Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец» Мотивация к учёбе . В помощь педагогам, родителям, учащимся
учитель начальных классов
Першикова Елена Викторовна
Мичуринск – наукогрд РФ
Психология мотивации
- Мотив – это то, ради чего выполняется деятельность.
- Мотив (от лат. movere – двигать, толкать)-это побуждение к деятельности, побудительная причина действий и поступков.
Диагностика индивидуальной структуры деятельности:
М-Ц-О-Д-П,
где
М-мотив
Ц- цель
О -объект
Д-действие
П -продукт
Диагностика индивидуальной структуры деятельности :
- Мотив -характеризует то, ради чего (кого) осуществляется деятельность.
- Цель -даёт представление о том продукте, который должен быть получен в результате данной деятельности.
- Объект -все материальные компоненты деятельности.
- Действия -характеризуют операционную сторону деятельности
- Продукт -результат, соответствующий цели и мотиву.
Мотивы к учебной деятельности:
1.Самореализация.
2.Познавательный интерес.
3.Самоутверждение.
4.Поощрения.
5.Социальные мотивы(ответственность, стремление принести пользу обществу).
6.Идентификация с кумиром.
Мотивы и ситуативные факторы:
- Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты человеческой личности.
- Ситуативные факторы - это влияние различных людей, специфика деятельности и ситуация.
- Ситуативные факторы динамичны, легко меняются(сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей).
Актуальность мотивации
- Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и требований и влияния других людей, сложности задания и т.д.
Мотивация, активность, успех
- Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации(стремления работать и достигать высоких результатов).
- Чем выше уровень мотивации и активности, тем большего успеха в учебной деятельности достигает индивид.
Мотив, цель и предмет деятельности
- Внутренние мотивы учения –это собственно познавательные интересы, непосредственная заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения.
- Мотивация внутреннего типа – это реальная внутренняя мотивация развития.
Внутренние мотивы учения, наиболее ценные:
- Творческое развитие в предмете учения.
- Действие вместе с другими и для других.
- Познание нового, неизвестного.
Внешние мотивы, естественные и полезные в учебном процессе:
- Понимание необходимости учения для жизни.
- Процесс учения как возможность общения.
- Похвала от значимых лиц.
Менее полезные внешние мотивы:
- Учёба как вынужденный долг.
- Процесс как привычное функционирование.
- Учёба ради лидерства и престижных моментов.
- Демонстративность, стремление оказаться в центре внимания.
Самые негативные внешние мотивы:
- Учёба ради материального вознаграждения(подарки, карманные деньги от родителей,родственников и т.д.).
- Учёба ради избегания неприятностей с родителями и педагогами(ссор, наказаний, конфликтов и т.д.).
Факторы, влияющие на динамичность мотивационной сферы:
1.Беседа со взрослым(педагогом, тренером и т.д.).
2.Прочитанная книга и её обсуждение.
3.Переживание вследствие конфликта с окружающими.
4.Просмотренный фильм и обсуждение его.
5.Разговор с другом.
6.Более привлекательные для детей формы уроков: применение
ИТ в учебной деятельности, диспуты, дискуссии, наглядность и
т.д.
7.Похвала даже за незначительные достижения.
8.Внеурочная деятельность педагога(олимпиады, научно-
практические конференции, предметные декады и т.д.).
9.Педагогика взаимопомощи, сотрудничества, взаимопонимания.
10.Умелое сочетание требований государственного стандарта и
готовности помочь ребенку.
Потенциальные и действующие мотивы
- Действующие мотивы – это мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека.
- Потенциальные мотивы – это мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся.
Иерархия мотивов
- Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение(становятся действующими мотивами).
- Например, после разговора с учителем у школьника социальный мотив (ответственность),который был пассивным(не побуждал к деятельности),приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Динамичность иерархии мотивов:
- Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей).
- Школьника в раннем возрасте побуждают к учебе требования взрослых и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.
Общий уровень мотивации зависит от:
- количества мотивов, которые побуждают деятельность.
- актуализации ситуативных факторов.
- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Усилить мотивацию своих учеников
учитель, тренер или воспитатель может, работая в следующих трех направлениях:
1.Задействовать(актуализировать) как можно большее число мотивов.
2.Увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов.
3.Актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Внешняя мотивация к учёбе(учителю на заметку):
- Методы повышения интереса к предметам школьной программы(игровые технологии, наглядные пособия, новые формы обучения).
- Создание ситуации соревнования(рейтинги учащихся и вывешивание их на всеобщее обозрение).
Внутренняя мотивация к учёбе(учителю на заметку):
- Создать для ребенка ситуацию успеха . Отмечайте все те моменты, когда ребенок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в учёбе, и у него это получается. Не скупитесь на похвалу! Даже если это был небольшой успех. Это будет отличным стимулом к учёбе.
СИТУАЦИЯ УСПЕХА!!!
ПОХВАЛА!!!
Внешняя мотивация к учёбе(родителям на заметку):
1.Не используйте материальные стимулы(денежные или вещевые вознаграждения).
2.Не используйте монотонное убеждение(будет воспринято, как чтение нотаций, а к ним не особенно прислушиваются).
3.Не используйте оценку, как метод стимулирования, не вознаграждайте просто за факт получения хорошей оценки. В противном случае он будет выпрашивать у учителей эти оценки.
Учебная мотивация-это педагогическая проблема, в том смысле, что её должен формировать педагог:
- через выбранную технологию обучения,
- через личный контакт с ребенком,
- через работу с семьёй,
- через привлечение психологических средств воздействия.
Из обращения настоятеля Казанского Кафедрального собора отца Григория (Коберника) к педагогам на августовском педагогическом совете 20 10 - 2011 учебного года:
«Терпения,
смирения,
любви
к детям…»
Благодарю за внимание!