СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  для педагогов по формированию мотивации

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучения»


ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России




Методическая разработка для педагогов и педагогов - психологов по формированию мотивации учения


Автор: Бондаренко Любовь Дмитриевна














Мотивация учения












НТТИ



Содержание



Введение


1

Деятельность педагога с учетом мотивационного компонента


1.1

Характеристика собственно-мотивационного блока


1.2

Характеристика целевого блока


1.3

Характеристика эмоционального блока


1.4

Характеристика познавательного блока


2

Приемы деятельности педагога, способствующие, формированию мотивации в целом


3

Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации


4

Формирование мотивации на отдельных этапах урока


5

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших студентов”.


6

Методы обучения, способствующие развитию мотивационно-познавательной сферы.


6.1

Информационные методы обучения


6.2

Операционные методы обучения


6.3

Творческие методы обучения


6.4

Методы контроля и обратной связи


6.5

Дидактические средства обучения, способствующие развитию мотивационно-познавательной сферы.


7

Методики изучения мотивации и мотивов


7.1

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д.Дубовицкая)


7.2

Мотивация деятельности учащихся на уроке (по П.И. Третьякову и Т.И. Шамовой)


7.3

Анкета для педагогов


7.4

Программа наблюдений на уроке



Заключение



Список использованных источников



Приложение А Тест - опросник


Приложение Б Бланк ответов



Приложение В Анкета для студентов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»



Приложение Г Рекомендации по работе со студентами с низкой мотивацией учения




Приложение Д Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования






Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы самому верить в это.



М. Ксикзентмихали










Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.

С.Л. Рубинштейн.




Введение


В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Для успешного обучения необходим высокий уровень развития (восприятия, памяти, мышления, внимания). Однако, при недостаточном уровне развития, у студента возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности степени притязаний, тщательности в учебной деятельности. Важнейшую роль в формировании мотивации учения отводится педагогу.

В данной методической разработке автором собран и представлен материал, который содержит рекомендации для педагогов по изучению и формированию мотивации учения у студентов. В методической разработке представлены: программа деятельности педагога с учетом мотивационного компонента, диагностические приемы по изучению мотивации. Анкета для педагогов по изучению уровня владения основными методами мотивации и стимулирования деятельности. Все это, по мнению автора, позволит стимулировать собственный подход педагога к практике формирования мотивации учения.







1. Деятельность педагога с учетом мотивационного компонента


Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.


Источники мотивации:

1) потребности и инстинкты;

2) причины, определяющие выбор направленности поведения;

3)эмоции, субъективные переживания и установки.


Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:

– мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики

– цели и их качества (новые, гибкие, перспективные, устойчивые, нестереотипные);

– эмоции (положительные, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);

– умение учиться и его характеристики (знания, состояние учебной деятельности, обучаемость).

В соответствии с этим программа деятельности педагога в этом направлении должна состоять из нескольких блоков: I – собственно мотивационного; II – целевого; III – эмоционального; IV – познавательного. Внутри каждого блока педагогом организуется работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качественных характеристик. Охарактеризуем каждый из названных блоков более подробно.

1.1. Характеристика собственно мотивационного блока.

Работа в нем направлена на осознание студентом того, ради чего учится и что его побуждает к учению.

Опишем основное содержание формируемых мотивов: (что формировать? что развивать?)

 

ВИДЫ МОТИВОВ

 

 

 

познавательные

Их характеризует (направленность
на содержание учебного предмета)

социальные

Для них свойственна (направленность на другого человека, на социальную значимость учебных действий).

УРОВНИ МОТИВОВ

 

 

 

широкие познавательные
учебно-познавательные
мотивы самообразования

широкие социальные
узкие социальные (позитивные) мотивы
социального сотрудничества

КАЧЕСТВА МОТИВОВ

 

 

 

содержательные

(осознанность, самостоятельность,
действенность, степень распространения)

динамические

(устойчивость, сила, выраженность, переключаемость, эмоциональная окраска)

 

ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ

 

 

 

в стремлении к получению новой информации, в поиске решений задач, в успеваемости и посещаемости занятий, в стремлении к заданиям пониженной или повышенной трудности

в поступках, свидетельствующих
о долге и ответственности; в стремлении к контактам, сотрудничеству;
в инициативе и помощи сверстникам

Как формировать выше названные мотивы и их качественные характеристики? Необходимо создавать ситуации, в которых разные по направленности мотивы могут проявиться – создавать условия соподчинения мотивов, то есть их “борьбы”, ситуации реального выбора:

– выбор при имеющихся вариантах ответа (закрытый выбор);

– ситуация свободного (открытого) выбора без ответов;

– выбор нескольких разнонаправленных побуждений (соподчинение мотивов с конфликтом);

– ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование, разные типы оценивания другим человеком);

– ложный выбор (предлагается выбор между двумя в равной мере неверными альтернативами, отражающими противоположные склонности).

Назовем некоторые возможные педагогические приемы в ситуациях реального выбора ученика:

– выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);

– выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;

– выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);

– выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;

– выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;

– ситуации нравственного выбора.

Описанный компонент мотивационной сферы может быть назван диспозиционным, поскольку в характеристике мотивов раскрываются установочно-ориентировочные формы мотивации, свидетельствующие об определенных ценностных ориентациях личности, ее установках.

1.2. Характеристика целевого блока.

В данном блоке осуществляется обучение целеполаганию в учении, направленность на осознание целей учения и их реализацию.

Известно, что реализация мотивов зависит от процесса целеполагания, то есть умения студентов ставить цели и достигать их в обучении. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов.

Речь идет о поведенческом компоненте мотивационной сферы, так как его функциональные характеристики носят деятельностный характер. При развитии поведенческого компонента учащийся становится способным представлять себе генеральную (перспективную) цель изучения каждой конкретной дисциплины, трансформировать ее в цели отдельных занятий, задачи, планы, в актуальные установки при выполнении конкретных операций.

Основное содержание целеполагания: (что формировать?) определяется следующим образом:

ВИДЫ ЦЕЛЕЙ

 

 

 

конечные

промежуточные

УРОВНИ ЦЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

широкие
познавательные

учебно-познавательные

цели
самообразования

социальные



КАЧЕСТВА ЦЕЛЕЙ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

новые

доведение работы до конца или откладывание;

нестереотипные

завершенность или незавершенность действия;

гибкие

преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении;

перспективные

отсутствие отвлечений или постоянная
отвлекаемость

устойчивые и им
противоположные

 




Как формировать выше названные характеристики целеполагания у учащихся?

Необходимо создавать специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания, актуализируют их:

– прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам; возвращение к прерванному заданию и его возобновление;

– варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них;

– выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей;

– выполнение не решаемой задачи и изучение возможной реакции учащихся;

– реакция на ошибку (способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому);

– создание помех, дефицита времени, соревнований, варьирования оценки, получаемой от другого человека.

1.3. Характеристика эмоционального блока.


Работа педагога направляется в данном случае на развитие эмоционального компонента мотивации, главной характеристикой которого являются эмоциональные переживания студента в учебной деятельности. Учение охватывает эмоциональную сферу учащегося, поэтому, влияя на нее, педагог стимулирует мотивацию или наоборот заглушает ее.

Основное содержание эмоциональной сферы: можно кратко охарактеризовать так




ВИДЫ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ

 

 

 

положительные

(радость, уверенность, удовлетворение,
любопытство, гордость, удивление,
конструктивное сомнение).

отрицательные

(страх, обида, досада,
скука, унижение, беспокойство)


УРОВНИ ЭМОЦИЙ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ

интенсивность;

общее поведение;

осознанность;

особенности речи;

избирательность;

мимика;

насыщенность;

пантомимика;

устойчивость;

моторика.


Как формировать эмоциональный компонент?

Педагогу следует поощрять эмоциональные проявления учащихся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, помогать учащимся их осознавать.

Для этого могут быть использованы следующие приемы:

– задание, неожиданный вызов к доске, выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль педагога за работой студента у доски;

– подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые позволят уйти от напряжения;
– просить студента описать, проговорить свое эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока;

– демонстрация педагогом разнообразия переживаемых на уроке эмоций, проговор их вслух для студентов (демонстрация собственной эмоциональной открытости); развитие в себе эмоциональной выразительности (как вербальными, так и невербальными средствами).

Формирование мотивации необходимо начинать именно с эмотивного компонента как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям.

Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызывать у обучаемого любопытство – причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие, познание, действия. Назовем несколько наиболее эффективных способов эмоциональной стимуляции учащихся:

1) Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины (использование в преподавании общих и крупных планов, широких абстрактных обобщений и конкретных частностей, применение учебного материала в повседневной жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности).

2) Обеспечить реализацию учащимися тенденции к деятельности: научить преобразовывать цели “будущего” в ряд проблем, задач, заданий, имеющих непосредственное отношение к настоящему.

3) Поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую помощь (посильность заданий, своевременное усложнение заданий, подбор творческих заданий).

4) Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и др.

5) Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых влечений и интересов.

6) Полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности преподавателя и учащихся, используя разнообразные приемы, методы, формы работы.

7) Оценку выполненной работы педагогу следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность.
8) Педагогу следует строить с учащимися доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации.

9) Педагогу необходимо проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности: выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально открытым самому и принимать эмоциональность своих учеников

1.4. Характеристика познавательного блока.

В этом блоке предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения студента учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением студентов к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение педагога в сущность отношения студентов к учению и влияние на него невозможно без учета умения студентов учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если учащийся в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором студент активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Задача педагога – формировать учебную деятельность, каждый из ее компонентов.

Опишем основное содержание учебной деятельности (что формировать?).

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЭТАПЫ ИХ УСВОЕНИЯ

Ориентировочные – направлены на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи:

1) понимание готовой задачи, поставленной учителем;
2) активное принятие для себя этого задания (доопределение, переопределение задания для себя);
3) самостоятельная постановка учебной задачи;
4) самостоятельная постановка нескольких учебных задач.

Исполнительские – активное преобразование изучаемого объекта:

1) выполнение отдельных операций как звеньев действия;
2) выполнение основных учебных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование);
3) выполнение нескольких учебных действий, осуществляемых слитно с одной задачей и объединенных в крупные блоки – приемы, способы, методы учебной работы;
4) осуществление этих крупных блоков на осознанном уровне (умения) или "автоматически" (навыки).

Оценочные – контроль и оценка собственной деятельности:

1) самоконтроль и самооценка по результату работы на основе сопоставления с образцом;
2) самоконтроль и самооценка по ходу работы;
3) самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.


УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

 

 

продуктивный

(соотнесение условий в новой ситуации, поиск нестандартных способов решения)

репродуктивный

(выполнение и оценивание
действий по образцу)

 

КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

обобщенность действий;
осознанность;
мера автоматизации;
гибкость и вариативность;
самостоятельность;
форма выполнения (материальная, материализованная, рамкоречевая, идеальная)

РЕЗУЛЬТАТ

как характеристика учебной деятельности

 

 

 

Объективный

правильность решения;
количество действий и шагов до
получения результата;
расход времени;

Субъективный

значимость итога работы для ученика; удовлетворенность (неудовлетворенность) итогом работы; психологическая цена
(расход усилий).


Реализовать познавательный блок программы возможно при условии, если педагог организует учебный процесс в соответствии со структурой учебной деятельности, а значит, обеспечивает наличие трех этапов учебного процесса: мотивационно - потребностного, операционально-исполнительского и рефлексивно-оценочного.

При этом каждый педагог для формирования мотивации учения студентов использует различные методические приемы.





























2. Приемы деятельности педагога, способствующие формированию мотивации в целом

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

– включение студентов в коллективистические формы деятельности;

– привлечение студентов к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

– сотрудничество студентов и педагога, совместная учебная деятельность;

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи педагога, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);

– умелое применение поощрения и наказания.



3. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.

Педагогу необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:

а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);

б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;

в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности)

г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).

4. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Деятельность студентов обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.

Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:

– этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);

– этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);

– этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого студента, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

5. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших студентов”.

Эта работа включает следующие направления:

– восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;

– ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений студента, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);

– укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).





6. Методы обучения, способствующие развитию мотивационно-познавательной сферы.

Следует особо подчеркнуть, что развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Педагогу необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов (“живое созерцание” при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей. Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик.

6.1. Информационные методы обучения:

Беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем,

Пути формирования мотивации

исторический ракурс, яркие инженерные факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.

6.2. Операционные методы обучения

работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками; поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная работа.

Пути формирования мотивации:

создание ситуации, авансирующей успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.

6.3 Творческие методы обучения:

анализ конкретных ситуаций, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, “мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного случая, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод “круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д

Пути формирования мотивации:

создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.

6.4 Методы контроля и обратной связи:

семинар, коллоквиум, конференция, симпозиум, зачет, экзамен, защита курсовых работ, выпускная работа, доклад, реферат, дневник практики, текущий, рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.

Пути формирования мотивации:

закрепление полученных знаний, доведение их до уровня навыков и умений, ретроспективный анализ, соревновательность, положение в группе, рейтинг, хит-парад, качество достигнутых результатов, переход от контроля к самоконтролю, ценность контролируемых характеристик, открытость диагностики, достижение поставленных целей, количественные критерии уровня знания, достижения в области интеллектуального развития, оценка своей деятельности и деятельности товарищей, вознаграждения, удовлетворение.

6.5. Дидактические средства обучения, способствующие развитию мотивационно-познавательной сферы.

Печатные учебные материалы позволяют, например, повысить уровень информированности, расширить кругозор учащихся, дают возможность постоянного использования в качестве неких хранителей информации.

Натуральные объекты позволяют актуализировать внимание учащихся, вызывают их удивление, любопытство, заинтересованность.

Макеты и модели задействуют ассоциативную память учащихся, вызывают восхищение творением рук человеческих, любознательность, интерес, желание изготовить что-либо собственными руками.

Лабораторные устройства и материалов развиваются практические умения, навыки, что усиливает значимость учащихся в собственных глазах; формируются их созидательные способности и значимость деятельности.

Аудиальные средства обучения развивают умение слушать и слышать, формируют музыкальную культуру, интерес к технике, позволяют углубить чувство прекрасного и сделать доступными произведения искусства, уникальные рисунки и фотографии.

Аудиовизуальные средства позволяют формировать всестороннюю культуру, целостность мировосприятия, расширяют познавательные умения и навыки. Дидактические средства обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, овладение конкретными знаниями, самоконтролем и самокоррекцией своих действий, компонентами учебной деятельности.

Компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к достижениям современности, стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с развивающими играми, программами; осуществляется определенная ориентация в профессиональной сфере.

Средства массовой информации повышают информированность студентов, развивают их общую культуру, знакомят с разнообразными подходами к ряду проблем.

Эффективность используемых педагогом дидактических методов и средств для развития мотивационной сферы учащихся во многом зависит от численности обучаемых, а следовательно, обеспечивается умелым выбором организационных форм. Назовем некоторые пути формирования мотивации взаимозависимости от организационных форм (по числу обучаемых).

Индивидуальная работа с конкретным учащимся позволяет развивать в нем самоуважение, свои возможности, волю, стремление к самоконтролю, коррекции собственного поведения, удовлетворению познавательных потребностей.

Чувство поддержки, взаимовыручки, взаимопомощи, способность к взаимодействию, сотрудничеству, совместному достижению высокого результата в деятельности развивает работа в парах.

Коммуникативные умения, соревновательность, взаимозависимость при достижении результата повышаются при работе в малых группах (5-8 человек). Здесь есть возможность закрепить или изменить определенный статус учащегося, продемонстрировать собственные суждения и вести дискуссию, позволяющую проявить неповторимость, индивидуальность при обсуждении общих проблем.

Большая группа (25 и более человек) стимулирует становление личности и проявление своего “Я” в коллективе, учит познавать и учитывать в общении индивидуальность других людей, развивает коммуникативные навыки, организаторские или исполнительские способности, ответственность за выполняемую в группе роль.

Все вышеназванные средства педагогической коммуникации определяются необходимостью систематически активизировать деятельность учащихся на различных этапах образовательного процесса с учетом принятых целей и задач обучения.
























7. Методики изучения мотивации и мотивов

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Педагог, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

В связи с этим в данном разделе представлены методики изучения мотивации и мотивов, которые могут использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.





7.1. Методика диагностики направленности учебной мотивации

Т.Д. Дубовицкая

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест - опросника приведено в приложении А, бланк для ответов приведен в приложении Б

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

        0–10 баллон – внешняя мотивация;

        11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

        0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

        6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

        15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

5) при преподавании курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в вузах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой преподавателем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности педагога активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.








7.2. Мотивация деятельности учащихся на уроке

(по П.И.Третьякову, Т.И. Шамовой)


Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих ее повышению.

Задачи:

1) определить уровень мотивации деятельности учащихся;

2) оценить деятельность учителя по формированию положительной мотивации у учащихся;

3) определить уровень мотивации и наметить управленческие решения по ее повышению.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 6 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда; записываются на специальном бланке, напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 15-летнего возраста.


Анкета для студентов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» приведена в приложении В


Методика обработки результатов анкет


1. Для каждого ученика вычислить средний балл по группе: ситуативный интерес (I); учение по необходимости (II); интерес к предмету (III); повышенный познавательный интерес (IV).

Средний балл – ; сумма всех баллов в группе – ; число предметов умножить на число вопросов в группе – .

2. Вычислить средний балл по группе и по каждой группе и соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить график уровня сформированности мотивации учебной деятельности.

4. Выявленные тенденции, оценка уровня мотивации: если больше 85% – оптимальный уровень; 65-84% – достаточный уровень; 40-64% – низкий уровень.










7.3. Анкета для педагогов


Цель: Изучение уровня владения педагогом основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Коллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа:

2 – применяю регулярно; 1 – применяю иногда; 0 – не применяю.

Эмоциональные методы мотивации (I): 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации (II): 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации (III): 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV): 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуации взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка, 7 – рецензирование.


Методика обработки результатов анкеты

1. Подсчитать число учителей, регулярно применяющих различные методы стимулирования учебной деятельности (т.е. поставивших 2 балла по любому из пунктов). Вычислить процент от общего числа анкетируемых, построить диаграмму.

Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше – оптимальный уровень, 55-84% – достаточный уровень, 40-54% – низкий уровень.

2. Вычислить средний балл по каждой из четырех групп, составить график.

3. Вычислить средний балл по каждому методу внутри группы. Построить графики.

4. Выявленные тенденции.

5. Меры по регуляции и коррекции.



7.4. Программа наблюдений на уроке


Цель: Изучение уровня работы педагога по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.

1. Изучение активности учащихся на уроке. Составление карты наблюдений: + (плюс) – положительный ответ; - (минус) – отрицательный ответ; ± (плюс, минус) – частичный ответ.

Вычислить в процентах коэффициенты активности (Kакт) учащихся.

2. Вычислить в процентах коэффициент полезного действия (КПД) самостоятельной работы:

3. Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов).

4. Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные (поощрение, наказание, учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческие задания); волевые (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.).


Методика обработки результатов наблюдения

1. Используя показатель активности в процентах, составить диаграмму (при анализе количества посещенных уроков рекомендуется применять средний процент активности).

2. Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму.

3. Вычислить средний балл вовлечения учащихся в активную деятельность.

4. Вычислить в процентах коэффициент реализации методов.

Составить диаграммы.

5. Варианты выявляемых тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся.

6. Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендации при работе в конкретном классе с учетом ведущих мотивов деятельности учащихся; рекомендации по дифференцированному подходу к обучению с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности.




Заключение


Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности в целом.

Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития. С помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации, систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

В методической разработке представлена программа деятельности педагога с учетом мотивационного компонента. Методики изучения мотивации и мотивов позволят преподавателю ориентироваться на вид мотивации, преобладающий в учебном процессе с целью его индивидуализации.

Методическая разработка адресована педагогам, педагогам-психологам и может быть использована в качестве индивидуальной коррекционной работы по формированию учебной мотивации и оптимизации процесса обучения.




















Список использованных источников


1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., Питер, 2006.

2. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М., 2004.

2. Маркова А.К., Матис Т, А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

3. Маслоу Абрахам Мотивация личности. Питер 2006.

3. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Вопросы психологии. 1987. №5.

5. Шапаль В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д Феникс, 2002.
































Приложение А

Тест - опросник

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

        верно – (+ +);

        пожалуй, верно – (+);

        пожалуй, неверно – (–);

        неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1.      Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.      Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.      В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.      Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.      Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.      При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.      Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.      Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.      На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.  Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.  По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.  Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.  Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.  Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).













Приложение Б



Бланк ответов


Ф.И.______________________Курс______Группа________Дата___________



вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Позиция

ответа






















Приложение В


Анкета для студентов

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»



Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.



Отношение

Предметы

Русский

язык

Литература

Математика

Биология

История

Физкультура

Химия

География

I.

1. Проявляю интерес к отдельным разделам программы.









II.

2. Стараюсь добросовестно выполнять все разделы программы.









III.

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.

4. Проявляю интерес к обобщению, анализу.









IV.

5. Мне интересны не только знания, но и способы добывания.

6. Испытываю интерес к самообразованию.














Приложение Г

Рекомендации по работе со студентами с низкой мотивацией учения


Задача учителя состоит в том, чтобы учащийся постоянно был мотивирован к действиям – и в начале урока, и в конце, и входе его.

В начале урока необходимо актуализировать предыдущие достижения словами: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», высказать неудовлетворенность: « Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность: «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо в таких -то условиях».

Учащийся должен уметь оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, какие нет, уметь определить причину этого.

Предлагать задания на многократное повторение различных препятствий.

Главная задача конца урока состоит в том, чтобы учащийся смог выйти из него с положительным опытом.

Важно в процессе учебной деятельности – чередование различных видов деятельности (репродуктивных и поисковых, устных и письменных, трудных и легких, индивидуальных и фронтальных)

Всячески избегать взрослым использования внешних факторов ( «не повезло», кто-то помешал..») для объяснения успехов и неуспехов и неуспехов учащегося.

Объяснять неуспех сложностью задачи и ни в коем случае - невезением, а иначе снижается уровень притязания.

Сравнивать успехи учащегося с его прежними успехами, а не с другими учащимися.

Необходимо строить равноправное общение (сотрудничество). Чувствовать эмоциональный настрой и принимать его.

Выявление и использование, что больше мобилизирует для достижения целей: похвала или переживание неудачи.

Определить к чему интерес в учебном предмете. Использовать советы, задания наталкивающие учащегося на правильное решение.

Удивление способствует умственному развитию

Оптимальное соотношение положительных и отрицательных эмоций должны бать в пропорции 7:1 («Если в легких нет углекислого газа, оно останавливается, если нет неудач, прекращается прогресс»).

Неуспех должен объясняться, не только низкими способностями (стабильный внутренний фактор), сколько недостаточными усилиями (нестабильный внутренний фактор). «Ты сможешь ответить лучше, если ты приложишь больше усилий..»

Активная включенность в деятельность во время урока - способствует повышению мотивации учения студентов.

Учить студентов психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач. Учить активизировать все свои возможности.

Помочь учащемуся составить план перед реальным делом и осуществлять контроль за его выполнением. Определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время.

Смысл информации нельзя преподавать непосредственно, его можно лишь демонстрировать перед учащимися в своей собственной деятельности (любить свой предмет).

Необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.

Основным принципом является выражение внутренней уверенности педагога в возможности и способности каждого учащегося.

Педагог, общаясь со своими учащимися должен уметь, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг, и на себя, в том числе глазами детей.

Предоставление учащимся возможности свободного выбора в процессе обучения (выбор задач, формы зачета, времени сдачи задания) не только стимулирует внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества образования.




























Приложение Д

Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования.





Уровень


Тип

отношения

к учению


Умение учиться




Мотивы




Эмоции


Обучаемость

(как умеет учиться)

Обучаемость

(как может

учиться)


Знания


Учебная

деятельность




1

Отрицательное

отношение



Преоблада-

ние мотивов

избегания

неприятнос-

тей наказания.

Индивидуалистические мотивы.

Отсутствие

интереса к процессу и содержанию учения.

Объяснение своих неудач внешними причинами.

Орицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворения собой и учителем.

Неуверен- ность в себе из-за длительного неуспеха

“выучен-ная беспомощность.”


Знания о фактах.

Узкий круг знаний .


Учебная деятельность не сформирована

Неумение выполнить несколько действий в определённой последовательности.

Неадекватный самоконтроль и самооценка.

Низкая самооценка.


Отсутствие переноса знаний в новые условия.

“Закрытость” для помощи другого человека.






2



Нейтральное (пассивное отношение).


Неустойчи-вые мотивы интереса к внешним результатам учения.


Отрицате-льные эмоции скуки, неуверен-ности.

Неустойчивость эмоций.


Узнава-ние

и воспроизведение готовых знаний.


Выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу.


Пассивность в новых условиях и ситуациях.





3



Положительное (ситуативное отношение).


Интерес к результату учения и к отметке.

Широкие социальные мотивы ответственности.

Неустойчивость мотивов.


Эмоции удивления, пережива-ния необычности, новизны и развлека-тельности учебного материала

Положительные эмоции от пребыва-ния в техникуме

Общий неустойчивый положите-льный настрой к учению, зависящий от ситуации.

Знания о фактах, поняти-ях и терми-нах.

Запоми-нание знаний.


Понимание и выполнение учебной задачи, поставленной педагогом.

Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу.

Итоговый самоконтроль и самооценка.


Восприимчив-ость к усвоению новых знаний.






4

Положительное (осознанное отношение).

Новые мотивы из самостоятельно поставленых целей.

Интерес к разным способам добывания знаний.

Осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий.


Положительные эмоции от поиска разных способов решения.

Удовлетворённость адекват-ной с/о.

Положительные эмоции от умения различать свои способности в целом и усилия в данном задании.

Осознан-ность эмоций.

Отрицате-льные эмоции временной неудовлетворённос-ти собой при столкновении с задачей новой трудности.


Знания о законах и теориях, о способах деятельности.

Применение знаний в знако-мых условиях

Понима-ние знаний.

Репродуктивный уровень усвоения знаний.

Системность осознан-ность, обобщённость знаний.


Самостоятельная постановка учебных заданий поставленных преподавате-лем и самостоятель-ная постановка учебных задач.

Пошаговый самоконтроль и самооценка.

Самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому.

Осознаный поиск различных способов решения задач

Адекватная с/о.


Восприимчи-вость к усвоению способов учебной работы.








5

Положительное (активное, творческое) отношение.


Совершенст-вование способов учебно-поз-навтельной деятельности

Самостояте-льность.

Осознанное соотношение своих мотивов и целей.


Положительные эмоции при постанов-ке нестереотипных целей.

Эмоции конструк-тивного сомнения.

Отрицате-льные эмоции временной неудовлетворённос-ти при самостоятельной постанов-ке более сложных целей.

Знания о методах позна-ния.

Применение знаний в новых условиях

Продук-тивный уровень усвоения знаний.

Гибко-сть и оперативность знаний.

Гибкость и мобильность учебной задачи и способов учебной деятельности.

Прогностический самоконтроль и с/о (до начала работы).

Высокая самооценка.

Выход из учебной деятельности в самообразова-ние .



Восприимчи-вость к усвоению рациональных способов организации своей учебной работы.

Активность ориентировки в новых учебных условиях.

Обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации.

Перенос способа действия в новые условия.

Инициатива.





6

Положительное (ответственное) отношение.


Совершенст-вование способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебной деятельности

Устойчиво-сть внутренней позиции.

Ответствен-ность на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности

Положительные эмоции к ходу ирезульта-там учения.

Положительные эмоции уверенности в своих возможностях, гордости и достоинства.

Устойчи-вый оптимистичный внутрен-ний настрой.

Положительная эмоция активной позиции в коллекти-ве.


Стремление использовать знания на практике


Активно и самостоятель-но ставит себе цели.

Использова-ние результатов учения в социальной практике.

Овладение культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками.

Умение занять разную деловую позицию в совместной деятельности.




Восприимчив-ость к новым видам сотрудничества в ходе учения, к новым способам применения усвоенного в социальной практике.

Готовность к сотрудничеству с другим человеком (при уменьшающейся помощи другого человека).

Быстрый темп продвижения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!