Просмотр содержимого документа
«Мотивация детей и подростков»
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий
Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.
Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате сочетания внутренней мотивации, внешней мотивации, мотивации, связанной с перспективой, и минимизирования факторов, понижающих уровень мотивации. Внутренняя мотивация порождается предметной деятельностью и связана с конкретным содержанием учебной дисциплины. Для формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями важно учитывать индивидуальные особенности и личностный интерес учащихся. Внутренний мотив возникает при соответствии внешних мотивов целям и возможностям личности. Мотивация, связанная с перспективой, рождается при получении результата от занятий физической культурой (улучшение фигуры, увеличение рельефа мышц, уменьшение количества простудных заболеваний в результате повышения иммунитета и т. д.). Важно, чтобы учащиеся регулярно видели различные положительные результаты от уроков физкультуры. Внешняя мотивация не связана именно с уроком физкультуры, она обусловлена внешними обстоятельствами по отношению к учащимся. Такие мотивы зависят от отношения учащихся к учебному процессу в целом.
Так же надо понимать, что методы мотивации у обучающихся разных возрастов отличаются. Но будут использовать одни и те же средства повышения мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом:
- Беседы, убеждения, объяснения;
- Теоретические основы того или иного действия;
- Изучение в форме игры или путешествия (квестов);
- Различные внеклассные мероприятия и соревнования;
- Элементы самостоятельности при изучении и т.д.
Для ученика младшего школьного возраста мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому большое значение имеют эмоциональная окрашенность. Школьник, играя, более активно участвует в обучении. Его повышенный интерес к уроку физической культуры через выполнение игровых заданий создаёт благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения требуемого двигательного действия. Поэтому так важно включать в урок игры. По моему мнению, для данного возраста игровой метод будет самый эффективный.
Обучающихся среднего звена можно замотивировать следующими способами: 1) Создание ситуаций познавательного спора – данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе. 2) Создание ситуаций успеха в учении - этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении. Основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.
Обучающихся старшего звена мотивировать сложнее, так как они ставят перед собой более сложные цели и разочаровываются, не достигнув их. Данную категорию следует мотивировать через беседы, убеждения, объяснения, просмотр мотивирующих роликов (данный вид мотивации пользуется большим спросом), к каждому обучающемуся применять дифференцированный подход.
Вывод мой таков: чтобы замотивировать обучающегося к занятиям физкультурой или любым видом спорта, надо узнать его потребности. Только дифференцированный, личностно-ориентированный подход к тренировочному и учебному процессу и создание атмосферы доброжелательного общения может способствовать формированию у подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Зная особенности мотивационной сферы подростка и тенденции ее становления, учитель будет грамотно строить учебный процесс.