Мотивационные приёмы на уроках русского языка
В реалиях современной школы важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик ощутил необходимость познания , проявил интерес к изучаемому предмету , был активным участником процесса обучения, а значит, стал успешным.
Если внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии и приемы, то повысится уровень развития познавательных и коммуникативных умений у обучающихся и, как следствие, мотивация к предмету.
Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации
Социальные
Волевые
Эмоциональные
Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
1 - поощрение,
1 - развитие желания быть полезным обществу,
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
2 - познавательный интерес,
2 - побуждение подражать сильной личности,
2 - порицание,
3 - создание проблемной ситуации,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
3 - учебно-познавательная игра,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
4 - познавательные затруднения,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
5 - выполнение творческих заданий,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - стимулирующее оценивание,
6 - рефлексия поведения,
6 - взаимопроверка,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
7 - прогнозирование будущей деятельности.
7 - свободный выбор задания,
7 – рецензирование
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка
Опорный сигнал
— средство наглядности (схема, рисунок, чертёж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники.
Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала.
“ Да-нет”
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нет” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, педагог загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могжно только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
Подбирать их можно в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа:
Что ты видел, слышал, чувствовал,
- когда ехал в школу;
- во время прогулки по осеннему парку;
- когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
- на берегу моря и т.д.
Кредит доверия
В некоторых случаях ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.
Важно дать понять, что педагог верит в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля
Нужно педагогу заблаговременно вывешивать на стенд/озвучивать информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ
Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Там, где правит бал случай, там азарт.
Объектом случайного выбора может стать выполняемое упражнение (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.
Прием «толстые и тонкие вопросы»
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы.
«Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет.
«Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы
Объясните, почему…?
«Тонкие» вопросы
Кто? Что?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Когда…? Может…?
Предположите, что будет если…?
Будет…? Мог ли…?
На что похоже…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Из собственной практики
«Лингвистический мячик»
Данное упражнение вызывает оживление в классе, повышает интерес к отрабатываемой или повторяемой теме. Можно предлагать ученикам устанавливать правила.
Интеллектуальная разминка
Головоломки, викторины, кроссворды
О, Д, Т, Ч, П, ….
Редкая буква
1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
2) Вид соревнования в беге.
3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
4) Широко распространившаяся заразная болезнь.
5) Команда корабля, самолета, танка.
6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.
7) Себялюбивый человек.
8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.
Сочинение 4 за 4
- На написание сочинения ровно 4 минуты
- Сочинение состоит из 4-х предложений
- Заголовок из двух слов
- Чтобы учителю русского языка понравилось
Всё просыпается
Наступила весна, просыпается всё живое: птицы, звери, насекомые. Природа надевает разноцветное платье из цветов. Дни становятся более длинными и солнечными. Еще чуть-чуть и наступит лето.
Ученик 5-ого класса
Весенние подснежники
Сегодня распустились первые подснежники. Они прорвалились сквозь снег и раскрыли свои белые лепестки. Их зелёные листья выделялись на белоснежном фоне. Вот и проснулись первые цветы весны .
Ученица 5-ого класса
Осеннее лето
Обычно холодно летом в Москве.
И лето прозвали «осеннее лето».
Все ходят в пальто, одеваясь тепло.
Смотрят в серое небо.
Ученица 8-ого класса
Игра «Сто рублей»
Хорошо подходит для уроков повторения и обобщения материала.
- У каждого имеются виртуальные 100 рублей/биткоинов/монет
- Ставки делаются до того, как будет задан вопрос
- Идти ва-банк можно только на последний вопрос.
«Ерундопель»
Настольная игра, которой можно заполнить оставшиеся минуты в конце урока и поднять настроение ученикам.
Можно включить соревновательный момент, если время позволяет разыграть больше, чем 3 карточки.
ПАПАНАКИ
это:
албанские кожаные сапоги
________
греческий пирог с мясом и сыром
________
мужской головной убор у имеретин
ГРОДЕНАПЛЬ
это:
дамский театральный бинокль
______
средство для укрепления волос
______
сорт шелковой материи
Спасибо за внимание!