Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Талдан
Сковородинского района Амурской области.
Доклад
«Мотивация учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста».
Составила: Афанасьева Н.Н.
учитель начальных классов
2019г.
Верно:
Директор МБОУ СОШ с. Талдан
С.Г. Ищенко _____________«______» _______________ 2022г
Тема: Мотивация учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Из опыта работы. Афанасьева Н.Н. МБОУ СОШ с. Талдан.
Мотивация — это своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Мотивация играет огромную роль в нашей жизни, в наших делах, в наших отношениях. В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:
Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
Самостоятельно критически мыслить;
Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Грамотно работать с информацией;
Быть коммуникабельным.
Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Если говорить о младшем школьнике, то практически каждый ребенок испытывает положительные эмоции при поступлении в 1 класс. Каким радостным видится ему 1 день в школе. Но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе. Новые яркие книжки, тетрадки, ранец. Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.
В этот период очень важно, чтобы не образовалась прочная внутренняя связь между учебной ситуацией, негативным ответом, плохой отметкой, тягостным чувством. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1, 2 классах и заметно снижается в 3 классе. Почему это происходит?
Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено.
Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний.
Фактором – стимулятором учебной деятельности является учебная мотивация.
Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.
В ходе работы использую различные способы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Провожу нестандартные уроки :
Урок – путешествие
Урок – мастерская
Урок-исследование
Урок – презентация
На таких уроках дети, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели, что так необходимо для развития мотивации. В ситуации успеха находится каждый, т.к. способен творить на своем уровне. Чтобы интерес не угас я расскажу, как правильно использовать приёмы учебной мотивации для учащихся начальной школы.
Интересное начало урока конечно же мотивирует. Можно предложить притчу
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Я сегодня желаю вам на уроке, как и этот ученик, чтобы вы постигли все тайны нашей темы и применили свои знания.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени. Так добиться этого позволяет приём «Отсроченная загадка». Например, в конце урока можно детям предложить-на следующем уроке мы с вами узнаем про насекомое, которое находясь на травинке под Москвой, чувствует даже лёгкое землетрясение в Японии. Или на следующем уроке мы с вами узнаем, что означает выражение «Казанская сирота» и историю происхождения. Использую так же различные изречения. Так в начале урока говорю: «Сегодня начну урок словами французского философа Ж.Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Я сегодня желаю вам убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
Использую различные девизы, эпиграфы, которые помещаю в папку и использую на уроках. « Не говори не умею, а говори - научусь» ,»Мало иметь хороший ум, главное его применить» и т.д.
Кричалки, тоже мотивируют «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил и улыбки всем дарил»
Фразеологические обороты. Предлагаю 2-а
Спустя рукава. Засучив рукава.
Какой из них мы выберем, как девиз урока?
Или в конце урока предлагаю, как рефлексию несколько ф. оборотов.
Не успел глазом моргнуть. Работал, не покладая рук. Витал в облаках. Бил баклуши. Работал в поте лица. Каша в голове. Ловил каждое слово. Предлагаю выбрать 3 ф. оборота которыми, вы можете оценить свою работу на уроке.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока и это тоже мотивирует детей. Чтобы разнообразить работу рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале и в конце урока предлагаю детям весёлый и грустный клоун, весёлый и грустный мишка, весёлый и грустный гномик, смайлики различные. Заготавливаю на каждого. И они показывают, с каким настроением пришли на урок и с каким уходят.
Применяю приём пейзаж. Тоже в начале урока. Одна картинка проникнута радостным настроением, а другая грустным. С каким настроением они пришли на урок и в конце урока целесообразно к ним вернуться.
Ещё один цветовой приём Дерево чувств. В конце урока если чувствовал себя хорошо, то вешают зелёное яблоко, если нет - красное. Рефлексия деятельности даёт возможность оценить работу ребёнка на каждом этапе урока. Очень эффективен приём «Лесенка успеха». Если ребёнок справился с заданием, то поднимается на одну ступеньку, если допустил ошибку остаётся на месте. В конце урока видно, кто какого успеха достиг.
Графическая рефлексия .Разные знаки (круги, звёзды и т.д.) В конце выполнения каждого задания в тетради помещают значок. Понравилось выполнять –зелёный, не очень понравилось-синий, не понравилось вообще-красный.
Интерес приём поезд. На доске помещаю поезд с вагончиками над ними этапы урока или виды деятельности (словар. работа, работа в парах, фонет. разбор) и в конце урока ребята помещают весёлое личико в тот вагон какое задание или этап урока понравился и грустное в тот вагончик какое было не интересным, не нужное.
Приём свечи. Количество свечей соответствует количеству заданий и если задание было интересным и его было легко выполнять ,то над свечой рисуют пламя, а если вызвало затруднение, то пламя небольшое, но а если сам без помощи не справился, то на этом уроке свеча не загорится, но мы поможем зажечь её на сл. Уроке
Приём острова. В разных концах класса я помещаю надписи с названием островов. Остров грусти, остров знаний, остров радости, остров удовлетворения. И в конце урока они встают у того острова с каким настроением уходят с урока.
Приём пантомима. Учащиеся должны показать результаты своей работы. Если довольны работой на уроке, то поднимают руки вверх, если не очень, то голова вниз опущена, ну, а если очень расстроился, много чего не получилось, то можно закрыть лицо руками.
Или показывают на руке уровень усвоения знаний. От локтя. Быстро подняли и показали.
Так же есть рефлексия содержания учебного материала для осознания содержания пройденного материала. Это приём незаконченного предложения. Урок мне дал для жизни…,Материал урока мне был…,Своей работой я…,За урок я…
Для подведения итогов можно использовать приём+,-,интересно. Его можно и устно и письменно. Это от того сколько времени осталось. Письменно лучше так как учитель может проанализировать. +(что понравилось и может в жизни пригодиться).- (скучно, неинтересно и вообще). Интересно(Что было интересно)
Приём альпинист Картинка горы, альпинист поднимается в гору по мере выполнения задания. В конце урока достигает вершины, ну а у кого не получилось, то продолжим подъём на следующем уроке.
Приём ладонь. Поднимает не руку, а ладошку нарисованную, если затруднение. Это тоже мотивирует. Занимательнее и интересно.
Приём составления кластера. Он очень интересный для обобщения урока. Тема урока - это центр, а вокруг него на карточках слова, которые подходят для обобщения, причём слова и из других тем. Нужно выбрать соответствующие.
Приём оратор. Нужно убедить одноклассников за 1 минуту, что эта тема необходима и пригодится в жизни и даже уже сегодня.
Приём дело в шляпе. По классу пускаю шляпу и включаю музыку, на ком музыка остановилась, тот объясняет своё отношение к уроку и что от него получил.
Даю индивидуальную карточку, в которой можно подчеркнуть фразы характеризующие работу ученика по 3 направлениям
Урок я на уроке итог
Развивает внутреннюю мотивацию учащихся, ситуация свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащими учащимися, даёт им возможность, проявить самостоятельность. Активизирует мыслительную деятельность. Так на уроке литературы предложить на выбор выучить любое стихотворение С. Есенина. Урок, несомненно, проходит интереснее. В течение 40 минут, дети имеют возможность познакомиться с несколькими произведениями поэта.
Приём "Лови ошибку”.
Учитель преднамеренно сделал ошибку, ошибку аргументируют, привлекаются новые доказательства правоты, как бы растет "снежный ком” ошибок на уроках математики.
Приём "Рейтинг”.
Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, за ту же работу, отметку ставит и учитель, записывается дробь 4/5.
"Исследовательский метод обучения”.
Применение этого метода возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности. В результате такой деятельности у учащихся развивается логическое мышление, творческие способности, кругозор, устная и письменная речь; умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения .Она способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
"Проблемное изложение знаний”.
В начале урока перед детьми ставлю проблему. Противоречие, возникшее в результате выдвинутых гипотез, заставляет задуматься и искать выход из затруднения, что способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, также обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается). В результате такой работы воспитывается способность к обобщениям и выводу, что положительно воздействует на внутреннюю мотивацию. С первого класса приучаю детей оценивать достигнутые результаты: "Хорошо или плохо выполнил работу?" У учащихся развивается рефлексия. Они учатся соотносить с ситуацией свои возможности, в чем ещё надо потренироваться. Но формирование мотивации зависит не только от учителя, а также и от родителей. Ситуация, когда педагог и родители тесно сотрудничают, дополняя друг друга, работая в одном направлении, воспитывая, обучая ребёнка, является идеальной для развития высокой учебной мотивации школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Литература.
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-н/Д., 1983.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5.
4. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.
8. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
Верно
Директор МБОУ СОШ с. Талдан
С.Г. Ищенко _____________
«______» _______________ 2022г.