СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучения в кадетском корпусе: учеба и воспитание.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кадетский корпус дает образование и всесторонне воспитывает гражданина своей страны, который посвящает свою деятельность и образ жизни к созиданию и труду на благо людей. Воспитанник кадетского корпуса отличается от других сверстников такими качествами как четкое выполнение требований, соблюдение распорядка, исключительный профессионализм, стремление оказать помощь в сложной ситуации.

Учебно-воспитательная деятельность кадетских корпусов основана на взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучения в кадетском корпусе: учеба и воспитание.»


Мотивация обучения в кадетском корпусе: учеба и воспитание.

Кадетский корпус дает образование и всесторонне воспитывает гражданина своей страны, который посвящает свою деятельность и образ жизни к созиданию и труду на благо людей. Воспитанник кадетского корпуса отличается от других сверстников такими качествами как четкое выполнение требований, соблюдение распорядка, исключительный профессионализм, стремление оказать помощь в сложной ситуации.

Учебно-воспитательная деятельность кадетских корпусов основана на взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.

Основной целью деятельности кадетского корпуса является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе.

В области формирования образовательной программы кадетского корпуса предусматривается предоставление обучающимся возможности получения качественного образования.

Любое учение состоит из познавательных, социальных, престижных, компенсаторных мотивов.

Важность мотивации велика – это двигатель, который управляет нашим миром. Мы часто говорим о том, что нашим детям, ученикам не хватает мотивации. Им каждый раз стоит труда начать заниматься, нам приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать что-либо, мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились!

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

Итак, о мотивах.

- Познавательный мотив движет ученика получить новые знания, новые информации; побуждает в нем стремление к самообразованию, интерес и удовольствие от открытия нового для самого себя.

- Социальный мотив получения знания способствует осознанию самого себя быть полезным в обществе, занять лидерские позиции; побуждает к самовоспитанию и самообразованию.

- Престижная мотивация появляется у воспитанников с лидерскими качествами, которые всегда стремятся быть выше и лучше своих одноклассников.

- Компенсаторная мотивация помогает плохо успевающим детям, реализовать себя в спорте, музыке, рисовании и др.


С целью повышения эффективности управления качеством образования на уроках педагог должен создавать условия для познавательной активности, положительного эмоционального и добросовестного отношения к учебе, чтобы ученик стремился побеждать трудности в учебе и остался довольным своим результатом учебной деятельности.

Чтобы вытянуть и поднять учеников, которые находятся на разных уровнях мотивации и эмоционального отношения к учению (продуктивная мотивация и позитивное отношение, непродуктивная мотивация и негативное эмоциональное отношение), важными задачами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются снижение учебной и личностной тревоги у кадет и повышение у них уровня мотивации на успешное обучение.

- чтобы кадеты не теряли мотивацию к познанию, которое может привести к снижению мотивации на обучение в целом, нужно создавать благоприятные условия и проводить специальные уроки по программе психолого-педагогического сопровождения, беседы, дискуссии, консультации, индивидуальные и групповые, коллективные встречи, игры и т. д.;

- для гармоничного развития личности и раскрытия потенциала ученика нужно использовать в учебно-воспитательной деятельности современные технологии;

- нужно использовать дифференцированный подход и создавать ситуации успеха, для эмоционального подъема и повышения самооценки ученика от решения познавательных задач вне привычной урочной деятельности.

Процесс образовательной деятельности в кадетском корпусе должен ориентироваться:

- на мотив общения ученика с одноклассниками, в процессе которого у них появляется интерес к самому предмету, уроку, к теме и это способствует ученику выражать собственные варианты, предложения, мнения решения вопроса;

- на мотив социального одобрения – ученик всегда ждет одобрения учителей и родителей, желает, чтобы был замечен его труд, старание, любознательность, стремление и успех;

- на мотивацию достижения успеха – осознать себя талантливым и умным; ученик стремится выполнять все задания правильно, верит в свои способности, чувствует себя талантливым и умным с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний;

Ученик кадетского корпуса в основном должен осуществлять свой учебный процесс на этих мотивах.

Внеучебная мотивация, когда ученик интересуется только мероприятиями, не связанными с учебой, не соответствует его статусу кадета.

Учителя должны стремиться сформировать на уроках мотивацию учеников, учителя не должны использовать для достижения успеха отрицательную мотивацию, результатом которой станет только видимость учебного процесса – ученик не поймет тему урока и не заинтересуется изучением, обсуждением темы, выполнением упражнений и т.д.

Значит, учитель сам, в первую очередь, должен приложить все усилия и уметь сохранить положительную мотивацию ученика.

Таким образом, мотивационный аспект обучения у кадет является актуальной для выявления свойств личности, определяющих успешность их учебно-воспитательной деятельности.

В системе образования существуют внешние и внутренние мотивации.

Внешняя мотивация связана с реакцией со стороны взрослых (родители, педагоги) на результаты учебы и воспитания ребенка. Внешняя мотивация появляется, когда ученик хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания.

Внутренняя мотивация наблюдается, когда люди испытывают внутреннее желание что-то сделать, потому что считают это важным, или это доставляет им удовольствие. Ученик, стремленный и заинтересованный получением новых знаний и результатом своей учебы, имеет крепкий стержень внутренней мотивации.


Мотивация представляет собой импульс, который заставляет нас действовать и достигать поставленных целей.


Почему так важно поддерживать у детей мотивацию к учебе?

  • Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;

  • Наша мотивация дает «зелёный свет» инициативности;

  • Мотивация улучшает когнитивные способности (память, мышление, внимание, воображение, восприятие);

  • И, наконец, мотивация повышает общую производительность.

Как повысить мотивацию воспитанников? Рычаги воздействия.

1. Отношение непосредственно влияет на мотивацию

Взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса обучения, чем структурные факторы, такие, как учебные материалы или размер класса. Эта связь между учеником и учителем очень важна. Созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе. Внимание к детям со стороны учителя не только защищает образ, который имеют дети по отношению к самим себе, как ученики (речь идёт о поддержке самоидентификации учащихся), но и помогает избежать социальной изоляции со стороны их сверстников.

Как стимулировать мотивацию? Демонстрируйте позитивное отношение и настроение. Выстраивайте гармоничные отношения с воспитанниками. Проявляйте к ним внимание и покажите, что вам не безразличны как ученики, так и сам процесс обучения. Никогда не смейтесь над ними, если они чего-то не знают или не понимают. Покажите себя чуткими и понимающим по отношению к ученикам. Используйте юмор только в позитивном ключе, проводите «пятиминутки» с упражнениями для снятия напряжения и усталости.

2. Цените приложенные ими усилия

Гораздо важнее оценить приложенные усилия, чем конечный продукт. Если вы будете больше ценить результаты, дети будут сосредоточены лишь на достижении результата, забывая о том, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Кроме того, часто результат может зависеть и от других факторов, например, от удачи или случайности.

Как стимулировать мотивацию? Сконцентрируйтесь на процессе обучения детей, поощряя их прикладывать усилия. Награждайте тех, кто упорно работал: «Вы очень сосредоточены, это показывает, что вам интересна эта задача», или «Вы упорно трудитесь, так вы сможете многому научиться».

3. Поощряйте вовлечение детей в учебный процесс

Если дети чувствуют, что они полезны, и несут ответственность, они будут гораздо более мотивированы.

Как стимулировать мотивацию? Дайте ученикам обязанности, найдите время для весёлых моментов в классе. Пусть каждый почувствует свою ответственность за одну из привычных школьных задач: поддерживать порядок в классе, стереть с доски или раздать всем материалы для урока… Когда они работают в группе, проследите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс.

4. Используйте стимулы

Как было сказано ранее, очень важно поощрять и вознаграждать приложенные усилия, тем не менее дети нуждаются в ощутимых наградах за хороший результат. Дети, как правило, не осознают, какие преимущества в долгосрочной перспективе им даёт хорошая успеваемость и полученные знания, они предпочитают получать вознаграждение незамедлительно. Стимулы мотивируют их работать и стремиться к достижению поставленной цели.

Как стимулировать мотивацию? Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей. Это могут быть особые привилегии или маленькие пустячки, которые приносят детям радость (например, наклейки). Однако, избегайте слишком частого поощрения, потому что в этом случае награды теряют свою ценность. В идеале следует установить конкретные интервалы времени между вознаграждениями в зависимости от возраста учащихся. По мере того, как дети становятся взрослее, они приобретают способность визуализировать цели в более долгосрочной перспективе. Для детей старшего возраста – достаточно не более одного раза в неделю.
Оптимальным вариантом будет постепенное сокращение количества материальных вознаграждений и их замена на социальные:  похвала, улыбки, слова ободрения. Потому что, как мы говорили ранее, у детей существует опасность формирования зависимости от вознаграждений.

5. Дело в разнообразии

Дети быстро начинают скучать, когда они не получают адекватную стимуляцию на уроках. И это стало особенно заметно сейчас, в нашем технологическом мире. На занятиях попытайтесь избегать однообразия и рутины, не отказывайтесь от современных образовательных технологий.

Как стимулировать мотивацию? Используйте творческий подход. Находите инновационные способы подачи учебного материала. На уроках находите время для игр и дискуссий, это позволит вам сделать занятия более динамичными и вовлечь учеников в образовательный процесс. Пассивное обучение, в котором дети лишь получают информацию, но не принимают активного участия, помимо того, что неэффективно, также разрушает их мотивацию. Кроме того, рекомендуется использовать различные источники обучающей информации и наглядные материалы, такие как рисунки, фотографии, короткие видео или фильмы и т.д.

6. Важность мотивации в процессе обучения: не стоит её недооценивать Объясните «Для чего мне всё это нужно?»


Часто мы теряем мотивацию, когда не знаем, какую пользу могут принести получаемые знания в «реальном» мире. Поэтому так важно подчеркивать практическое значение нового материала для учащихся.

Как стимулировать мотивацию? Вы можете в начале каждой темы выделить особый раздел для объяснения практической пользы и сферы применения этих знаний. Если вы преподаете алгебру, уделите некоторое время изучению областей использования этих знаний в профессиональной области, например, в сфере инженерного дела. Если вы сможете донести до учащихся, что те же самые знания используют реальные люди в своей работе, это увеличит ценность вашего предмета в их глазах и мотивацию к учёбе.

7. Не стоит недооценивать детей

Когда учитель недооценивает детей и имеет привычку навешивать им ярлыки  («медлительный», «ленивый», «глупый»), это только разрушает их мотивацию. Это заставляет их почувствовать, что они ни на что не способны, и нет средства, которое поможет им улучшить успеваемость.

Как стимулировать мотивацию? Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. Укрепляйте их уверенность в себе. Узнайте о том, как правильно хвалить детей и делайте это.

8. Используйте CogniFit, ведущую программу в области нейрообразования

Нейрообучение базируется на новом видении процесса обучения, которое основано на знаниях о мозге и направлено на анализ и улучшение качества процессов обучения. CogniFit является ведущей платформой для нейрообразования. Эта программа представляет собой профессиональный инструмент, разработанный специалистами по детской нейропсихологии. Технология CogniFit основана на пластичности головного мозга. Эта программа очень проста в использовании. Она состоит из различных клинических игр, в которые можно играть с помощью компьютера, и позволяет преподавателям, не специализирующимся в педагогической психологии, анализировать процесс обучения и развить потенциал каждого ученика.

Как стимулировать мотивацию? CogniFit определяет с научной объективностью сильные и слабые когнитивные стороны учащихся, и демонстрирует связь полученных результатов с их уровнем успеваемости, поведением и мотивацией, что позволяет выработать персонализированные стратегии обучения.

(Ссылка для скачивания: https://www.cognifit.com/ru)

9. Помогите им преодолеть тревожность

Многим детям трудно сохранить мотивацию к учёбе, потому что они имеют высокий уровень тревожности, страх неудачи и не достижения желаемых результатов.

Как стимулировать мотивацию? Поделитесь с ними спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать. Если уровень тревожности у детей очень высок, вы можете попробовать применять техники упражнений на расслабление в классе, множество которых есть в сети интернет.

10. Научите их мотивировать себя самостоятельно

Уметь мотивировать детей – это важно для учителя, но не менее важно научить их находить свою собственную мотивацию и управлять ею.

Как стимулировать мотивацию? Помогите ученикам находить причины, по которым для них могут быть полезны получаемые знания. Возможно, с новыми знаниями они смогут лучше понимать окружающую среду? Либо эти знания пригодятся им, когда они поступят в университет? Применимы ли знания в нашей повседневной жизни?

Таким образом, совокупность всех этих мотивов устанавливает высокий уровень формирования и развития учебно-воспитательной мотивации кадет. Мотивированная учеба намного лучше принужденной – полученные соответствующие высокие оценки за добытое знание на основе внутренней мотивации, желания, стремления знать больше и нового – всегда будут вдохновлять ученика на новые достижения в учебе и досуговой работе.




Библиография:

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста»./ Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 180с.


Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А. К. Маркова. М., Просвещение, 1990. 96 с.


Ломов  Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.//Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова - М.: Наука,1984.-444 с.


Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.-СПб.: Питер, 2008.- 464 с.


Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).- М.: МГПУ,1999.-277 с.


Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность .- Спб.: Питер: М: смысл, 2003. – 860 с. 25.


Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1983.-183 с.

4