СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Московские каникулы.Переделкино.В гостях у Б.Пастернака, Б.Окуджавы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое лето я непременно еду в гости к старшей дочери, которая живёт в Москве.Там же встречаюсь со своими близкими подругами, с которыми училась в школе в одном классе.Они давно уже москвички.Мы ходим в театры,на выставки. ездим на экскурсии.Часто эти экскурсии связаны с литературными местами.Думаю, будет интересно вместе со мной побывать на некоторых из них.Переделкино.

Просмотр содержимого документа
«Дом»

Дом-музей Б.Л.Пастернака

Пастернак в Переделкино стал жить с 1935 года.

Вначале Борис Леонидович получил дачу № 1 по ул. Тренева, где и прожил до 1939 года. Место это и дом, видимо, не пришлись ему по душе. Он писал в 1938 году родителям: «Я продолжаю жить тут, – один в большом двухэтажном, плохо построенном доме (три года, как он построен, а уже гниет и проваливается), в сыром лесу, где с пяти часов темнеет и ночью далеко не весело, только потому, что неизбежный при этом обиход (в отношении отапливанья, уборки, стряпни и прочего) напоминает мне 19 и 20-й годы…»
В дом № 3 по улице Павленко Пастернак переехал в 1939 году. До Пастернака дачу занимал писатель Малышкин.
Надо сказать, что все дачи тогда числились на балансе Литфонда, а за писателями закреплялись права пожизненного пользования. После смерти «ответственного съемщика» дача по тогдашним правилам передавалась следующему «дачнику» из писательского же числа. Не стоит говорить о том, что в конце 30-х некоторые дачи естественной смерти своих жителей не дождались – дальше «по очереди» передавались дачи, оставшиеся после репрессированных писателей. Так освобождались дачи Пильняка, Киршона, Артема Веселого, Льва Каменева…
Пастернака не за что упрекнуть – писатель Александр Малышкин, автор повести «Падение Даира», репрессирован не был, а действительно умер в 1938 году.
На этой даче Пастернак прожил 21 год.

Пастернак любил возиться на своем участке. Сажал что-то, хлопотал и был очень гармоничен в этом.
«…Пастернак не был праздным, в природе он был деятельным. Я видел его в саду с лопатой, с засученными рукавами, вдохновенно копающим гряды, славящим языческое плодородье. Он был вписан в Переделкино, как знаменитая древняя церковь, как самаринский пруд, как сосны по дороге на станцию…»-рассказывал поэт Виктор Боков, тоже переделкинский житель.

Я за работой земляной
С себя рубашку скину,
И в спину мне ударит зной
И обожжет, как глину…

Из стихотворения «Летний день», 1940, 1942 

Дом внутри оказался не таким большим, каким он казался снаружи. Основной вход – тот, которым пользовались хозяева, сейчас закрыт. Посетители входят по боковому крыльцу, выходящему к хозяйственным постройкам, и к которому от входа на участок ведет аллея.

На первом этаже- гостевая комната, комната Зинаиды Николаевны – жены Бориса Леонидовича, столовая, веранда с полукруглыми окнами. 

Хозяйкой дома стала Зинаида Николаевна, первым мужем которой был Г.Г.Нейгауз, профессор консерватории и прекрасный пианист, с ним Пастернак останется дружен до конца жизни. Для поэта роман с женой друга был мучителен и прекрасен, это было "второе рождение", именно так будет назван сборник стихов, написанный в то время.

Зинаида Николаевна- немногословная и хозяйственная- обеспечивала надёжный тыл своему мужу. Он не сможет предать её и уйти тогда, когда вспыхнет другая любовь к Ивинской. Так и будет жить "на два дома".

На первом этаже в первом зале мы видим картины отца Б.Пастернака. Несколько слов о нём.

Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации.







Л. О. Пастернак имел привычку постоянно зарисовывать, делать наброски в альбомах: «...только тогда и ценен набро­сок своей естественностью, не позированием». Стремление к естественности, к непосредственному переживанию нату­ры в неповторимых впечатлениях наиболее полно раскры­вается в рисунках. Художник предпочитает работать пас­телью, углем, итальянским карандашом. Легкая непринуж­денная манера исполнения, сознательная незаконченность, импровизационность придают рисункам поэтическую недо­сказанность, которая становится главным удожественным  приемом мастера в законченных работах.

С этими рисунками отца, сделанными в Оболенском, связана интересная история. О ней я прочитала в книге Дмитрия Быкова о Б.Л.Пастернаке.

Летом 1903 года семья Пастернаков снимала дачу в Оболенском, близ Малоярославца; 6 августа Пастернак – тринадцатилетний мальчишка - отправился в ночное, где сел на неоседланную лошадь. Лошадь понесла и на прыжке через широкий ручей сбросила его, а над упавшим мальчишкой пронесся табун. К счастью, лошади не затоптали его, но сломанное бедро так и не срослось как надо – правая нога осталась короче левой на полтора сантиметра на всю жизнь. И всё это на глазах семьи: отец - художник Леонид Осипович Пастернак- собирался писать картину «В ночное», а домашние помогали ему с красками и мольбертами.
Пастернак вспоминал в 1913 году, что, очнувшись, уже с загипсованной ногой, переживал случившееся и повторял ритмы скачки и падения. И неожиданно открыл для себя, что слова тоже могут подчиняться музыкальному ритму.
«…И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до тех пор приходило без начала и при первом обнаружении стояло уже тут, как природа…»
Это и было его преображением. Спасение стало новым рождением, а на мистические переживания наталкивал отмечавшийся в тот день, 6 августа, праздник Преображения Господня, одного из самых вдохновенных событий Евангелия.

Чуть дальше вы увидите сапоги Б.Л.Пастернака. Обратите внимание на то, что подошва на одном из них толще, чем на другом. Вся обувь поэта делалась на заказ. Подростковая травма избавит Пастернака в дальнейшем от службы в армии и от участия в войне."Полноценного" участия.











Все кувшины в доме - это подарки из Грузии. Дарили их П.Яшвили и Т.Табидзе. В первой половине 20 столетия с Грузией связали своё творчество такие светила русской поэзии, как К. Бальмонт, О. Мандельштам, М.Цветаева, А.Тарковский, П. Антакольский, А.Межиров, Н.Заболоцкий, Б. Пастернак и другие.
На фоне перечисленных блистательных имён русских поэтов-классиков выделяется имя Бориса Пастернака. Грузия стала судьбой великого поэта. А дружба с Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили превратилась в легенду и путеводную звезду для поэта, который желал понять и полюбить древнюю и вечно брызжущую свежей энергией грузинскую культуру. Именно тогда в творчество Пастернака впервые входит тема Грузии как второй, духовной Родины. По собственному признанию поэта, сближение с Грузией и грузинской культурой стало для него "творческим освобождением".Пастернак перевёл творения В.Пшавела, Т. Табидзе, П.Яшвили, В.Гаприндашвили и других. Это поистине блистательная антология грузинской поэзии, ставшая фактом и русской поэзии.

В доме много комнатных растений. На всех подоконниках- горшочки с геранью. Сразу вспоминаются строчки из стихотворения Б.Пастернака "Снег идёт" :

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет...





Самый удачный портрет Б.Л.Пастернака

Рояль...Он всегда сопровождал жизнь всех Пастернаков. Мать поэта была музыкантшей.
С самых ранних лет, всё своё детство и отрочество под бдительным контролем отца Розалия Исидоровна Кауфман трудилась как взрослая — играла на рояле. Уже в десятилетнем возрасте она стала выступать с концертами по городам России и Восточной Европы. О виртуозной игре юной пианистки в газетах писали хвалебные рецензии. Сам Антон Рубинштейн, известный российский композитор, пригласил 14-летнюю Розалию в Петербург и присутствовал на репетиции её концерта. Позже Борис Пастернак так рассказывал об этом: «Когда она окончила, он поднял девочку над оркестром на руки и, расцеловав, обратился к залу со словами: "Вот как это надо играть"».

В доме в разные времена бывали А.Ахматова, А.Эфрон, К.Чуковский, Вс.Иванов, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава. Все собирались у рояля. На прекрасном инструменте фирмы 'Бехштейн' играли выдающиеся пианисты: Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина.



Далее..

Второй этаж. Почти весь второй этаж занимает кабинет, совмещенный с жилой комнатой с окнами на обе стороны. Очень светлый. Рядом - веранда, которую Пастернаки использовали как хозяйственную комнату. 

Аскетическая обстановка кабинета - ничего отвлекающего от служения литературе.

Здесь создаётся весной 1941 года цикл стихов 'Переделкино'; его Пастернак считал тогда своим 'лучшим из всего когда-нибудь написанного'. Здесь он закончил роман 'Доктор Живаго' с вошедшими в него 'Стихотворениями Юрия Живаго', переводил Шекспира и Гете, работал над последним циклом стихов 'Когда разгуляется...'. Пьеса 'Слепая красавица' осталась незавершенной...

Именно в этом доме он узнал, что 23 октября 1958 года ему присуждена Нобелевская премия по литературе. Как известно, его мировая слава обернулась жесточайшей травлей на родине.















'В часы стихов и скорби, одетый, как местный мастеровой или путевой обходчик, в серую кепку, темно-синий габардиновый прорезиненный плащ, а когда была грязь, заправив брюки в сапоги, он выходил из калитки и шел налево, мимо поля, к роднику, иногда переходя на тот берег' (А.Вознесенский). Здесь все осталось, как при прежних обитателях. Музей благоговейно хранит атмосферу ушедшего времени.







Б.Л.Пастернак скончался 30 мая 1960 года в этом доме от рака лёгких (в медицинском заключении написано: от рака желудка, давшего обширные метастазы в лёгкие), в небольшой комнатке, "рояльной", как её называли.

Похоронен 2 июня на Переделкинском кладбище, ставшем теперь мемориальным.



Далее...



Дом-музей Б.Ш.Окуджавы

В 1987 г. Союз писателей выделяет Булату Окуджаве дачу в Переделкино. Он берет в аренду небольшой домик и поселяется в окружении коллег-единомышленников по писательскому цеху — Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, В. Иванова и др. Здесь ему хорошо работается, много и плодотворно пишется, он принимает гостей, отсюда уезжает на гастроли, сюда возвращается и работает, работает. Последние десять лет жизни, которые выпали на 90-е годы, Окуджава, в основном, жил на своей даче в Переделкино. Здесь Окуджава написал автобиографическую повесть «Упраздненный театр» (она получила Букеровскую премию), много рассказов, отсюда уехал в последнюю поездку к друзьям в Германию , а потом в Париж.  В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле..

Над гостеприимным столом в саду растянут разноцветный тент. Из года в год он укрывает от дождя и солнца гостей музея. Здесь проходят еженедельные встречи и концерты- "Булатовы субботы", весёлые детские праздники, спектакли и занятия- "Булатовы воскресенья", лекции "Неожиданные встречи".

Во дворе в будке живёт пёс Музей. Он, видимо, привык к посетителям, не лает.

Дом-музей разделен на две части, одна из которых полностью посвящена жизненному и творческому пути поэта.


Здесь все напоминает о великом барде: вся обстановка и интерьеры сохранены в том виде, в котором они были при жизни Булата Шалвовича.


Помимо этого в мемориальную экспозицию музея включены архивы Окуджавы, его библиотека, видео- и аудиозаписи, семейные портреты, фотографии, предметы быта.




Музей также известен уникальной коллекцией колокольчиков, собранной поэтом за долгие годы.



Рассказывают, что соседка по даче Б.Ахмадулина подарила Окуджаве колокольчик, чтобы он оповещал о её приходе. С тех пор все решили, что поэт коллекционирует колокольчики, стали их дарить. Так родилась коллекция...

Во второй части музея Окуджавы в Переделкино, которая посвящена эпохе 60-х годов и окружению известного барда, проходят интереснейшие литературные вечера и концерты, на которых звучат под гитару песни Булата Шалвовича и других исполнителей. Здесь же проводятся творческие встречи с писателями, поэтами, музыкантами разных поколений. Именно здесь мы укрылись от дождя и слушали гитаристов.



Его не стало летом 1997 года.