МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное учреждение «Управление образованием»
муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
Секция «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
Мотивация школьников к познавательной деятельности как основа эффективного и качественного обучения на современном уроке.
Работа Ивановой Агнии Афанасьевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу надо через развитие познавательной активности школьников и через организацию учебной ситуации, когда ученик может чувствовать “ситуацию успеха”. И здесь немаловажную роль играют интересные, хорошо продуманные уроки с использованием различных педагогических технологий.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
использование элементов занимательности при изучении материала;
использование проблемных ситуаций;
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному поиску новых знаний.
состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.
игровой характер проведения занятий представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.
На уроках русского языка я очень часто использую приемы обучения, которые основаны на состязательности, поэтому побуждают учащихся к познавательной активности:
«Кто больше?» На уроках по изучению частей речи провожу состязание «Кто больше напишет имена прилагательные к слову, например, корова». Даю на задание 2 минуты, за это время дети соревнуются, кто больше напишет подходящие имена прилагательные. По ходу задания учащиеся учатся правильной сочетаемости имен прилагательных и имен существительных.
Такие задания-состязания можно провести на уроках по любому разделу русской грамматики. Например, по разделу «Фонетика»: «Кто больше напишет слова с твердыми согласными или со звонкими согласными?»; по разделу «Синтаксис»: «Кто больше напишет с однородными членами?»; «Кто больше напишет предложение с дополнениями?» и т.д.
«Кто больше?» Учащиеся выходят к доске и пишут слово с орфограммой до ошибки. Кто больше всех напишет слова без ошибок, тот и побеждает. Такие состязания можно провести и по разделу «Словообразование»: «Кто больше всех сделает морфемный разбор слов?»
«Письмо неграмотной старушки». На доске написан текст с ошибками, кто больше всех и быстрее исправит ошибки, тот побеждает.
«Кто станет проверяющим?» Учащиеся выполняют упражнение на любом уроке. Кто быстрее всех выполнит упражнение правильно, становится учителем, проверяющим работы одноклассников. Обычно выбираются 2 проверяющих, которые получают оценку 5.
Такие состязательные упражнения лучше всего проводить в 5-6-х классах. В это время у учащихся закладываются основы положительного отношения к предмету. формируется устойчивый интерес к предмету, создается «ситуация успеха» для каждого школьника. Особенно такие упражнения актуальны в 5-м классе, когда происходит адаптация школьника при переходе на новую ступень обучения.
На уроках литературы важно организовать такое обучение, чтобы пробудить интерес учащихся к творчеству того или иного писателя, найти нечто необычное, изюминку или использовать краеведческий материал, чтобы учащиеся приходили на уроки литературы с радостным чувством, с чувством ожидания какого-нибудь открытия.
Очень важно использовать новые педагогические технологии, чтобы урок достиг этих целей. В приложении я привожу 5 сценариев моих уроков литературы, проведенных в разные годы.
Прежде всего это информационные технологии. Использование продуктов информационных технологий (презентация, видеоматериалы, учебный фильм и др.) как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.
Информационные технологии – это не только демонстрационные материалы, но и средство обучения. Так, проектная работа обучающихся может быть выполнена с помощью информационных технологий, когда школьник сам самостоятельно создает свой продукт познания: презентацию, сочинение, ролик и т.д.
Пример такого задания можно видеть в сценарии урока «Одна загадка Н.В. Гоголя». Более сильные учащиеся приготовили слайды о героях поэмы «Мертвые души», в которых дается информация о персонажах и вопросы для одноклассников. Отрывок урока:
«Помещик Манилов» - работа Егоровой Күннэй. В слайд вошли сведения о внешности Манилова, об его семье, усадьбе, доме, о его мечтах и об его страсти. Ученица подчеркивает такие художественные детали, как 2 кресла, покрытые рогожей, 2 разных подсвечника, блюдо, которым угощали Чичикова, - щи.
Задания Күннэй :
Мебель в доме Манилова обита дорогой материей, только … кресла стоят, покрытые рогожей. Сколько?
Сколько детей у Манилова? Как их зовут?
О чем мечтал Манилов?
У него какая была страсть?
«Помещик Ноздрев» - работа Ивановой Чэмэлиинэ. В слайд вошли сведения о внешности и манере поведения Ноздрева, сведения об его семье, доме, кабинете и об его страсти. Художественные детали: отсутствие книг и бумаг в его кабинете, бутылки вина всегда за столом, «турецкие кинжалы» с русским авторством.
Задания Чэмэлиинэ:
Можно ли назвать Ноздрева счастливым отцом?
Чего нет в кабинете Ноздрева?
Каким великим полководцем представлял себя Ноздрев, приказав избить Чичикова?
Какая страсть у него?
Информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала, они дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике. На уроках учитель показывает видеоуроки, презентации, чтобы расширить содержание урока.
На своих уроках я использую презентации, отрывки различных фильмов, мультфильмов, а также видеоуроки образовательной платформы Московской Электронной Школы –МЭШ.
Например, на уроке по теме “Образ коня в героическом эпосе” были использованы такие виды оборудования, как:
Отрывки текста олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный»,
отрывок мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
видеослайд «Лошади»,
презентация «Сюжет олонхо»,
картина В. Васнецова «Три богатыря».
В данный момент начинаю использовать возможности платформы Online Test Pad, которые позволяют учителю создать свой опросник, тест и отправить его по социальным сетям обучающимся. При этом на этой платформе ведется статистика ответов, формируется результат ответов, можно составить диаграмму активности обучающихся. Таким образом, информационные технологии повышают эффективность обучения.
Для повышения мотивации школьников к познавательной деятельности важную роль играет технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления.
Учитель при проблемном обучении ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, организует размышления учеников над поставленной задачей, предлагает доказать верность ответа, при ошибочности предположений предлагает найти ошибку, обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений.
Существует целый ряд способов создания на уроке литературы проблемной ситуации:
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.
.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
Организация межпредметных связей.
Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании ситуаций, требующих активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Таких основных методов три: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский метод. Они являются способами управления познавательной деятельностью детей при проблемном характере обучения.
Пример такого метода можно увидеть в сценарии урока литературы «Если вдруг война…» в 6-м классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Отрывок урока – эвристическая беседа и создание проблемной ситуации:
Кто помог Жилину сбежать? (Дина)
Как изображен портрет Дины? Что особенно подчеркивает автор? (Она худенькая; глаза как звездочки, прыгает как козочка).
Как Дина относилась к Жилину в начале рассказа? Когда и почему ее отношение изменилось? (Жилин удивил ее, он подарил ей игрушку – глиняную куклу).
Меняется ли Дина в течение рассказа? (Она смеется, плачет. Она открытый человек, у нее душа открытая всем чувствам).
Почему Дина помогла сбежать Жилину? (Она увидела в нем доброго человека, а не врага).
Создание проблемной ситуации, первичное закрепление во внешней речи:
Если вдруг война, и в деревню привезут врагов-пленных. Вы бы помогли им сбежать? Как бы вы поступили? (Дина пожалела Жилина как человека. На войне нельзя терять человеческий облик. Война не должна калечить души людей, превратив их в вечных врагов).
Также на уроке “Одна загадка Н.В. Гоголя” была создана проблемная ситуация: какая цифра часто используется автором и почему? Она способствует к размышлению, сопоставлению, обобщению полученной информации.
Отрывок урока:
Слово учителя. Вот, ребята, мы увидели слайды по образам русских помещиков. У всех этих помещиков есть нечто, что совпадает. Это часто повторяющееся число. Какое число больше всех повторяется? Это цифра 2: 2 березы у беседки Маниловых, 2 не обитых кресла в их доме, 2 разных подсвечника, 2 сына, 2 года чтения одной страницы книги; 2 ребенка у Ноздрева, 2 часа экскурсии по поместью, 2 кобылы, крымская сука, которая 2 года назад была хорошей, 2 ружья в его кабинете, 2 слуги; 2 церкви в деревне Плюшкина, дом в 2 этажа, 2 башни, 2 подслеповатых окна, 2 дочери, 2 внука, 2 приезда Анны Степановны. Почему так много раз использовал цифру 2 Гоголь? Вот в чем загадка!
Такие уроки, проведенные по технологии проблемного обучения, позволяют научить ребят нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
На своих уроках я применяю метод интеграции с такими предметами, как история, якутская литература, МХК, технология. Метод интеграции - это и использование краеведческого материала на уроках. Такие моменты уроков обогащают интеллект учащихся, формируют картину мира, воспитывают толерантного гражданина.
Пример интеграции как использование краеведческого материала можно увидеть в сценарии урока литературы в 6-м классе “Слезы любви” по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Нищий».
Фрагмент урока:
Слово учителя: По законам якутского стихосложения должно быть созвучие первых строк в стихотворении. Такое созвучие строк в поэтических текстах распространено у всех тюркоязычных народов. Оно называется аллитерация. Если есть созвучие в начале строки, это называется начальная аллитерация, а если в середине строки - внутристрочная аллитерация. Эта особенность якутского стиха ярко проявляется в таких жанрах якутского устного народного творчества, как олонхо, народная песня-тойук, осуохай и чабыр5ах. Например, в отрывке якутской народной песни:
Анды куһум
Аҥаарыйа көтөн сиппэт,
Арыы-сыа таҥнары таммалыы турар
Алаастардаах эбит;
Туруйа кыылым
Тула көтөн
Тулатын булбат,
Туой маҕан
Туруу хочолордоох эбит.
На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, подтверждающими или углубляющими определённые выводы. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. На уроках литературы их можно очень хорошо использовать. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Пример использования игровых технологий можно видеть в уроке литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» «А если снять фильм?».
Фрагмент урока – игра по станциям:
Станция «Художник-оформитель»
Художник-оформитель – специалист, определяющий или устанавливающий живописное или архитектурное изображение места и обстановки эпизодов.
Задание: нарисовать почтовую контору Лизы и Алексея, куда они клали свои письма. Как изображена природа в повести? Чья усадьба? (Учащиеся рисуют дуб. Пейзаж – отражение эмоционального состояния героев).
Станция «Продюсер»
Продюсер – тот, кто осуществляет художественный и финансово-организационный контроль за производством фильма. (Учитель загадывает предметы из темного ящика: кольцо, белила, сурьма)
Задание: Выбери из списка те предметы, которые нужны для съемок эпизодов встреч Лизы и Алексея. Подчеркни их.
Карандаш, ручка, легавая собака, медведь, кобылка, синяя простая бумага, кошка, заяц, записная книжка, пирожное бланманже, торт, кольцо с мертвой головой, французские книги, английские журналы, дрожки, телега, парики, трубка, сапоги, тартинки.
Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Использование разнообразных педагогических технологий, организация состязательности на уроках русского языка и литературы способствуют повышению мотивации учащихся к познавательному интересу к предмету, позволяют добиться качественного и эффективного обучения.
Я провела опрос своих учащихся на выяснение их отношения к организации состязательности на уроках русского языка. Опрос был создан на платформе https://onlinetestpad.com/ru. Тема опроса «Об уроке». Опрос состоял из 6 вопросов. Ответили 16 учащихся. Им всем нравятся игровые технологии на уроках русского языка. На вопрос об игре «Кто станет проверяющим?» 1 школьник написал, что он не хотел бы стать проверяющим на уроке. 2 мальчика сказали, что иногда им нравится быть учителями. Все остальные сказали, что нравится такая игра, так как урок тогда становится гораздо интереснее.
.
Повышение мотивации школьников на уроках русского языка и литературы приводит к появлению учащихся, проявляющих более осознанный интерес к предмету. Результатом такой работы можно считать показатели учащихся в олимпиадах и различных НПК.
Литература
Грызанюк С.Н. Игровые технологии обучения, проблемного обучения, проектной деятельности, критического мышления, информационно- коммуникационные технологии. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/10/25/igrovye-tehnologii-obucheniya. 13.03.2021 г.
Ивашова Е.А. Информационные технологии в системе образования.-https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/06/13/informatsionnye-tehnologii-v-sisteme ...Интернет-ресурсы, 13.03.2021
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пос. для преподавателей. СП: 2006.
Сотенкова И.В. Технология интегрированного обучения. - https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018/10/09/tehnologiya-integrirovannogo-obucheniya. 12.03.2021г.
Тлупова Эмма Нургалиевна. Метод проектов как современная педагогическая технология. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/statyametod-proektov-kak-sovremennaya. 13.03.2021 г.