Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО
Актуальность выбранной темы
Актуальность обращения к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию.
А именно, к концу обучения в начальной школе нужно сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка.
Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени.
Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
Факторы формирования учебной мотивации
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов:
- мотивационного,
- операционально-познавательного
- рефлексивно-оценочного.
1 этап - МОТИВАЦИОННЫЙ
Это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит из 3 учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачи. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
2 этап – операционально-познавательный
Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать.
Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). Важно сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Также важны положительные эмоции, возникающие от деятельности и достигнутого результата.
3 этап – рефлексивно-оценочный
- Он связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов или тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:
- «Оратор»
- За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- «Автор»
- … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
- … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
- «Фантазёр»
- На доске записана тема урока.
- - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- - Вот видите, как важно…
- « «Профи»
- Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития . Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.
- В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
- 1. На что был похож прошлый учебный год?
- 2. На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
- 3. Что тебе нужно сделать для этого?
- 4. Какая нужна помощь?
- или
- 1. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
- 2. Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
- 3. Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
- 4. Как ты поймёшь, что результат достигнут? (Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.)
- или
- Записать не менее 6 ответов на вопросы:
- 1. Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
- 2. Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
- 3. Что случится, если я буду писать грамотно?
- 4. Что случиться, если я не буду писать грамотно?
- или
- Образовательная стратегия.
- - Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
- Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее
- Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.
- - Что вы уже знаете об этой теме?
- - Подберите слова об этом или на эту тему….
- - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)
Проблемность обучения
- На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания.
- а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
- б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
- в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
- г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса
- Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках. Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам. Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.
Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников.
Детям нужен УСПЕХ . Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Систематическое применение всех перечисленных приемов будет способствовать развитию позитивной учебной мотивации, что несомненно положительно скажется на успеваемости школьников.
Успехов в работе!
До новых встреч!