СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация на уроках русского языка (мастер-класс на педагогическом совете школы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивационные приемы на руках русского языка + приемы из собственной практики.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация на уроках русского языка (мастер-класс на педагогическом совете школы)»

Мотивационные приёмы  на уроках  русского языка

Мотивационные приёмы на уроках русского языка

 В реалиях современной школы важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик ощутил необходимость познания , проявил интерес к изучаемому предмету , был активным участником процесса обучения, а значит, стал успешным.

В реалиях современной школы важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик ощутил необходимость познания , проявил интерес к изучаемому предмету , был активным участником процесса обучения, а значит, стал успешным.

 Если внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии и приемы, то повысится уровень развития познавательных и коммуникативных умений у обучающихся и, как следствие, мотивация к предмету.

Если внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии и приемы, то повысится уровень развития познавательных и коммуникативных умений у обучающихся и, как следствие, мотивация к предмету.

Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации

Социальные

Волевые

Эмоциональные

Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

1 - поощрение,

1  - развитие желания быть полезным обществу,

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

2 -  познавательный интерес,

2 - побуждение подражать сильной личности,

2 - порицание,

3 - создание проблемной ситуации,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

3 - учебно-познавательная игра,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

4 - познавательные затруднения,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуаций успеха,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

5 - выполнение творческих заданий,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - стимулирующее оценивание,

6 - рефлексия поведения,

6 - взаимопроверка,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

7 - прогнозирование будущей деятельности.

7 - свободный выбор задания,

7 – рецензирование

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка Опорный сигнал — средство наглядности (схема, рисунок, чертёж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники. Такая опорная картинка помогает

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка

Опорный сигнал

средство наглядности (схема, рисунок, чертёж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники.

Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала.

“ Да-нет”     Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нет” учит:  – связывать разрозненные факты в единую картину;  – систематизировать уже имеющуюся информацию;  – слушать и слышать соучеников.     Например, педагог загадывает  какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могжно только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

Да-нет”

  Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нет” учит:

 – связывать разрозненные факты в единую картину;

 – систематизировать уже имеющуюся информацию;

 – слушать и слышать соучеников.

 

  Например, педагог загадывает  какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могжно только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия.    Подбирать их можно в зависимости от предстоящего урока, упражнения. Упражнения типа:   Что ты видел, слышал, чувствовал,     когда ехал в школу;   во время прогулки по осеннему парку;   когда выполнял домашнее задание по русскому языку;   на берегу моря  и т.д.

Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия.

Подбирать их можно в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

Упражнения типа:

  Что ты видел, слышал, чувствовал,  

  •   когда ехал в школу;
  •   во время прогулки по осеннему парку;
  •   когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
  •   на берегу моря  и т.д.
Кредит доверия  В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”.  Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Кредит доверия

В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”.  Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля  Нужно педагогу заблаговременно вывешивать  на стенд/озвучивать информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля

Нужно педагогу заблаговременно вывешивать  на стенд/озвучивать информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ           Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.  Там, где правит бал случай, там азарт.  Объектом случайного выбора может стать выполняемое упражнение (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.

ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ

        Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Там, где правит бал случай, там азарт.

Объектом случайного выбора может стать выполняемое упражнение (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.

  Прием «толстые и тонкие вопросы»   Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.   «Толстые» вопросы Объясните, почему…?  «Тонкие» вопросы Кто? Что? Почему вы считаете…?  В чем различие…? Когда…? Может…? Предположите, что будет если…? Будет…? Мог ли…? На что похоже…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

  Прием «толстые и тонкие вопросы»

  Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы.

«Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет.

«Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

 

«Толстые» вопросы

Объясните, почему…?

«Тонкие» вопросы

Кто? Что?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Когда…? Может…?

Предположите, что будет если…?

Будет…? Мог ли…?

На что похоже…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Из собственной практики   «Лингвистический мячик»  Данное упражнение вызывает оживление в классе, повышает интерес к отрабатываемой или повторяемой теме. Можно предлагать ученикам устанавливать правила. Интеллектуальная разминка Головоломки, викторины, кроссворды  О, Д, Т, Ч, П, ….

Из собственной практики

«Лингвистический мячик»

Данное упражнение вызывает оживление в классе, повышает интерес к отрабатываемой или повторяемой теме. Можно предлагать ученикам устанавливать правила.

Интеллектуальная разминка

Головоломки, викторины, кроссворды

О, Д, Т, Ч, П, ….

Редкая буква 1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. 2) Вид соревнования в беге. 3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. 4) Широко распространившаяся заразная болезнь. 5) Команда корабля, самолета, танка. 6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. 7) Себялюбивый человек. 8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.

Редкая буква

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

2) Вид соревнования в беге.

3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.

4) Широко распространившаяся заразная болезнь.

5) Команда корабля, самолета, танка.

6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.

7) Себялюбивый человек.

8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.

Сочинение 4 за 4 На написание сочинения ровно 4 минуты Сочинение состоит из 4-х предложений Заголовок из двух слов Чтобы учителю русского языка понравилось

Сочинение 4 за 4

  • На написание сочинения ровно 4 минуты
  • Сочинение состоит из 4-х предложений
  • Заголовок из двух слов
  • Чтобы учителю русского языка понравилось
Всё просыпается Наступила весна, просыпается всё живое: птицы, звери, насекомые. Природа надевает разноцветное платье из цветов. Дни становятся более длинными и солнечными. Еще чуть-чуть и наступит лето. Ученик 5-ого класса

Всё просыпается

Наступила весна, просыпается всё живое: птицы, звери, насекомые. Природа надевает разноцветное платье из цветов. Дни становятся более длинными и солнечными. Еще чуть-чуть и наступит лето.

Ученик 5-ого класса

Весенние подснежники Сегодня распустились первые подснежники. Они прорвалились сквозь снег и раскрыли свои белые лепестки. Их зелёные листья выделялись на белоснежном фоне. Вот и проснулись первые цветы весны . Ученица 5-ого класса

Весенние подснежники

Сегодня распустились первые подснежники. Они прорвалились сквозь снег и раскрыли свои белые лепестки. Их зелёные листья выделялись на белоснежном фоне. Вот и проснулись первые цветы весны .

Ученица 5-ого класса

Осеннее лето Обычно холодно летом в Москве. И лето прозвали «осеннее лето». Все ходят в пальто, одеваясь тепло. Смотрят в серое небо. Ученица 8-ого класса

Осеннее лето

Обычно холодно летом в Москве.

И лето прозвали «осеннее лето».

Все ходят в пальто, одеваясь тепло.

Смотрят в серое небо.

Ученица 8-ого класса

Игра «Сто рублей» Хорошо подходит для уроков повторения и обобщения материала. У каждого имеются виртуальные 100 рублей/биткоинов/монет Ставки делаются до того, как будет задан вопрос Идти ва-банк можно только на последний вопрос.

Игра «Сто рублей»

Хорошо подходит для уроков повторения и обобщения материала.

  • У каждого имеются виртуальные 100 рублей/биткоинов/монет
  • Ставки делаются до того, как будет задан вопрос
  • Идти ва-банк можно только на последний вопрос.
«Ерундопель»  Настольная игра, которой можно заполнить оставшиеся минуты в конце урока и поднять настроение ученикам.  Можно включить соревновательный момент, если время позволяет разыграть больше, чем 3 карточки.

«Ерундопель»

Настольная игра, которой можно заполнить оставшиеся минуты в конце урока и поднять настроение ученикам.

Можно включить соревновательный момент, если время позволяет разыграть больше, чем 3 карточки.

ПАПАНАКИ это: албанские кожаные сапоги ________ греческий пирог с мясом и сыром ________ мужской головной убор у имеретин

ПАПАНАКИ

это:

албанские кожаные сапоги

________

греческий пирог с мясом и сыром

________

мужской головной убор у имеретин

ГРОДЕНАПЛЬ это: дамский театральный бинокль ______ средство для укрепления волос ______ сорт шелковой материи

ГРОДЕНАПЛЬ

это:

дамский театральный бинокль

______

средство для укрепления волос

______

сорт шелковой материи

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!