ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МОТИВАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ,ВСЕ ПОИСКИ И
ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
(В.А.Сухомлинский)
учитель математики: КОРОСТИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ГИМНАЗИЯ №7ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ С.В.ВАСИЛЕВА»
Г.БРЯНСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Необходимость повышения мотивации учебно-познавательной деятельности школьников при изучении математики как одного из главных предметов и основного средства познания действительности, самообразования и самореализации личности, и в то же время одного из трудных предметов в школе.
ПРОБЛЕМА
Как повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности обучаемых на уроках математики, направленную на успешное усвоение учебного материала.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: : МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет исследования :
пути и средства повышения уровня мотивации учащихся при обучении математике.
ГИПОТЕЗА:
Внедрение новых педагогических технологий, поисковая деятельность на уроке и дома, новизна материала, самостоятельность и активность, создание проблемной ситуации, эмоциональная окраска урока позволят оптимизировать учебный процесс, что приведёт к возникновению интереса к предмету математика, и, как следствие, повышению мотивации учебно - познавательной деятельности обучающихся, успеваемости и качества знаний.
«УЧЕНИЕ,ЛИШЕННОЕ ВСЯКОГО
ИНТЕРЕСА И ВЗЯТОЕ ТОЛЬКО СИЛОЙ ПРИНУЖДЕНИЯ,УБИВАЕТ В УЧЕНИКЕ
ОХОТУ К ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ.
ПРИОХОТИТЬ РЕБЕНКА К УЧЕНИЮ
ГОРАЗДО БОЛЕЕ ДОСТОЙНАЯ ЗАДАЧА,
ЧЕМ ПРИНЕВОЛИТЬ.
К.Д.УШИНСКИЙ
ЦЕЛЬ
Осмысление и осуществление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников для повышения качества образования, развитию творческого и самостоятельного мышления школьников, активизации их познавательной деятельности.
Задачи
-Организовать учебную деятельность обучающихся на уроках математики, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
- Обосновать необходимость формирования мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках математики как показателя качества образования.
- Проанализировать и определить теоретические аспекты формирования учебной мотивации на уроках математики.
- Познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы обучающихся на уроке математики и применять их для повышения мотивации к учению,
развитию навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности,
активизации творческой и познавательной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повысится мотивация обучающихся к изучению математики.
- Повысится качество обучения математике.
- Обучающиеся научатся самостоятельно работать с различными видами
информации.
- Обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать, представлять результаты
труда с использованием ИКТ, формировать проблемы, находить их решение.
- Будет создан благоприятный психологический климат в школьном коллективе.
- Научатся работать в группах , проявляя коммуникативные умения.
- Расширится кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся.
- Повысится уровень творческой активности детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Проблемно-поисковый
- изучение психолого- педагогической и методической литературы; современных педагогических технологий и ИКТ.
2.Теоретико - методологический
- разработка творческих заданий; разработка диагностических методик; планирование практической деятельности исследований.
3.Опытно- практический
- реализация плана практической деятельности; проведение диагностических исследований.
4.Обобщающий
- обработка результатов исследований; распространение результатов проекта; презентация, оценка
результативности проекта.
Сроки реализации проекта 2017-2019 год
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации
- Увлеченное преподавание.
- Новизна учебного материала.
- Историзм, связь знаний с судьбами людей, прославившимися в этом виде искусства.
- Использование новых и нетрадиционных форм обучения.
- Чередования форм и методов обучения.
- Обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств.
- Показ достижений обучаемых.
- Создание ситуаций успеха.
- Соревнование, конкурсы,
выставки и т.п.
- Создание положительного микроклимата.
- Доверие к обучаемому.
- Педагогический такт и мастерство педагога.
- Учет возрастных особенностей детей.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ребенка.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятиях.
- Эмоциональная речь педагога.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера педагога в возможности обучающегося (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним ).
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Выводы:
- 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом обучения в математике;
- 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к изучаемому материалу и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
- 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных и творческих процессов.
- 5) Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, не может играть решающей роли для учащихся.
Результаты ДИАГНОСТИКИ
РЕЗУЛЬТАТ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Распространение результатов проекта
- Создан пакет творческих заданий;
- обобщен и презентован практический опыт «Мотивация как условие успешного обучения школьников математике»;
- создан банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ;
- проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия.
Список источников информации
- М.М.Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Центр педагогического образования , Москва. 2008г
- А.Гин «Приемы педагогической техники». Издательство Вита. Москва,2013г.
- Александрова Л. А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды.//Образование в современной школе.-2005.-№5.-С.53-56.
- Жукова Т. М. развитие человека есть развитие его способностей.//Одаренный ребенок.-2006.-№1.-С.46-51.
- Максимова С. И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца 19-начала 20 века.//Одаренный ребенок.-2006.-№2.-С.9-13.
- Http://festival.1septevbr.ru
- Http://www.super-shpora.ru
- Http://www.proshkolu.ru
Желаем успехов!!!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Техника «нестандартный вход в урок» (конкурс мимов)
Скульптура невозможного треугольника(техника «Отсроченная загадка»)
д. Опховен,
Бельгия
Техника «привлекательная цель»
Фронтовой треугольник
В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник.
Почтовый треугольник складывали из чистого листа. Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради. Конверт-треугольник сначала загибали справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась внутрь треугольника.
Мемориальный комплекс «Солдатское поле» (Волгоградская область)
Поводом к созданию композиции послужило письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. Майор писал: "Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали.
Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком..." Текст этого письма полностью приведен на мраморном треугольнике.
Техника «УДИВЛЯЙ» Как при помощи шести спичек сложить четыре одинаковых треугольника?
Задача. Как при помощи шести спичек сложить четыре одинаковых треугольника?
Как называется эта фигура?
Памятка учителю
• Эмоциональные методы мотивации (I) :
- 1 – поощрение,
- 2 – порицание,
- 3 – учебно-познавательная игра,
- 4 – создание ярких наглядно-образных представлений,
- 5 – создание ситуации успеха,
- 6 – стимулирующее оценивание,
- 7 – свободный выбор задания,
- 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации (II):
- 1 – опора на жизненный опыт,
- 2 – познавательный интерес,
- 3 – создание проблемной ситуации,
- 4 – побуждение к поиску альтернативных решений,
- 5 – выполнение творческих заданий,
- 6 – «мозговая атака»,
- 7 – развивающаяся кооперация.
Познавательные методы мотивации (III):
- 1 – предъявление учебных требований,
- 2 – информирование об обязательных результатах обучения,
- 3 – формирование ответственного отношения к учению,
- 4 – познавательные затруднения,
- 5 – самооценка деятельности и коррекция,
- 6 – рефлексия поведения,
- 7 – прогнозирование будущей деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ методы мотивации (IV):
- 1 – развитие желания быть полезным отечеству,
- 2 – побуждение подражать сильной личности,
- 3 – создание ситуаций взаимопомощи,
- 4 – поиск контактов и сотрудничества,
- 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
- 6 – взаимопроверка,
- 7 – рецензирование.