СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва – столица Российского государства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудом ремесленников было создано много сооружений (храмов), которые сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом с многочисленными памятниками архитектуры являлась Москва - столица России.

Просмотр содержимого документа
«Москва – столица Российского государства»

Тема: Москва – столица Российского государства

Цель

Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.

Задачи

Образовательные: дать учащимся представление о строительстве Московского кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения (крепости), замечательным произведением русского зодчества.

Коррекционно-развивающие: развить умения работать с иллюстрациями; анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русскому народу – творцу материальных и духовных ценностей; воспитывать бережное отношение к историческому достоянию; пробудить у учащихся понимание красоты русской культуры.

Основные знания

Москва – столица Российского государства, Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.

Основные термины и понятия

Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

Оборудование и материалы

Иллюстрация «Крестьянская изба», карточки с заданиями, схема Кремля, репродукции картин В. Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване IV», «Московский Кремль при Иване Калите», лента времени, карта «Русское государство в XVI в.».

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

1)Оргмомент

2)Повторение пройденного материала

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? Что нового узнали?

Учитель проводит опрос, опираясь на иллюстрацию «Крестьянская изба».

Задания.

  1. Опишите крестьянское жилище, используя слова для справок ( печь, деревянная изба, оконце, затянутое бычьим пузырем, лучина, лапти, прялка, деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол, лохань).

  2. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени:

кровать стулья

люстра полати

чугунок подсвечник

лавки кастрюля

чайник полки

шифоньер самовар

шкаф для посуды лучина

бадья сундук

  1. Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.

- Жили в хоромах с несколькими светлицами.

- Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.

- Ели из золотой и серебряной посуды: чарки, ковш, блюдца.

4. Продолжите предложение:

Дом, хозяйственные постройки, богатая одежда, вся утварь сделана руками…

  1. Вспомните, какие ремесленные профессии существовали в Российском государстве?

Продолжите перечисления:

зодчие, кузнецы, ткачи…

  1. Что такое «Домострой»?

Советы по строительству дома

Полезные правила и советы, по которым следует жить

Сборник песен, пословиц.

Выберите правильный ответ.

3) Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя.

Трудом ремесленников было создано много сооружений (храмов), которые сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом с многочисленными памятниками архитектуры являлась Москва – столица России.

Сообщение темы урока:

«Москва – столица Российского государства».

4) Изучение нового материала

Показ на карте территории Российского государства.

- Вспомните, когда была основана Москва.

Поставьте дату на ленте времени.

Показ на карте г. Москвы.

Урок-путешествие

Рассказ учителя.

Демонстрация иллюстраций «Москва при Дмитрии Донском», « Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».

- В чем вы видите различия на этих иллюстрациях?

- Как выглядел Кремль в XII?

Задание. Подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля

Соедините стрелками

1.Деревянные 3.Иван III

2.Белокаменные 2.Дмитрий Иванович

3.Кирпичные 1.Иван Калита

В ходе рассказа учитель записывает на доске.

Храмы: Успенский, Архангельский, Благовещенский, Чудов и Вознесенский.

Печатный и Посольские дворы, Митрополичный двор, иконописные мастерские, библиотека Ивана Грозного.

Учитель контролирует запись.

Во время рассказа на схеме Кремля учитель обозначает объекты цифрами.

Демонстрация иллюстраций:

Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата.

Опережающие задания.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти».

Словарная работа: архитектор

- Что построил в Москве итальянский архитектор Аристотель?

Рассказ учителя сопровождается дополнительными сведениями о строительстве нового Кремля.

Демонстрация схемы Кремля.

Вопросы для беседы.

  1. Из какого материала строили новый Кремль?

  2. Какова история создания собора Василия Блаженного?

  3. Какова толщина и высота стен?

  4. Сколько всего башен у Кремля?

  5. Почему Красная площадь так называлась?

  6. Почему Красная площадь была особенно многолюдной?

  7. Что находилось внутри Кремля?

Работа с текстом.

- Какой храм стал усыпальницей русских царей?

- Какой храм стал домашней церковью русских царей?

Словарная работа: усыпальница, надгробие, сквернословить.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Убранство царского дворца».

- Что находилось внутри царского дворца»?

Словарная работа: изразцы.

- Что вешали на стены?

Задание. Составьте вопрос к данному (учитель указывает) абзацу.

Контролирует выполнение задания.

Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

5) Первичное закрепление нового материала

Вопросы для беседы.

  1. Как выглядела Красная площадь в конце XV и XVI вв.?

  2. Назовите древние сооружения Московского кремля и Красной площади, сохранившиеся до наших дней.

Задание. Расположите изображенное на картинах А.М. Васнецова в хронологической последовательности. Обоснуйте правильность своих действий.

« Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».

Задание. Игра « Третий лишний», успенский собор – Благовещенский собор. Реки: Москва – Неглинная – Волга.

6) Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу.

7) Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, составить монологический рассказ об убранстве царского дворца.

8) Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания.

Прочитать и рассказать об Ивановской площади.