СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация изучения русского языка обучающихся начальной школы через использование нетрадиционных форм уроков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья имеет практическую направленность  Автор  знакомит  с некоторыми нетрадиционными формами уроков для повышения мотивации  изучения русского языка в начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация изучения русского языка обучающихся начальной школы через использование нетрадиционных форм уроков»

Мотивация изучения русского языка обучающихся начальной школы

через использование нетрадиционных форм урока

Урок –это не только основная форма учебного процесса, но и место встречи с личностью ребёнка. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, на уроке, и чем ярче, увлекательней и убедительней она происходит. Тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее обучение.

Давно подмечено, что именно в первом классе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Каждый учитель старается создать условия для мотивации и стимулирования изучения предметов, в часности русского языка. Для меня важно, чтобы уроки были содержательными, интересными, чтобы они запоминались детям. В этом мне помогают нетрадиционные формы и методы обучения.

Рациональность методов и приёмов обучения учитель определяет тем, насколько они способствуют активности познавательной деятельности обучающихся, самостоятельности, поддерживают их внимание. Для младших школьников, а особенно для первоклассников, очень актуальна игровая деятельность.

Игровую деятельность нельзя исключать из жизни детей, так как игра имеет особое значение для формирования умения учиться. Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.. Я предлагаю детям необычные задания, связанные со штриховкой, а игры, способствующие развитию точности и уверенности движения руки, в которых обучающимся необходимо проводить параллельные линии в определённом направлении. Например, игра « От дома к дому»- задача ребёнка точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы, в которых живут сказочные гномики. Это не просто игра, это маленькая сказка, которую придумывают сами дети и помогают гномикам заселиться в свой домик. Для штриховки я использую не только простой карандаш. Но и цветные карандаши и ручки. Дети очень увлекаются этой работой, а в результате получаются красивые прямые линии, яркие разноцветные рисунки. Очень нравится детям игра» Парашютисты». В верхней части листа рисуют несколько разноцветных точек( это парашютисты) внизу небольшой круг ( мести их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз « приземлить» своих парашютистов.

Развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями такими игровыми упражнениями - необходимое условие успешного обучения письму. Дети играют в такие игры без принуждения и дома, а учитель достигает поставленной цели.

В конце первого полугодия первоклассники знакомятся с учебным предметом- « Русский язык». На этапе введения русского языка в 1классе как учебного предмета речь идёт не только о систематизации знаний обучающихся, полученных ими в букварный период, но и новых формах и содержании работы. Главной целью становится анализ и осознания таких ведущих элементов языка, как предложение, слово, звук и буква, начало правописания. Перед учителем всегда встаёт вопрос как и при помощи каких приёмов реализовать эту цель. Моя практика показывает, мотивация и стимулирование изучения русского языка у обучающихся младших классов через использование нетрадиционных форм уроков предопределяет его успех. Поэтому мотивация становится для меня специальной педагогической задачей.

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования учёные (Т. И. Шамова, Г. Н Щукина и другие) называют:

  • Организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;

  • Повышения интереса к учебному труду за счёт его разнообразия;

  • Понимание детьми нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета;

  • Создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в процессе обучения;

  • Постоянную проверку и оценку работы ребёнка.

Эти условия полностью соответствуют характеристике нетрадиционных уроков русского языка. Мои педагогические наблюдения проведения нетрадиционных уроков показывает, что в основе интереса к учению лежит импульс любопытства: Что такое?, кто такой? Зачем и для чего это нужно? Это любопытство постепенно переходит в любознательность, появляется энтузиазм, инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию.

Самые активные школьники первыми откликаются на мои предложения ответить на вопросы. Выйти к доске, участвовать в проектах, оказать помощь товарищам, быть консультантом, ведущими, руководителями группы.

Постоянную « прописку» в процессе обучения школьников получили уроки в игровом оформлении. Нетрадиционные уроки русского языка я провожу. Изучая следующие темы: урок обучения грамоте « Путешествие в зимнюю сказку», урок-обобщение букварного периода( урок- игра «Наши игрушки), «Правила проверки безударных гласных в корне»( урок- игра « Волшебные чары)), урок-закрепление по теме» Заглавная буква в именах и фамилиях людей»( урок « Путешествие» в страну Мультипультию»), сюжетно-ролевой урок по теме « Слова, обозначающие предмет, повторительно-обобщающий урок в конце первого класса (« урок- игра « Путешествие в страну царицы Грамматики».

Особое внимание в своей работе я уделяю организации групповой деятельности в классе. С этой целью стараюсь выделить следующие этапы совместной работы:

  • Определить. Кто будет выполнять работу ( состав группы);

  • Выбрать старшего( по жребию. по желанию);

  • Распределить обязанности в группе:

  • Выяснить очередность выполнения заданий учащимися

  • Работать дружно: быть внимательными к дрг другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, оказывать помощь:

  • Работать по плану.











В 3 и 4 классах я использую такой нетрадиционный вид урока- урок- практикум. Основная цель урока-обеспечить мотивацию учебной деятельности по теме средствами практических занятий. На этих уроках –дети соучастники творческого процесса, познания, что обеспечивает им возможность применять свои творческие знания на практике. Уроки- практики провожу по теме «Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением».

Урок= исследование предполагает приобщение детей к « научному открытию.. эти уроки предполагают длительную подготовку детей по теме урока и дома, и в библиотеке. Ребята приобретают опыт по добыче информации из разных источников. Как пример урока- исследования можно рассмотреть урок по теме « Заглавная буква в именах и фамилиях».

При подготовке к нему детям даётся задание нарисовать родословное дерево своей семьи.

Для этого они проели исследование истории своей семьи. К этой работе были привлечены

родители. дедушки, бабушки, Урок достиг цели: обучающиеся получили представление о возникновении имён, отчеств, фамилий людей.

Уроки-аукционы- форма проведения урока, которая создаёт широкие возможности для творческого самовыражения и самоутверждения обучающихся. Поэтому такие уроки проводятся с большим интересом и высокой активностью, раскрывают инициативу и творческие возможности обучающихся.

Так в 3 классе при изучении темы « Правописание согласных в корне слова» учитель начинает урок-аукцион в стихотворной форме:

А теперь аукцион,

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше знает-

Пятёрки получает.

Далее проводятся «торги».

Следующий вид нетрадиционных уроков, применяемых мною на уроках русского языка ,урок-состязание. Такие уроки можно проводить в конце изучения темы, раздела, четверти, учебного года. В подготовке к таким урокам принимают участие и родители, которые помогают делать наглядности, эмблемы для команд. Большая работа и для учителя. Надо разделить детей на команды. Дети готовят занимательные вопросы для другой команды. Учитель играет роль консультанта. Приглашается судейская бригада. Это могут быть родители, другие учителя, старшеклассники.. Учитываются знания, понимание, остроумие, юмор, оригинальность ответов.

Смысл разработки и использования в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения я вижу не в эффекте новизны, оригинальности, а в повышении качества обучения детей, а именно:





  • повышение познавательной активности детей, интереса к учебным занятиям:

  • развитие инициативы, творческого потенциала детей:

  • предупреждение утомляемости ,создание комфортной среды для обучения и воспитания:

  • формирование умений применять полученные знания на практике и в других ситуациях.

Традиционные формы уроков имеют ограниченные возможности в изменении позиции ученика, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. Нетрадиционные формы уроков в одном случае ставят его в позицию режиссёра, в другом-организатора определённой деятельности и т. д. И чем разнообразнее выполняемые учеником роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разносторонне развивается личность обучающегося, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость его мышления и действий.

Литература

Васильев В. В .Психологические эффекты на уроках. Воронеж, 1998. 64с.

Ильин Е. М. Рождение урока.- М. 1990.-36 с

Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки в начальной школе//Начальная школа. -2002- №1.- С 42-47.