Выступление на педсовете по теме:
«Мотивация учения - основное условие успешного обучения в начальной школе»
«Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский)
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать делом общественной важности. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Для того чтобы учебная деятельность была успешной преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что - либо).
В школе же есть ряд проблем традиционных, и проблема мотивации справедливо относится к их числу. Поднять мотивацию путем развития познавательного интереса, на мой взгляд, удается немногим, а недостаток учебной мотивации - одна из важнейших причин низких результатов учебы. Поэтому проблему формирования мотивации учения у школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающихся во взаимодействии ребенка со взрослым.
Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив. В обучении мотивом является направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова .
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Мотивация учения в младшем школьном возрасте представлена желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных видах деятельности; сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает его успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Формирование мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо учитывать. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста, чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся.
Но не надо забывать и о детях с педагогической запущенностью. Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам также не велик.
Мотивация учения, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы.
У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции). В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих детей.
При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления: восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать по всем их параметрам, обучать учащихся с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям. В нашей практике учителей начальных классов приходится начинать работу в классах, где грамотность «на нуле» почти у всех обучающихся и все они могут быть отнесены к разряду «слабоуспевающих». Приходится начинать с нуля во всех отношениях: дисциплина, отношение к предмету, формирование хоть какой-то мотивации. И когда, наконец, к обучающимся приходит понимание того, что «что-то нужно делать, чтобы изменить ситуацию», начинается работа над формированием мотиваций. Прежде всего я беру на вооружение оценку за достижение «СЕГОДНЯ». В первом классе не положено оценивать детей отметками. Я нарушаю эту систему, потому что мне необходимо формировать мотивацию к учению. За активную работу на уроке приклеиваю наклейки в тетрадь-это на начальном этапе обучения, а позже эта же наклейка даётся за другую работу (правильно поставленную цель на уроке, составление задачи, за интересное предложение и т.д.). А для того, чтобы научить детей выполнять домашнее задание в системе, я даю по 2 упражнения за невыполненное. Результаты были. Но эта работа требует много времени.
И еще об оценке. На мой взгляд, не случайно все настойчивее звучат призывы к отмене текущей оценки и замене ее развернутой словесной оценкой. Нередко борьба за отметки ставится выше борьбы за знания, вынуждает хитрить, обманывать… А отрицательные отметки, являясь к тому же основным методом устрашения.
В. А. Сухомлинский в качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.
Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» - стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения - учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов.
Таким образом, мы приходим к выводу, что данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школимый возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Стаж моей педагогической деятельности - 39 лет. И все эти годы вопрос мотивации не перестает быть актуальным в моей практике. А пока каждому учителю приходится своими силами повышать мотивацию к конкретному предмету, и, как в моей практике, и хочется всегда добиваться тех результатов, на которые надеешься.