СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок,посвященный созданию Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Музыкальный ряд выбирается по желанию учителя.

Просмотр содержимого документа
«Московская консерватория им. П.И.Чайковского»











Тематический урок

посвященный Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

















г.Коломна, 2017 г.







Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

В XVI веке в Италии консерваториями назывались городские приюты, в которых содержались и воспитывались сироты и беспризорные дети. Здесь детей обучали разным ремеслам, а начиная с XVII века чаще всего готовили из них профессиональных музыкантов. Постепенно консерваториями в Италии, а затем и в других европейских странах стали называть музыкальные училища. В XVIII веке итальянские консерватории уже играли большую роль в подготовке музыкантов-исполнителей и композиторов.

Пианист и дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 г. на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества, которое ставило своей целью создание музыкальных школ консерваторий.

Николай Григорьевич Рубинштейн стал первым директором Московской консерватории. Он являлся руководителем и организатором всей московской музыкальной жизни.

Для помещения консерватории Н.Г.Рубинштейн арендовал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Этот дом простоял до 1941 года, когда был полностью разрушен фашистской бомбой.

В числе преподавателей консерватории был 26-летний Петр Ильич Чайковский; он вел теоретические предметы. Теорию музыки преподавал Н.Д.Кашин. Фортепианному искусству обучал Иосиф Венявский, брат знаменитого скрипача, класс скрипки вели выдающийся чешский виртуоз Фердинанд Лауб и композитор Людвиг Минкус, написавший музыку к балету «Дон-Кихот», пению учила известная певица Большого театра А.Д. Александрова-Кочетова.

Обучение было платным - сто рублей в год. Контингент учеников составляли в основном выходцы из разночинных кругов, молодые люди обоих полов. Срок обучения первоначально составлял для вокалистов - пять, для инструменталистов - шесть лет.

1870 -1871 учебный год был последний, в котором консерватория помещалась у Арбатских ворот. В 1871 году владелица дома потребовала увеличения арендной платы почти вдвое. Средств не хватало, число учащихся постепенно возрастало, помещение становилось тесным. Пришлось снять новое, более вместительное здание по адресу Большая Никитская улица, дом №13.

В начале XVIII века земля, на которой стоит консерватория, принадлежала князьям Прозорским, затем перешла к князьям Долгоруковым. В мае 1766 года у князя Николая Долгорукова землю купила княгиня Екатерина Романова Дашкова, урожденная Воронцова. Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.

Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. 

После смерти княгини Е.Р.Дашковой (1810 г.) усадьбой владел ее племянник граф Михаил Семенович Воронцов. Он и его наследники сдавали усадьбу под самые разные учреждения, а так же и частным лицам. В 1820 года здесь жил композитор и музыкальный педагог Джон Фильд; в 1829 году располагался пансионат Дарьи Данкварт; в 1830-е годы часть дома снимает художник Иван Дурнов, у него остановливался русский живописец Карл Брюллов. Зимой 1832 года здесь снимали квартиру родители А.С.Пушкина. В подвалах же находилось хранилище вин.

В 1871 году сюда вселяется новый арендатор - Московская консерватория. Основным средством существования консерватории были пожертвования и деньги, взятые под векселя.

Николай Григорьевич Рубинштейн был бессменным руководителем Московской консерватории до самой своей безвременной смерти, последовавшей 11 марта 1881 года. На похоронах его прах до могилы провожала вся Москва.

Смерть Н.Г.Рубинштейна была для Московской консерватории жестоким ударом и внесла в ее внутреннюю жизнь смуту и шаткость. К этому еще присоединились материальные затруднения, постоянно возраставшие и начавшие угрожать самому существованию консерватории. Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.

Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.

Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.

К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.

При постройке нового здания то немногое, что можно было использовать от старого, сохранили. Это фасадная стена главного корпуса с полуротондой на уровне двух этажей (точнее его коробка). К нему сделали пристройку, весь он был накрыт еще двумя этажами и соединен с главным корпусом. Все остальное было сломано и построено заново. Строительство поручили Василию Петровичу Загорскому, опытному архитектору. В.П.Загорский составил проект бесплатно и предложил свои услуги консерватории, заявил о своем согласии «сохранить за собой пожизненно и безвозмездно» должность архитектора при здании консерватории.

В августе 1894 года начали ломать строения бывшего дашковского дома. 27 июня 1895 года состоялась торжественная закладка нового здания. Сафонов и другие высокопоставленные участники церемонии положили в приготовленное место серебрянные рубли свежей чеканки, в фундамент была вложена памятная металлическая доска, на которую участники уложили первые кирпичи.

Строительство громадного дома под неусыпным наблюдением В.И.Сафонова развернулось быстрыми темпами. К осени 1897 года было закончено сооружение всех классных комнат, квартир служащих.

Во время сноса старого и постройки нового здания занятия в консерватории не прекращались. С 1894 по 1898 год консерватория арендовала помещения в доме князя С.М.Голицына по Волхонке, дом №14.

25 октября 1898 года состоялось открытие Малого зала консерватории. Эта дата совпала с пятилетием со дня смерти П.И.Чайковского. Учащиеся ознаменовали открытие Малого Зала «музыкальным утром памяти Чайковского» - концертом из его произведений. Тогда же начались занятия в классах нового помещения.

Наконец, 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ по сооружению консерватории.

















Новое здание консерватории 1901 г.







































Кабинет В. И. Сафонова, 1890-е годы.

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона. Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.





















Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху – прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям.



































Учительская, 1890-е гг

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.





















Репетиция в Большом зале консерватории, 1900 год

Когда перестраивали здание консерватории, предполагалось посреди двора, выходящего на Никитскую улицу, поставить памятник Н.Г.Рубинштейну. Но средств на осуществление этого не удалось получить. У В.И.Сафонова возникла мысль о создании музея имени ее основателя Н.Г.Рубинштейна при консерватории, и даже было приготовлено помещение в виде большой светлой комнаты при библиотеке, но оборудовать его за неимением средств в то время не удалось. И только в 1912 году М.И.Ипполитов-Иванов решил, что надо, наконец, увековечить память Н.Г.Рубинштейна хотя бы основанием музея имени его.

Великая Октябрьская социалистическая революция широко открыла двери консерватории для всех желающих приобщиться к высокой музыкальной культуре. Если до 1917 года в консерватории обучались почти исключительно выходцы из среды буржуазной интеллигенции, то после революции сюда пришли новые люди: благодаря отмене платы за обучение двери консерватории широко открылись для молодых людей - выходцев   из трудящихся классов. Пост директора занял музыкальный деятель М.М.Ипполитов-Иванов.                 

В декабре 1946 года состоялись торжества по случаю 80-летия консерватории. Указом Президиума Верховного Совета СССР она была удостоена высшей награды - ордена В.И.Ленина. Орденами и медалями были награждены многие ветераны консерватории, ее старейшие преподаватели и сотрудники.

Консерватория превратилась в общепризнанный музыкальный центр мирового значения. С 1958 года в Большом зале каждые четыре года проводятся Международные конкурсы имени П.И.Чайковского.

В 1966 году, в связи с торжественным празднованием столетия консерватории, ее знамя украсила высокая и заслуженная награда - второй орден В.И.Ленина.



К 1954 году перед главным корпусом открыт памятник П.И.Чайковскому (скульптор В.И.Мухина, архитекторы А.А.Заварзин и Д.В.Савицкий). На памятнике золотом начертаны слова: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому»

Памятник окаймлен решеткой с нотными записями отрывков из наиболее известных произведений композитора. Позади посажены русские березы...



В настоящее время в Консерватории действуют следующие факультеты:

  • вокальный

  • дирижерский

  • историко-теоретический

  • композиторский

  • оркестровый

  • фортепианный

  • исторического и современного исполнительского искусства

В состав Консерватории входят аспирантура и ассистентура-стажировка, Музей имени Н. Г. Рубинштейна, Оперная студия, сектор педагогической практики с вечерней музыкальной школой-десятилеткой, Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева (одна из крупнейших музыкальных библиотек РФ), Информационно-вычислительный центр, Лаборатория звукозаписи (с 1947), Проблемная научно-исследовательская лаборатория, Научно-исследовательский центр церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского, Научно-издательский центр «Московская консерватория», Научный центр народной музыки им. К.В. Квитки, Научно-творческий центр современной музыки, а также другие учебные и научные структуры.

Коллектив Консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.

В канун грандиозного 150-летнего юбилея Московская консерватория меняет свой облик. Один за другим открываются корпуса после капитальной реконструкции.

В 2011 году, после продолжительной и кропотливой работы, открылся Большой зал, восстановлен его первоначальный вид и уникальная акустика. В ходе реставрации вернулся витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной Войны.

В 2013 году был отремонтирован второй учебный корпус (концертный зал имени Н. Я. Мясковского).

В 2015 году открывается Малый зал, кроме внешнего вида восстановлено аллегорическое панно Николая Егорьева.

В 2016 году завершается реставрация одного из красивейших залов Москвы – Рахманиновского зала Московской консерватории.

Творения великих архитекторов и инженеров возрождаются в XXI веке, неся с собой неповторимое величие и обаяние русского музыкального искусства.

Преображение консерватории затрагивает не только здания — исторические памятники, но и новые проекты:

Строятся один за другим корпуса нового студенческого комплекса – уникального проекта для Российского ВУЗа (учебное заведение объединяет все стороны жизни и творчества студенческой молодежи и учителей).

Серия концертов, посвященная юбилею, пройдет в сентябре 2016 года. Со сцен консерваторских залов публику будут встречать прославленные артисты современности: Геннадий Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Николай Луганский...