СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент выступления на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности»

Выступление на педагогическом совете

от 11 ноября 2018 года

учителя истории и обществознания

Пучниной Н. П.

Тема: «Мотивация учебной деятельности в условиях ФГОС».

Чем мудрый человек отличается от умного?

Умный - умеет решать проблемы, мудрый – делает так, чтобы эти проблемы вообще не возникали. Именно организация учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС нацеливает на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, помогает учителю целенаправленно вести за собой развитие, делать ребёнка соавторами своего урока, социально адаптировать, учить быть, жить в огромном мире, создавать ситуацию успеха в условиях системно-деятельностного подхода. Действующие лица учебного процесса – ученики!

Что я делаю, чтобы они были действительно действующими, субъектами образовательной деятельности?

Целеполагание моей методической палитры – создание креативного поля в общении, лаборатории личностных компетенций. Акцент делаю на связь между преподаванием, обучением и оцениванием.

Урок «открытия» нового знания: не даю знания обучающимся, а их выстраиваю, не задаю сама цель урока, а подвожу учеников к ней, учу грамотно её формулировать, а для этого использую метод интриги, персонификации в начале урока: Например, урок обществознания в 6 классе : Тема «Этапы развития человеческого общества». В начале урока входит первобытный человек с колосками злаковых, шкурой животного, коркой хлеба и в стихотворной форме сообщает о том, что всё это вырастил сам, а не взял в природе готовое. Задаю проблему «Сформулируйте тему урока и цель урока». Ученики-соавторы урока (цель задается с текущей передачей функции от учителя к ученику).

Раньше были ЗУНы, сегодня – компетентности. Сегодня мало знать, надо уметь оперировать тем, что знаешь. А для этого – не просто читаем учебник, анализируем, сравниваем, сопоставляем, находим проблему. Виды работы с учебником в младших классах: выборочное, скорочтение, социально-адаптированное; в старших классах – составляем схему, таблицу, кластер, эссе, оцениваем материал параграфа, составляем рейтинговую систему и т.д.

Применяю элементы развивающего взаимоконтроля: ребята пишут контрольные ответы на вопросы, меняются тетрадями, проверяют и ставят оценку (под дирижированием учителя). Развиваю навыки умения ставить и адресовать вопросы к отвечающему ученику со стороны учащихся, используется и такой метод как: задай вопрос учителю, какую бы оценку вы поставили мне за урок? (аргументируйте)

Чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке, руковожу мотивами, поддерживаю положительные мотивы, формирую интерес к знаниям: мотивация – яркое, необычное начало урока, интересная расстановка интерьера. Например, в 11 классе урок «Политические партии», в кабинете появляется большая трибуна «Социалисты-революционеры», которую смастерила Грицаева Кристина. Звучание музыки, поэтичность строк, драматизация элементов урока. Например, в 11 классе – тема «Самодержавие в России». Идет представление в ролях переписки Николая II и Александры Федоровны (Белоусов Егор и Матвеева Ольга), звучит музыка, видим элементы костюмов, зажигаем свечу и погружаемся в ту эпоху…

В младших классах активизирующими элементами на мотивацию являются такие приёмы как игра «Хлопки», «Найди дату», «Кто лишний?». Методические приёмы: «хронологическая уха», «терминологическое лукошко», кроссворды, историческое лото, конверт для любознательных и т.д.

Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Для этого апробирую уроки настроения, где осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель – ученик» (через совместную деятельность, через переживаемые образы).

Уроки рефлексии фиксируют новое содержание, изученное на уроке, самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ставлю задачу: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, вопрос, где возникло затруднение. Вместе определяем причину затруднений, и выражаю успех на будущее: « У тебя все получится, я в тебя верю!».

Методические находки:

- «Клубок ниток» (рефлексия)- что получилось? что узнали нового? какой этап урока был некомфортен? чему научился?

- «Замкнутый круг» - передача информации через рукопожатие;

- «Волшебный магазин» - представьте себе волшебный магазин, в который вы хотите сдать черты характера, мешающие хорошей учёбе, и получить взамен то, что помогает освоению знаний;

- игра «Мы это знаем»;

- «Цветная палитра» - отношение к уроку в цвете.

Слежу, чтобы ученики не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, внедряю чередование слушания с практическими работами, ввожу активизирующие ситуативные диалоги, « мозговой штурм», блиц-разминки, использую систему мотиваторов саморазвития и самовыражения учеников.

Школа - наш верный надёжный причал!

И жизнь наша здесь, коллеги!

Желаю Вам смотреть вперёд - уверенно!

Смотреть назад – с благодарностью!

Вверх – с надеждой!

Опускать нос вообще не рекомендуется!