Мотив
одиночества
в лирике
М.Ю. Лермонтова
Кречетова Е.А.,
учитель русского языка
и литературы
Это всё о нём…
Спросил однажды Ветер у Волны:
"Ну почему меня ты не полюбишь?...
Тебе дарю я силы все свои...
А ты лишь Берег ласково целуешь?...
Ему ты шепчешь нежные слова...
Спешишь к нему и днём и тёмной ночью...
Что ж Он такого сделал для тебя...
Раз на меня ты и смотреть не хочешь?"...
На что Волна ответила шутя:
"Ты бродишь по просторам океанским
Характер беспокойный у тебя...
А я ценю в любви лишь...постоянство" …
Наталья Баскакова
… во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, может быть, через час простится с вами и миром навеки, а второй…второй?...
"И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!"
«Одиночество - естественное убежище всех мыслей: оно вдохновляет всех поэтов, оно создаёт артистов, оно воодушевляет гениев».
Ж. Лакордер
Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком загадочной и трагической судьбы: В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье
Природа наградила его гениальным даром, это было ясно всем, кто с ним общался, и ему самому.
Юноша Лермонтов верил, что героические личности (и он в том числе) способны разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить…
(«Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
- М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
- На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
- Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в Отчизне .
Между поэтом и действительностью, которая уничтожала и унижала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности. Следовательно, нравственной обязанностью поэта, отстаивающего права и свободу, стало полное и бескомпромиссное неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический образ лирики Лермонтова. Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Таблица произведений М. Ю. Лермонтова,
в которых встречается мотив одиночества
Произведения, в которых встречается мотив одиночества
Цитаты из произведений
«Одиночество»
«Парус»
(1830)
Один я здесь, как царь воздушный,
«И скучно и грустно…»
(1832)
Белеет парус одинокой
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как в судьбе послушно,
В тумане моря голубом!..
(1840)
И скучно и грустно, и некому руку подать
«Листок»
Года уходят, будто сны…
Что ищет он в стране далекой?
В минуту душевной невзгоды…
(1841)
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Что кинул он в краю родном?..
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных.
Сопоставительная таблица произведений, в которых встречается мотив одиночества, и жизненных ситуаций М. Ю. Лермонтова
Произведения, в которых встречается мотив одиночества
Жизненные ситуаций
«Ужасная судьба отца и сына…» ( 1831)
Ужасная судьба отца и сына
Ранняя разлука с отцом
«В альбом Н. Ф. Ивановой» (1832)
Любовные чувства к
Жить розно и в разлуке умереть,
«Один среди людского шума…» (1830)
Что может краткое свиданье
Один среди людского шума
Н. Ф. Ивановой
Мне в утешенье принести?
Одиночество в обществе
И жребий чуждого изгнанника иметь
Час неизбежный расставанья
На родине с названьем гражданина!
Возрос под сенью чуждой я.
Настал, и я сказал: прости.
И гордо творческая дума
На сердце зрела у меня.
Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде аллегорических образов: вот «парус одинокий» мелькает среди бушующих волн; сосна «стоит одиноко на голой вершине»; утёс одиноко «и тихонько плачет… в пустыне»; дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели» носится по свету.
Лермонтов грустит глубоко и искренно о том, что в жизни « и радость, и муки, и всё так ничтожно». Да и сама жизнь в целом , «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка!» Конечно, Лермонтова тяготили условия жизни «высшего» света, но не сама жизнь .
Парус
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
«На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
«Дубовый листок»
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике , являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый» . Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире .
Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Семейные распри всю жизнь
терзали душу поэта.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом.
( «Стансы». 1831)
После смерти отца (1831) Лермонтов с глубокой скорбью подвёл итог семейным раздорам:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний.
«И нет в душе довольно власти –
Люблю мучения земли», - писал в стихотворении «1830. Мая, 16 числа».
Эта же мысль развита в стихотворении зрелого периода «Выхожу один я на дорогу …»
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел
1841
За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…» В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой, но: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт: Уж не жду от жизни ничего я… И не жаль мне прошлого ничуть.
Нравственный идеал Лермонтова — гармоничный и совершенный мир, где земное слитно с небесным, духовное с природным, где все полно отрады, красоты, воли.
Лермонтов был тем человеком, который понимал, о чем говорят друг с другом звезды, о чем шелестит «вечно зеленея темный дуб», ему пел неземной «сладкий голос». Чувство единения с природой, понимание природы приносят поэту минуты высочайшей радости и наслаждения.
Композиция стихотворения
Часть вторая
Часть первая
Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям.
В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»).
«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому берегу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была рассказана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти. В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по которому тихо струились слезы. Здесь и знаменитый «Пророк».
Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы. Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?
В этом мире нищему, пользуясь его слепотой,
... кто-то камень положил В его протянутую руку.
Тоска, чувство одиночества не покидают Лермонтова и тогда, когда речь идёт о любви. Его отношения к женщине отравлены трагическими обстоятельствами, тяжёлыми предчувствиями.
В этом мире в ответ на откровение души поэта его возлюбленная ... покачала головой, Сказав, что разум болен мой, Желаньем вздорным ослепленный.
В интимной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. В стихотворении «Стансы» (1831) поэт пишет:
Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою…
В ранней лирике чаще всего речь идёт о неразделённой любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга. В стихотворении «К***» (1832) он прощается с обманувшими мечтами и с той, которая тяжко ранила его чуткое сердце:
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
Интимная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Всё реже встречается тема одиночества, всё чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности. Дружить и любить, по мысли поэта, - значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувства недоверия, прощать мелкие обиды.
В стихотворении «Оправдание» (1841) читаем:
Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.
Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их. И, обращаясь к умершему декабристу — поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе, писал:
Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей!
В стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» , как и в стихотворении «Смерть Поэта», сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». «В пёстрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».
Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня…»
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества:
Брожу один, как отчуждённый…
Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием того пристанища одинокого скитальца,
"где дружба дружбы не обманет, любовь любви не изменит".
«И душно кажется на Родине…» - стихотворение «Монолог» (1829)
В нём отразились настроения «мыслящих людей нового поколения» (Белинский), которое жило в период политической реакции, наступившей после разгрома декабристов.
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Всё, что было тогда в России « благородного и великодушного, томилось в рудниках или в Сибири», - писал Герцен. В стихотворениях «Желание», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь и других нарисован образ узника, рвущегося к свободе:
«Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня…»
«Одинок я – нет отрады…»
В 1830 году в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота: Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровожденный миг Прочел потерянным досугом... На светлый запад удалюсь, Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет!.. Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь!
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества . Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “...о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв: Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой... Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Образ "жизни чаши" типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении "Чаша жизни":
Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами, Когда же перед смертью с глаз Завязка упадет, И все, что обольщало нас, С завязкой исчезает; Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был - мечта, И что она - не наша !
Но только ли "чаша страданий"?
… Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой…
В 1836 году (22 года) написал драму «Маскарад». В ней изображена жизнь аристократического общества. Под маской приличия – пороки: лесть, сплетни, интриги, жажда богатства. «Повсюду золото – везде обман, - говорит главный герой драмы Евгений Арбенин. – Они все чужды мне, и я им всем чужой».
… напрасно я ищу повсюду развлеченья. Пестреет и жужжит толпа передо мной... Но сердцу холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой!...
Поэт понимает, что его противостояние с обществом не может разрешиться мирно: Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу: Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей... Я грудью шел вперед, я жертвовал собой... роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их гордыми и мятежными героями. Однако эти мечты оказываются неисполненными: никто не требует от поэта отваги, самоотдачи.
Герой лирики Лермонтова противостоит не только обществу, где правят: ... надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов... но часто самому мирозданию и его творцу. Что же любит поэт? Что приносит утешение его измученной душе? ... я родину люблю, И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать; Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшийся с землей, Навеки прежний вид оставит свой.
С 1837 года в характере лирического творчества Лермонтова произошли резкие изменения. Поэт стал ощущать себя пророком, совестью своего поколения. Его предназначением стала поэзия; он писал стихи уже не для себя, а для публики. Образцом публичной гражданской лирики стало стихотворение «Смерть Поэта». Вопросительно-восклицательная организация речи придает стихам повышенную взволнованность то ораторского обращения, то неизбывной сердечной грусти. Однако ведущий мотив стихотворения – мотив негодования. Поэт гневно обвиняет высший свет, истинных убийц Пушкина:
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?
Лермонтов пишет и о трагическом уделе поэта вообще. В «Смерти Поэта» конфликт Поэта с окружающим миром выглядит неразрешимым. Истинного поэта отличает нравственный максимализм, бескомпромиссность, а эти качества не ценятся в «жадной толпе».
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии "Маскарад" заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лицо было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать все, что думал о них, — без пощады и лицемерия. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе. И первое, что он сказал им:
Свободы, гения и славы палачи!
Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841г). Пророк лишен былого величия, ведь он по существу не смог выполнить свою миссию. Бог послал его к людям, но до их сердец «осмеянный пророк» не смог достучаться. В жалкой участи пророка в равной степени виновны и люди, и он сам, не сумевший разглядеть в них ничего, кроме «злобы и порока», удовлетворившийся тем, что не люди, а «бессловесная тварь земная» внемлет его проповеди.
Печальна судьба современного поэта, он не способен исполнить волю Бога: своим словом «глаголом жечь сердца людей» - такова основная мысль Лермонтова. Однако сам поэт не отрекался от миссии поэта-пророка. Лирические монологи поэта обращены к людям. Он убежден, что его стих, как в давние времена, должен, «как Божий дух», носиться над толпой, быть «отзывом мыслей благородных». Именно он, поэт, должен высказать людям всю правду о них. В этом предназначение поэзии..
Пророк
С тех пор как, как вечный судия
Мне дал всевиденье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи..
Противостояние человека Вселенной звучит в стихотворении «Валерик».
ЧЕЛОВЕК один во ВСЕЛЕННОЙ. ПОЧЕМУ нет гармонии между ним и этим МИРОМ?
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Вопрос «зачем?» звучит явно осуждающе…
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума” ) . “Дума” - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее .
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом” . Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной ...
К добру и злу послушно равнодушны ...
“ Дума” - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Это отрывок из стихотворения "Дума". Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимения “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущение своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пёстрою толпою окружён”. Здесь он чувствует себе одиноким среди “приличьем стянутых масок ”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы, великих дел.
«И скучно и грустно»
И скучно и грустно! – и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!... Что пользы напрасно и вечно желать...
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить…но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа.
И радость, и муки, и все там ничтожно.
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка!
В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви, и в дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь: Любить,… но кого же?.., на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно.
В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец.
Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
“ Сон” – стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти. В своём сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым.
Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей.
Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём. Лирика Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу.
В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта .
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданья жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
(М.Ю.Лермонтов)
Путь поэта в понимании Лермонтова – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» он осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой:
Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?
И с горечью приходит к выводу, что никому не удастся его понять, проникнуть в его душу:
Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто!
"Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла".
Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно.