МБОУ СОШ с. Гагарино
Лев – Толстовского р – на Липецкой области
Тема урока:
Мотив искушения
в драме Островского
« Бесприданница».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Черникова В. В.
2012 г.
Цели и задачи: - доказать, что мотив искушения является лейтмотивом,
- соотнести финальную сцену « Бесприданницы» с христианским пониманием искушения
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения и
литературно- критической статьей
- повторить некоторые литературоведческие понятия
- вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Оборудование: - романс на слова Е. А. Баратынского « Разуверение» и Медведева
« Нет, не любил он…»;
- фрагмент фильма Э. Рязанова « Жестокий романс».
Ход урока:
Искушение не есть зло, но - добро.
Оно хороших делает еще лучше.
Это горнило для очищения золота…
Св. Иоанн Златоуст
Оргмомент.
/ Звучит романс на слова Баратынского « Не искушай меня без нужды»/.
Учитель. Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений А. Н. Островского. Островский, как и вся классика 19 века, верен христианской традиции, поведение поступки своих героев он соотносит с моральными принципами православия. В литературе об Островском и драме « Бесприданница» основные споры возникают в связи с финальной сценой.
/ Просмотр фрагмента финала фильма Э. Рязанова « Жестокий романс»/.
Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы ( высказывания записаны на доске):
« Во всем этом - и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство» (В. Я. Лакшин)
« Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…» ( Ю. В. Лебедев).
- Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? ( Возможна небольшая дискуссия).
- Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких?
Ответы учащихся: социальный и духовный.
- Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).
- Позволит ли нам анализ драмы понять финальную сцену? (Нет).
- Значит, должен быть другой путь. Русский религиозный философ начала 20 века Николай Бердяев заметил, что « вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира».
Возможно, эта мысль поможет вам? Возможно. Путь духовного анализа драмы Островского окажется плодотворным? На предыдущем уроке мы назвали дополнительные темы драмы, оттеняющие главную. Как они называются? ( Мотивы).
- Повторите их еще раз. ( Мотив пространства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества).
-Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? ( Мотив искушения).
- Обозначим тему нашего урока: Мотив искушения в драме Островского
« Бесприданница». Главной задачей урока является исследование этого мотива. Как вы объясните значение слова искушение? ( Соблазн)
- Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
- Какие соблазны захватили драмы Островского? Где начинается мотив искушения?
Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.
- Каков характер этих соблазнов? ( Это соблазны материального порядка).
- Соблазны, искушения связаны так или иначе с главной героиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему говорят только о ней?
- Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней есть что-то другое, что близко всем?
- Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? ( Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности).
- Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются соблазнить ее?
- Кнуров в доме Огудаловых. Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: « Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» Случайно ли здесь местоимение ЧТО?
- То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека- вещи как бы дополняет мотив искушения . Дополняет его и другой мотив – мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Расскажите о своих наблюдениях.
- Деньги, блеск, драгоценности – ими искушают Ларису. А она соблазняется этим?
- Чем же соблазняется героиня?
- Почему?
- Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удается роль искусителя?
- Где – то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?
( Печорин у Лермонтова).
- Их сходство значительно? ( Нет, оно только внешнее. Паратов – мелкое подобие Печорина).
- Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
- Что является кульминацией драмы? ( Лариса поет романс на слова Баратынского).
- Паратов – идеал Ларисы. Но вот он раскрывает карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: « В глазах- как на небе светло…»?
Вот полная лермонтовская строфа:
Хранит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах - как на небе, светло,
В душе его - темно, как в море.
Человек с темной, черной душой. Кто он? ( Дьявол).
- Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?
- Какой библейский сюжет возникает в памяти. Когда мы говорим об искушении?
( Христос в пустыне искушается дьяволом).
- Говорят ли герои Островского о Боге?
- Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов. А как православие определяет искушение? ( Это испытание веры).
- Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Уместна ли в этом смысле последняя фраза Ларисы: « Я люблю вас всех»?
- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
- Кто же из двух критиков ближе к истине?
- Так каков будет по вашему мнению вывод?
( Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа.).
Возможно, не все согласны с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?
Д/з: Об этом вы подготовите небольшое сочинение.
Звучит романс Медведева « Нет, не любил он…».