СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотив дороги в литературе/Первое направление "Человек путешествующий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации сделан обзор произведений, которые были изучены на уроках литературы, что поможет обучающимся в написании сочинения по первому направлению.

Просмотр содержимого документа
«Мотив дороги в литературе/Первое направление "Человек путешествующий"»

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»    Итоговое сочинение 2021

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Итоговое сочинение 2021

Слова «дорога», «путь» многозначны: это может быть и конкретное пространство , которое проходит, проезжает человек от одного пункта к другому; но это и этапы жизни как отдельного человека , так и всего народа, страны . Тема дороги– одна из ведущих в русской литературе.  Роль данного образа-символа различна в произведениях.
  • Слова «дорога», «путь» многозначны: это может быть и конкретное пространство , которое проходит, проезжает человек от одного пункта к другому; но это и этапы жизни как отдельного человека , так и всего народа, страны .
  • Тема дороги– одна из ведущих в русской литературе.  Роль данного образа-символа различна в произведениях.
Мотив дороги  помогает лучше раскрыть внутренний мир героя , ведь именно в дороге герой часто размышляет о смысле жизни, строит планы на будущее, видит красоту окружающего пейзажа, познаёт что-то новое, высказывает свои взгляды.
  • Мотив дороги  помогает лучше раскрыть внутренний мир героя , ведь именно в дороге герой часто размышляет о смысле жизни, строит планы на будущее, видит красоту окружающего пейзажа, познаёт что-то новое, высказывает свои взгляды.
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» Важна дорога, по которой Чичиков бесконечно “колесит” на своей бричке с кривыми колесами; дорога как путь , по которому движется птица-тройка, Русь и русский народ, отдельный человек .

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

  • Важна дорога, по которой Чичиков бесконечно “колесит” на своей бричке с кривыми колесами; дорога как путь , по которому движется птица-тройка, Русь и русский народ, отдельный человек .
Мотив   дороги   в  поэме очень многогранен. Образ  дороги  воплощается в прямом, непереносном значении - это то ровная  дорога , по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова (
  • Мотив   дороги   в  поэме очень многогранен. Образ  дороги  воплощается в прямом, непереносном значении - это то ровная  дорога , по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова ("Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку"), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которую вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке: "Лежавшая на  дороге  пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку".
Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь. Главный персонаж плутает на развилках. Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути (бездуховное накопительство) . Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. 
  • Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь.
  • Главный персонаж плутает на развилках.
  • Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути (бездуховное накопительство) .
  • Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. 
В конце поэмы дорога ассоциируется ассоциируется с образом России. Дорога символизирует исторический путь , его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны. Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям. «…Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…»
  • В конце поэмы дорога ассоциируется ассоциируется с образом России. Дорога символизирует исторический путь , его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны.
  • Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям.
  • «…Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…»
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме мотив дороги воспринимается как буквально (мужики идут по дороге от одного героя к другому), так и символически (счастье, поиск жизненного пути).

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • В поэме мотив дороги воспринимается как буквально (мужики идут по дороге от одного героя к другому), так и символически (счастье, поиск жизненного пути).
Ищут счастливых людей герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», да не так-то много таковых среди народа, слишком тяжела доля простых людей. Дорога как символ выбранного человеком жизненного пути . Свой путь избрал Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — пусть борьбы за счастье народное. Наконец, дорога – это путь страны, всего народа.
  • Ищут счастливых людей герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», да не так-то много таковых среди народа, слишком тяжела доля простых людей.
  • Дорога как символ выбранного человеком жизненного пути .
  • Свой путь избрал Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — пусть борьбы за счастье народное.
  • Наконец, дорога – это путь страны, всего народа.
Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. 
  • Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым.
  • Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. 
Роман-эпопея Л. Н. Толстого  «Война и мир» Несмотря на бесчисленное количество дорог, пройденных героями этого произведения, здесь более важную роль все-таки играет дорога метафорическая — жизненный путь, “путь духовных исканий” , который проходит каждый из главных героев романа.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»

  • Несмотря на бесчисленное количество дорог, пройденных героями этого произведения, здесь более важную роль все-таки играет дорога метафорическаяжизненный путь, “путь духовных исканий” , который проходит каждый из главных героев романа.
Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является князь Андрей Болконский. Обращаясь к нему, Кутузов дал следующую характеристику его судьбы: «Твоя дорога – это дорога чести».
  • Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является князь Андрей Болконский. Обращаясь к нему, Кутузов дал следующую характеристику его судьбы: «Твоя дорога – это дорога чести».
Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни. Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, пришел к христианскому всепрощению, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это дорога честного человека.
  • Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни.
  • Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, пришел к христианскому всепрощению, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это дорога честного человека.
Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле можно считать поиски смысла собственного существования: «Кто я? Зачем я?»
  • Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле можно считать поиски смысла собственного существования: «Кто я? Зачем я?»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»   Дорогой чести идет и герой А.С.Пушкина Петр Гринёв. Это прежде всего честное служение своему Отечеству .

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Дорогой чести идет и герой А.С.Пушкина Петр Гринёв.
  • Это прежде всего честное служение своему Отечеству .
В напутствиях сыну Гринёв-отец особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.
  • В напутствиях сыну Гринёв-отец особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.
Итак, пословица «Береги честь смолоду, а платье снову» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
  • Итак, пословица «Береги честь смолоду, а платье снову» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя, перед нами образ честного, доброго, отважного человека, способного на истинные чувства, живущего по совести.
  • Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя, перед нами образ честного, доброго, отважного человека, способного на истинные чувства, живущего по совести.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»   В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер . Главный герой Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер .
  • Главный герой Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.
Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение духовное .  Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его изменений. Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова.
  • Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение духовное
  • Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его изменений.
  • Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова.
Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному. И.С. Тургенев отображает внутренние изменения Базарова, несмотря на то, что тот старался отрицать их и подавлять в себе.
  • Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному.
  • И.С. Тургенев отображает внутренние изменения Базарова, несмотря на то, что тот старался отрицать их и подавлять в себе.
Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения необходимы в жизни человека. Движение – жизнь, застой – безнравственность. Иван Сергеевич Тургенев не дает прямых ответов на вопросы, а предоставляет самим читателям сделать выбор. “ Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию.  Роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.
  • Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения необходимы в жизни человека. Движение – жизнь, застой – безнравственность.
  • Иван Сергеевич Тургенев не дает прямых ответов на вопросы, а предоставляет самим читателям сделать выбор.
  • Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию. 
  • Роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.
 И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»   Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  • Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет.
  • Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.
В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв , что за свои 58 лет он не жил по-настоящему.  Накапливая деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что времени на жизнь может больше не остаться.
  • В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее.
  • И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв , что за свои 58 лет он не жил по-настоящему.
  • Накапливая деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что времени на жизнь может больше не остаться.
«У   счастья   нет   завтрашнего   дня ,  у   него   нет   и   вчерашнего ,  оно  не помнит прошедшего, не думает о будущем.  У   него  есть только настоящее. И то не  день . А мгновение»,- утверждает И. С. Тургенев в повести «Ася».
  • «У   счастья   нет   завтрашнего   дняу   него   нет   и   вчерашнегооно  не помнит прошедшего, не думает о будущем.  У   него  есть только настоящее. И то не  день . А мгновение»,- утверждает И. С. Тургенев в повести «Ася».
Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь , так его и не начав . Завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия от жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско.
  • Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь , так его и не начав .
  • Завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия от жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско.
В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. Бунин И.А.   учит   тому, что   богатство   нужно   только   живым, а   на   тот   свет   его   не   возьмешь, учит   совмещать   работу   и   отдых, жить полноценной духовной жизнью.  
  • В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью.
  • Бунин И.А.   учит   тому, что   богатство   нужно  

только   живым, а   на   тот   свет   его   не   возьмешь,

учит   совмещать   работу   и   отдых, жить полноценной духовной жизнью.  

М.А.Шолохов «Судьба человека» Рассказ имеет название «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» неслучайно. Автору было важно показать, что произошедшие в жизни главного героя события не были исключением, что с такими трудностями и несчастьями сталкивались все люди, жизнь которых была изменена войной. Образ Андрея Соколова можно назвать собирательным, его судьба – это судьба всего советского народа.

М.А.Шолохов «Судьба человека»

  • Рассказ имеет название «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» неслучайно.
  • Автору было важно показать, что произошедшие в жизни главного героя события не были исключением, что с такими трудностями и несчастьями сталкивались все люди, жизнь которых была изменена войной. Образ Андрея Соколова можно назвать собирательным, его судьба – это судьба всего советского народа.
М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь , которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека . О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.
  • М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь , которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека .
  • О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.
Таким образом, история Андрея Соколова символизирует жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.
  • Таким образом, история Андрея Соколова символизирует жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»   Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву. 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя. За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, что можно жить по-другому , поняв, что Россия отстает в развитии от европейских стран, что она нуждается в переменах .

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  • Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву.
  • 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя.
  • За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, что можно жить по-другому , поняв, что Россия отстает в развитии от европейских стран, что она нуждается в переменах .
Чацкий  -  выразитель  передовых  идей  своего времени. « Век   нынешний » и « век   минувший » постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия. ...  Чацкий  – истинный патриот своей страны.  Он утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете» ), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».  Жизненный путь герой видит в служении Отечеству.
  • Чацкий  -  выразитель  передовых  идей  своего времени. « Век   нынешний » и « век   минувший » постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей.
  • Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия. ... 
  • Чацкий  – истинный патриот своей страны.  Он утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
  • Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете» ), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
  • Жизненный путь герой видит в служении Отечеству.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»   Мотив дороги в романе «Евгений Онегин» рассматривается в прямом и в метафорическом значении. Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной. Дуэль с Ленским заставляет Евгения отправиться «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам».  Возвратившись в Петербург, он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала свой путь: деревня – Москва – Петербург.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  • Мотив дороги в романе «Евгений Онегин» рассматривается в прямом и в метафорическом значении.
  • Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде.
  • После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной.
  • Дуэль с Ленским заставляет Евгения отправиться «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам».
  • Возвратившись в Петербург, он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала свой путь: деревня – Москва – Петербург.
А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире. Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт главного героя с самим собой , движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.
  • А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире.
  • Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт главного героя с самим собой , движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.
Жизненный путь Евгения Онегина по-настоящему трагичен. Трагичность его жизненного пути заключается в том, что он стал «лишним человеком». Он принадлежал к дворянскому кругу, но ему наскучила эта пустая и бессмысленная жизнь. Евгений отрекся от светского общества, но не смог обрести счастья в чем-то другом, и это стало причиной его полного одиночества, которое привело его к трагичному финалу жизни.
  • Жизненный путь Евгения Онегина
  • по-настоящему трагичен.
  • Трагичность его жизненного пути заключается в том, что он стал «лишним человеком».
  • Он принадлежал к дворянскому кругу, но ему наскучила эта пустая и бессмысленная жизнь.
  • Евгений отрекся от светского общества, но не смог обрести счастья в чем-то другом, и это стало причиной его полного одиночества, которое привело его к трагичному финалу жизни.
Джек Лондон «Любовь к жизни» Главного героя этого произведения - сильного человека, пытающегося выжить в экстремальной ситуации - автор называет не по имени, а просто

Джек Лондон «Любовь к жизни»

  • Главного героя этого произведения - сильного человека, пытающегося выжить в экстремальной ситуации - автор называет не по имени, а просто "путник". Подгоняемый инстинктом самосохранения, путник сначала идёт, потом ползёт по канадской тундре, борясь со страхом, голодом и отчаянием:
  • «Шел он и по ночам и днем, отдыхал везде, где ему случалось падать; и когда жизнь вновь вспыхивала, полз дальше. Сознательно он уже не боролся. Жизнь — сама жизнь, не желавшая умирать, — гнала его вперед».
“ Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней”.  Ему хотелось жить, поэтому  “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз”.
  • Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней”.  Ему хотелось жить, поэтому  “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз”.
Борясь за свою жизнь, человек, философствуя, начинает осознавать цену жизни : она не в мешочке с золотом, не в еде, а в чем-то большем. Смотрит на обглоданные кости Билла, который предал его, оставив умирать, и рассуждает:   “Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
  • Борясь за свою жизнь, человек, философствуя, начинает осознавать цену жизни : она не в мешочке с золотом, не в еде, а в чем-то большем. Смотрит на обглоданные кости Билла, который предал его, оставив умирать, и рассуждает:   “Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
 О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»   «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что заставляет нас выбрать эту дорогу» - утверждает американский писатель О. Генри Автор поднимает проблему взаимосвязи внутреннего мира человека и выбранного им жизненного пути . Смысл высказывания заключается в следующем: важно не то, какой жизненный путь выбирает человек, а то, по какой причине он выбирает такой жизненный путь.

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

  • «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что заставляет нас выбрать эту дорогу» - утверждает американский писатель О. Генри
  • Автор поднимает проблему взаимосвязи внутреннего мира человека и выбранного им жизненного пути . Смысл высказывания заключается в следующем: важно не то, какой жизненный путь выбирает человек, а то, по какой причине он выбирает такой жизненный путь.
Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых подельников. Додсон же без колебаний убил Боба, при этом перед выстрелом «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».
  • Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых подельников.
  • Додсон же без колебаний убил Боба, при этом перед выстрелом «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».
В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей.  Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ». Вывод прост – как бы человек не оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.
  • В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей.
  • Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».
  • Вывод прост – как бы человек не оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.
Таким образом , во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Мотив дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова.
  • Таким образом , во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Мотив дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова.
Каждый человек выбирает свой жизненный путь , руководствуясь собственными представлениями об окружающем мире, собственными интересами и целями. Выбирая идеальный для самого себя путь, человек руководствуется своими нравственными ценностями : безнравственный человек не может выбрать путь нравственности, как и нравственный человек не может выбрать путь безнравственности. Образ жизни человека – это отражение его внутреннего мира.
  • Каждый человек выбирает свой жизненный путь , руководствуясь собственными представлениями об окружающем мире, собственными интересами и целями.
  • Выбирая идеальный для самого себя путь, человек руководствуется своими нравственными ценностями : безнравственный человек не может выбрать путь нравственности, как и нравственный человек не может выбрать путь безнравственности.
  • Образ жизни человека – это отражение его внутреннего мира.
Мотив дороги в русской поэзии

Мотив дороги в русской поэзии

Мотив дороги в русской поэзии   У русских поэтов образ дороги часто сливается с философской темой жизненного пути, с проблемой выбора, иногда с темой Родины или природы, иногда с мотивом одиночества, изгнания.

Мотив дороги в русской поэзии

  • У русских поэтов образ дороги часто сливается с философской темой жизненного пути, с проблемой выбора, иногда с темой Родины или природы, иногда с мотивом одиночества, изгнания.
А. Пушкин

А. Пушкин "Зимняя дорога"

  • По дороге зимней, скучной
  • Тройка борзая бежит,
  • Колокольчик однозвучный
  • Утомительно гремит.
  • Что-то слышится родное
  • В долгих песнях ямщика:
  • То разгулье удалое,
  • То сердечная тоска…
  • Ни огня, ни черной хаты,
  • Глушь и снег…
  • Навстречу мне
  • Только версты полосаты
  • Попадаются одне…
Это стихотворение - метафорическое описание жизненного пути - пронизано
  • Это стихотворение - метафорическое описание жизненного пути - пронизано "сердечной тоской": жизнь порой бывает так же скучна, уныла и безрадостна, как и зимняя дорога. Но полосатые верстовые столбы, возможно, напоминают от том, что в жизни бывают как чёрные, так и белые полосы.
А. Пушкин

А. Пушкин "Бесы"

  • В этом мистическом произведении поэт возвращается к образу зимней дороги, теме тоски и одиночества, но теперь в основе стихотворения - образ заблудившегося путника и образ бесов, олицетворяющих злые силы, стремящихся сбить человека с истинного пути и привести его к гибели.
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам...»
  • Мчатся тучи, вьются тучи;
  • Невидимкою луна
  • Освещает снег летучий;
  • Мутно небо, ночь мутна.
  • Еду, еду в чистом поле;
  • Колокольчик дин-дин-дин…
  • Страшно, страшно поневоле
  • Средь неведомых равнин!
  • «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
  • Коням, барин, тяжело;
  • Вьюга мне слипает очи;
  • Все дороги занесло;
  • Хоть убей, следа не видно;
  • Сбились мы. Что делать нам!
  • В поле бес нас водит, видно,
  • Да кружит по сторонам...»
В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова

В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова "Тучи"

  • Тучки небесные, вечные странники!
  • Степью лазурною, цепью жемчужною
  • Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
  • С милого севера в сторону южную.
  • Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
  • Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
  • Или на вас тяготит преступление?
  • Или друзей клевета ядовитая?
Герой, с одной стороны, сравнивает себя с тучами, а с другой - завидует их свободе, отсутствию привязанности к определённому месту. Душа самого странника не может обрести покой: он несчастлив оттого, что вынужден покинуть Родину.
  • Герой, с одной стороны, сравнивает себя с тучами, а с другой - завидует их свободе, отсутствию привязанности к определённому месту. Душа самого странника не может обрести покой: он несчастлив оттого, что вынужден покинуть Родину.
Мотив изгнанничества, неприкаянности сменяется мотивом примирения, согласия с миром в стихотворении  
  • Мотив изгнанничества, неприкаянности сменяется мотивом примирения, согласия с миром в стихотворении  "Выхожу один я на дорогу"
Стихотворение - итог жизненного пути лирического героя: он без сожаления прощается с прошлым и ничего не ждёт от будущего. Его больше не пугает одиночество. Наоборот - в конце пути он рад остаться наедине со звёздным небом, вдали от людей.
  • Стихотворение - итог жизненного пути лирического героя: он без сожаления прощается с прошлым и ничего не ждёт от будущего. Его больше не пугает одиночество. Наоборот - в конце пути он рад остаться наедине со звёздным небом, вдали от людей.
В рамках направления
  • В рамках направления "Человек путешествующий" можно обратиться ко многим стихам других авторов:
  • Н. Некрасов "В дороге", "Тройка", "Кому на Руси жить хорошо", "Железная дорога"
  • С. Есенин "О Русь, взмахни крылами", "Серебристая дорога", "Устал я жить в родном краю", "Нивы сжаты, рощи голы", "О красном вечере задумалась дорога", "Письмо матери"
  • А.Блок "Русь", "Россия"
  • Л. Ошанин "Эх, дороги...", К. Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины"
Как важно всем выбирать правильный путь, не сворачивать с нужной дороги и не сбиваться с истинного пути. Или, говоря словами Андрея Макаревича,
  • Как важно всем выбирать правильный путь, не сворачивать с нужной дороги и не сбиваться с истинного пути. Или, говоря словами Андрея Макаревича, "Выезжайте за ворота, и не бойтесь поворота, пусть добрым будет путь".
Источник https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/motiv-dorogi-v-russkoi-poezii-material-dlia-itogovogo-sochineniia-po-napravleniiu-chelovek-puteshestvuiuscii- https://zen.yandex.ru/media/id/6061f8b1c9d3814d3509bae7/obraz-dorogi-v-poeme-mertvye-dushi-smysl-i-simvolika-obraza-60a3f540a8b4917c5a019801 https://www.literaturus.ru/2015/06/ptica-trojka-gogol-mertvye-dushi-otryvok.html http://ulyan-gym33.narod.ru/komunarusi1.html https://www.sochinyashka.ru/argumenty/chelovek-puteshestvuyushiy-argumenty-k-ege.html https://ymnyashka.ru/bank-argumentov/chelovek-puteshestvuyushiy.html https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/liubov-k-jizni-korotkii-rasskaz-dlia-itogovogo-sochineniia-

Источник

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/motiv-dorogi-v-russkoi-poezii-material-dlia-itogovogo-sochineniia-po-napravleniiu-chelovek-puteshestvuiuscii-
  • https://zen.yandex.ru/media/id/6061f8b1c9d3814d3509bae7/obraz-dorogi-v-poeme-mertvye-dushi-smysl-i-simvolika-obraza-60a3f540a8b4917c5a019801
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/ptica-trojka-gogol-mertvye-dushi-otryvok.html
  • http://ulyan-gym33.narod.ru/komunarusi1.html
  • https://www.sochinyashka.ru/argumenty/chelovek-puteshestvuyushiy-argumenty-k-ege.html
  • https://ymnyashka.ru/bank-argumentov/chelovek-puteshestvuyushiy.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/liubov-k-jizni-korotkii-rasskaz-dlia-itogovogo-sochineniia-