СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация, как важная составляющая учебного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность обращения к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию.

А именно, к концу обучения в начальной школе нужно сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация, как важная составляющая учебного процесса»

 Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению  как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению как средство формирования УУД в рамках ФГОС НОО

Актуальность выбранной темы Актуальность обращения к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию. А именно, к концу обучения в начальной школе нужно сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка.

Актуальность выбранной темы

Актуальность обращения к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию.

А именно, к концу обучения в начальной школе нужно сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ребенка.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени.  Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени.

Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Факторы формирования учебной мотивации  При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: - мотивационного, - операционально-познавательного - рефлексивно-оценочного.

Факторы формирования учебной мотивации

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов:

- мотивационного,

- операционально-познавательного

- рефлексивно-оценочного.

1 этап - МОТИВАЦИОННЫЙ  Это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.  Этот этап состоит из 3 учебных действий: 1.  Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решалась проблема в истории науки. 2.  Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.  3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачи. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

1 этап - МОТИВАЦИОННЫЙ

Это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит из 3 учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачи. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

 2 этап – операционально-познавательный  Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). Важно сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Также важны положительные эмоции, возникающие от деятельности и достигнутого результата.

2 этап – операционально-познавательный

Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать.

Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). Важно сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Также важны положительные эмоции, возникающие от деятельности и достигнутого результата.

3 этап – рефлексивно-оценочный Он связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

3 этап – рефлексивно-оценочный

  • Он связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
  Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов или тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:   «Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. «Автор» … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? «Фантазёр» На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. - Вот видите, как важно… « «Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов или тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:

  • «Оратор»
  • За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • «Автор»
  • … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
  • «Фантазёр»
  • На доске записана тема урока.
  • - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
  • - Вот видите, как важно…
  • « «Профи»
  • Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации –  умение ставить цель, определять зону ближайшего развития . Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:
  • 1.  На что был похож прошлый учебный год?
  • 2. На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
  • 3. Что тебе нужно сделать для этого?
  • 4. Какая нужна помощь?
  • или
  • 1. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?
  • 2. Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
  • 3. Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?
  • 4. Как ты поймёшь, что результат достигнут? (Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом  в дневник. Некоторых это стимулирует.)
  • или            
  • Записать не менее 6 ответов на вопросы:
  • 1. Чего не случиться, если я буду писать грамотно?
  • 2. Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?
  • 3. Что  случится, если я буду писать грамотно?
  • 4. Что случиться, если я не буду писать грамотно?
  • или
  • Образовательная стратегия.
  • - Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
  • - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
  • Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова об этом или на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!  (Не правда ли, звучит как открытие!)

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.
  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему….
  • - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

 Проблемность  обучения   На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания.   а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;   б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.   в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.   г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса

Проблемность обучения

  •   На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания.
  •   а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
  •   б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
  •   в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
  •   г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках.  Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам. Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».
  • Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках.  Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам. Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».
Создание ситуации успеха  также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников. Детям нужен УСПЕХ . Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Систематическое применение всех перечисленных приемов будет способствовать развитию позитивной учебной мотивации, что несомненно положительно скажется на успеваемости школьников.

Создание ситуации успеха  также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.

Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников.

Детям нужен УСПЕХ . Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Систематическое применение всех перечисленных приемов будет способствовать развитию позитивной учебной мотивации, что несомненно положительно скажется на успеваемости школьников.

 Успехов в работе!  До новых встреч!

Успехов в работе!

До новых встреч!