Выступление на педагогическом совете
от 11 ноября 2018 года
учителя истории и обществознания
Пучниной Н. П.
Тема: «Мотивация учебной деятельности в условиях ФГОС».
Чем мудрый человек отличается от умного?
Умный - умеет решать проблемы, мудрый – делает так, чтобы эти проблемы вообще не возникали. Именно организация учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС нацеливает на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, помогает учителю целенаправленно вести за собой развитие, делать ребёнка соавторами своего урока, социально адаптировать, учить быть, жить в огромном мире, создавать ситуацию успеха в условиях системно-деятельностного подхода. Действующие лица учебного процесса – ученики!
Что я делаю, чтобы они были действительно действующими, субъектами образовательной деятельности?
Целеполагание моей методической палитры – создание креативного поля в общении, лаборатории личностных компетенций. Акцент делаю на связь между преподаванием, обучением и оцениванием.
Урок «открытия» нового знания: не даю знания обучающимся, а их выстраиваю, не задаю сама цель урока, а подвожу учеников к ней, учу грамотно её формулировать, а для этого использую метод интриги, персонификации в начале урока: Например, урок обществознания в 6 классе : Тема «Этапы развития человеческого общества». В начале урока входит первобытный человек с колосками злаковых, шкурой животного, коркой хлеба и в стихотворной форме сообщает о том, что всё это вырастил сам, а не взял в природе готовое. Задаю проблему «Сформулируйте тему урока и цель урока». Ученики-соавторы урока (цель задается с текущей передачей функции от учителя к ученику).
Раньше были ЗУНы, сегодня – компетентности. Сегодня мало знать, надо уметь оперировать тем, что знаешь. А для этого – не просто читаем учебник, анализируем, сравниваем, сопоставляем, находим проблему. Виды работы с учебником в младших классах: выборочное, скорочтение, социально-адаптированное; в старших классах – составляем схему, таблицу, кластер, эссе, оцениваем материал параграфа, составляем рейтинговую систему и т.д.
Применяю элементы развивающего взаимоконтроля: ребята пишут контрольные ответы на вопросы, меняются тетрадями, проверяют и ставят оценку (под дирижированием учителя). Развиваю навыки умения ставить и адресовать вопросы к отвечающему ученику со стороны учащихся, используется и такой метод как: задай вопрос учителю, какую бы оценку вы поставили мне за урок? (аргументируйте)
Чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке, руковожу мотивами, поддерживаю положительные мотивы, формирую интерес к знаниям: мотивация – яркое, необычное начало урока, интересная расстановка интерьера. Например, в 11 классе урок «Политические партии», в кабинете появляется большая трибуна «Социалисты-революционеры», которую смастерила Грицаева Кристина. Звучание музыки, поэтичность строк, драматизация элементов урока. Например, в 11 классе – тема «Самодержавие в России». Идет представление в ролях переписки Николая II и Александры Федоровны (Белоусов Егор и Матвеева Ольга), звучит музыка, видим элементы костюмов, зажигаем свечу и погружаемся в ту эпоху…
В младших классах активизирующими элементами на мотивацию являются такие приёмы как игра «Хлопки», «Найди дату», «Кто лишний?». Методические приёмы: «хронологическая уха», «терминологическое лукошко», кроссворды, историческое лото, конверт для любознательных и т.д.
Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Для этого апробирую уроки настроения, где осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель – ученик» (через совместную деятельность, через переживаемые образы).
Уроки рефлексии фиксируют новое содержание, изученное на уроке, самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ставлю задачу: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, вопрос, где возникло затруднение. Вместе определяем причину затруднений, и выражаю успех на будущее: « У тебя все получится, я в тебя верю!».
Методические находки:
- «Клубок ниток» (рефлексия)- что получилось? что узнали нового? какой этап урока был некомфортен? чему научился?
- «Замкнутый круг» - передача информации через рукопожатие;
- «Волшебный магазин» - представьте себе волшебный магазин, в который вы хотите сдать черты характера, мешающие хорошей учёбе, и получить взамен то, что помогает освоению знаний;
- игра «Мы это знаем»;
- «Цветная палитра» - отношение к уроку в цвете.
Слежу, чтобы ученики не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, внедряю чередование слушания с практическими работами, ввожу активизирующие ситуативные диалоги, « мозговой штурм», блиц-разминки, использую систему мотиваторов саморазвития и самовыражения учеников.
Школа - наш верный надёжный причал!
И жизнь наша здесь, коллеги!
Желаю Вам смотреть вперёд - уверенно!
Смотреть назад – с благодарностью!
Вверх – с надеждой!
Опускать нос вообще не рекомендуется!