СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой»

Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой.


Физическая культура – уникальный учебный предмет. Он обеспечивает овладение учащимися не только необходимых ему двигательных умений и навыков, но и важными знаниями о человеке, о его развитии, анатомическом строении, протекающих в нем физиологических процессах, гигиене, а также физическая культура решает задачи воспитания человека.

Физическая культура – это не погоня за результатами, а долгая и последовательная работа учителей, родителей и самих учащихся над укреплением здоровья. При подготовке к уроку и на самом уроке необходимо учитывать не только подготовленность детей к той, или иной деятельности на уроке, но и их настроение, желания и темперамент каждого ребенка. Обучить их самоконтролю, адаптации, релаксации. Наши уроки — и для мышц, и для мозга. Успехи и неудачи в своей деятельности на уроке учителя физической культуры связывают с тем, насколько им удалось организовать учебную деятельность учащихся, где они проявляют активность, самостоятельность и сознательность. Если учитель систематически, от урока к уроку, заботится о формировании детского творчества, расширяет ученическую активность, то дети могут приумножить вносимые педагогом усилия.

Одиннадцатилетний путь школьника к физическому самосовершенствованию условно можно разделить на три этапа. Первый – начальные классы — это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры; второй этап – обучение программным двигательным навыкам и умениям на базе самостоятельного выполнения физических упражнений с учетом их тренировочного воздействия на организм; третий этап (старшие классы) – дальнейшее укрепление здоровья, развитие потребности в самостоятельных занятиях избранным видом спорта.

Остановимся на среднем звене. В этом возрасте школьники ещё не потеряли интереса к учебе, тянутся к знаниям и любят трудиться, необходимо лишь направлять их энергию и желания в нужное русло и повышать их мотивацию.

Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя даст возможность повысить работоспособность, обеспечить успешную деятельность и снизить утомляемость во время занятия. Смена форм проведения урока, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность себя реализовать.

Мотив – это побудитель к действию, поступку, деятельности. Учитель старается привить интерес детям к занятиям физической культурой на каждом уроке, но эффект, в становлении этого интереса получается всё-таки незначительный.

Дело в том, что мотивация по отношению к ученику есть внутренняя и внешняя. Интерес возникает только на основе внутренней мотивации. Именно она позволяет переносить большие физические и нервно-эмоциональные напряжения с интересом, по желанию самого школьника.

При этом внутренняя мотивация возникает лишь тогда, когда внешняя мотивация (задания, упражнения, нормативы, требования и т. п.) соответствует возможностям ребёнка, когда он испытывает удовлетворение от процесса занятий и когда у него возникает вдохновение успехом при выполнении этих внешних требований.

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма, В.А.Соколов, Ильин Е.П. и др. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Наиболее эффективным является использование в работе игрового и соревновательного методов, а также проведение различных конкурсов и мероприятий. Необходимо вовлекать в спортивно-оздоровительную жизнь школы каждого ученика, помогая ему подобрать вид физкультурной деятельности в зависимости от его интересов и предпочтений, уровня физической подготовленности. Важно уделять внимание проведению мероприятий с совместным участием родителей и детей. Это положительно сказывается на взаимоотношениях внутри семьи, повышает авторитет родителей в глазах ребёнка, является дополнительным стимулом для формирования интереса у ребенка к занятиям физической культурой и спортом.

Формированию и повышению мотивации школьников к физической культуре и спорту способствует:

— просветительская работа;

— необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление;

— умелое применение учителем поощрения и порицания, а также личный пример учителя;

— игры, соревнования, эстафеты, ситуации спора и дискуссии;

— разъяснение значимости учебного предмета;

— необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни.

Рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой:

— реализовать интересы учащихся в сфере физической культуры и средств оздоровления человека;

— сформировать у учащихся осознанную потребность в занятиях физической культурой и спортом;

— определить способности у учащихся в области физической культуры;

— культивировать здоровый образ жизни у учащихся и родителей;

— сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций школьника.

Для повышения мотивации учеников важен личный пример преподавателя. Его активная жизненная позиция. Необходимы проведение спортивных состязаний, праздников, конкурсов, игр для детей и взрослых разного возраста. Проводить беседы и приглашать болельщиками на соревнования учеников младших классов. Пропагандировать спорт с помощью агитационных плакатов, наглядных стендов, интернет ресурсов. Организовывать встречи ребят с успешными спортсменами нашей школы, города и района. Дома, на классных часах и родительских собраниях, на школьных линейках и общегородских мероприятиях ставить в пример тех, кто занимается физкультурой и спортом, говорить о важности активного образа жизни, о сохранении своего здоровья для дальнейшей жизни.