презентация учителя, презентация ученика «Образ России XV-XVI в.в.: история и современность», выставка элементов русского быта.

16. Список используемой литературы: Учебник, Ю.П.Господарик. История России.10-11 классы. Хрестоматия. Учебное пособие для уч-ся общеобразовательных организаций,- М: «Вентана-Граф», 2014

17. Ход урока (этапы).

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6


I.Оргмомент. Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Презентация учителя. (Приложение)

Слайд №1,2

иллюстрация картины А.Васнецова- Москва XVII века.

Приветствие. Актуализация знаний

Шли годы и с Московию во главе

Неспешно потихоньку понемногу

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство

Как из перстов слагается кулак...

Почему с Московией единое слагалось государство?

Эвристическая беседа с обучающимися.


5 мин.


1

2

3

4

5

6




Слайд №3


Для организации контроля на уроке, учитель предлагает опираться на самооценку, взаимооценку

Учитель консультирует.

Создание алгоритма оценивания



II. Актуализация знаний, повторение изученного материала, необходимого для «нового знания».

Слайд № 4,5

Карта «Россия во второй половине XV-начале XVI века» (на доске интерактивная карта)


Какие важные изменения произошли в России во второй половине XV-начале XVI века?

Обозначить на к/к территорию Московского княжества и основные исторические события.

Учитель консультирует

Перечислить и аргументировать основные признаки централизованного государства.

Учитель консультирует

Вывод: Таким образом, появился особый интерес к России со стороны других стран, в первую очередь европейских.

Они даже придумали название «Россика».

Работа с к/к

Самопроверка






Работа с признаками централизованного государства.

Взаимопроверка

5 мин.


III.Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний


Что такое исторический источник?








Какие типы исторические источники вам известны?

Ответ: И.И.- это документы и предметы материальной культуры, непосредственно отразившие исторический процесс, отдельные события в различные эпохи.

Эвристическая беседа

25 мин.


2.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы, определение целей и задач


Слайд №6.7

Учитель работает над мотивацией, используя высказывание: «Изумленная Европа в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах», К.Маркс

Объясните высказывание, используя знания по теме: «Международные отношения России»

А) Постановка проблемы;

Б) поиск решения;

В) обобщение

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

Учитель консультирует.

Дискуссия

Постановка цели и задач урока.



3.Открытие новых знаний

Слайды 8-12

Работа с документами и ответ на вопросы (Приложение)

Каким образом автор оказался в Московии, чем он занимается?

Что описывает автор. Какой теме он больше всего уделяет внимание?

Что удивляет автора, что кажется ему не привычным на европейский взгляд?

Что нового можно узнать о быте, характере, традициях русских людей?

Как настроен автор по отношению к русским - доброжелательно или нет?

Учитель консультирует

Учитель консультирует

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.

Работа по группам с текстом документов.

Взаимопроверка

Самооценка



4.Первичное закрепление


Загадки из ларца.

1.Давайте зайдем в один из домов и посмотрим, чем там нас будут угощать?

2.Черный ящик. (Ящик с заранее в него положенным предметом)

Овощ, распространенный на Руси, использовался в пищу в вареном, сыром виде, вместе с маслом, квасом!

В нашем районе его именем названа улица…Плод- герой русских сказок…

Ролевая игра:

Что могло стоять на столе в XVII веке?

«Проще пареной репы»




Самооценка



5. Актуализация знаний в новой ситуации

Презентация учащихся (Приложение)

Проблемно-исследовательская деятельность. Правда и вымысел о России вначале XXI века глазами иностранцев

Подведение итогов в решении проблемного задания Учитель консультирует


Индивидуальный исследовательский проект.

Дисскуссия

Самооценка.

Осмысление изученного материала, систематизация исторической информации



IV. Информация о домашнем задании.

Слайд №13

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных интересов:

1.вариант - ответ на проблемный вопрос: Какой видели иностранцы Россию во второй половине XV-начале XVI века?

2.вариант-эссе «Правда и вымысел о России в истории».

3 вариант. Составьте тест по истории России XV-XVI в.в.

Учитель консультирует

Запись домашнего задания

2 мин.


V.Рефлексия.

Обобщение, систематизация и закрепление знаний.


«Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни как русские. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними!» Ченслор, английский посол при дворе Иоанна IV Грозного.

Уроки истории всегда важны для нас, история не застывшая наука, она продолжает учить своих потомков. В чем вы видите актуальность исторических событий сегодня? ( Фразой, цитатой, ответьте на вопрос).

(Приложение)

На отдельном листе учащиеся отражают в виде предложения, цитаты свое отношение к теме урока.

(Приложение)





5 мин.


VI. Выставление оценок


Подведение итогов урока и самооценки обучающимися.

Учитель консультирует.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

2 мин.