СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационно-целевой этап урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много другой интересной  и полезной информации можно найти в сетевом сообществе ПраСу (Проектирование и Анализ Современного Урока)

Просмотр содержимого документа
«Мотивационно-целевой этап урока»

С.В. Дзюбенко ,  старший преподаватель кафедры  педагогики и философии образования  ГУО «Академия последипломного образования» С.В. Дзюбенко ,  старший преподаватель кафедры  педагогики и философии образования  ГУО «Академия последипломного образования»

С.В. Дзюбенко ,

старший преподаватель кафедры

педагогики и философии образования

ГУО «Академия последипломного образования»

  • С.В. Дзюбенко , старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»
знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности; обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин; развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)
  • знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности;
  • обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин;
  • развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)
Роль учителя заключается в организации:  учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету; соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал; ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории

Роль учителя заключается в организации:

  • учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету;
  • соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал;
  • ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории
Создать условия для возникновения познавательной активности учащихся; Способствовать возникновению учебной мотивации учащихся; Создать ситуацию ученического целеопределения (или целепринятия); Содействовать самоопределению учащихся на включение в учебно-познавательную деятельность;  ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформированная субъектная позиция учащихся
  • Создать условия для возникновения познавательной активности учащихся;
  • Способствовать возникновению учебной мотивации учащихся;
  • Создать ситуацию ученического целеопределения (или целепринятия);
  • Содействовать самоопределению учащихся на включение в учебно-познавательную деятельность;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформированная субъектная позиция учащихся

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.  Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта
  • Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
  • Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия Проблемы целеполагания  Цели Декларативные («декларации о намерениях» учителя) Формальные (без конкретики)
  • Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия
  • Проблемы целеполагания

Цели

Декларативные («декларации о намерениях» учителя)

Формальные (без конкретики)

(по отношению к результату) Обученность  Личностное развитие Здоровье

(по отношению к результату)

  • Обученность
  • Личностное развитие
  • Здоровье
Вести понятие «цивилизация» Рассмотреть закон Ома Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» Изучить свойства соляной кислоты Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции Выполнить упражнение № 45, решить задачу К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)
  • Вести понятие «цивилизация»
  • Рассмотреть закон Ома
  • Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
  • Изучить свойства соляной кислоты
  • Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции
  • Выполнить упражнение № 45, решить задачу
  • К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)
Описывается через действия  учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока. Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, …) «Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!

Описывается через действия учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока.

Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, …)

«Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!

Тема урока Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …») Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся) Тип урока Содержание текста учебника, информационных материалов по теме
  • Тема урока
  • Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …»)
  • Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся)
  • Тип урока
  • Содержание текста учебника, информационных материалов по теме
Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы. Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики. Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.

Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.

Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы. Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики. Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.

Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.

Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

В виде таблицы : В виде теста . В виде описания совокупности действий учащихся . УЭ … Действия Задания … …
  • В виде таблицы :
  • В виде теста .
  • В виде описания совокупности действий учащихся .

УЭ

Действия

Задания

Готовность учащихся выполнить тест: … Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа  Владение учащимися следующими умениями … Способность учащихся выполнить подъём с переворотом  Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…
  • Готовность учащихся выполнить тест: …
  • Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа
  • Владение учащимися следующими умениями …
  • Способность учащихся выполнить подъём с переворотом
  • Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…
человек, обладающий определённым набором ценностей, качеств личности, компетенций, образцов поведения

человек, обладающий определённым набором ценностей, качеств личности, компетенций, образцов поведения

длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ; носит вероятностный характер; нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.
  • длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ;
  • носит вероятностный характер;
  • нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.
… создание необходимых условий для формирования свободной личности, готовой стать субъектом своей жизнедеятельности. (МО РБ) … проектирование среды жизнедеятельности личности, в которой формируется потребность и способность человека к саморазвитию. (Малиновский А.В.)
  • … создание необходимых условий для формирования свободной личности, готовой стать субъектом своей жизнедеятельности. (МО РБ)
  • … проектирование среды жизнедеятельности личности, в которой формируется потребность и способность человека к саморазвитию. (Малиновский А.В.)
 Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками: ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности. ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.

Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками:

  • ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.
  • ценностей;
  • норм культуры;
  • образцов поведения;
  • качеств личности.
Общечеловеческие жизнь, свобода, безопасность, … Религиозные вера, Бог, ритуал, церковь, … Моральные добро, благо, дружба, долг, честь, … Национальные патриотизм, Родина, язык, … Социальные труд, семья, статус, образование, … Политические демократия, законность, права, мир, … Семейные любовь, благосостояние, взаимопонимание, поддержка, … …

Общечеловеческие

жизнь, свобода, безопасность, …

Религиозные

вера, Бог, ритуал, церковь, …

Моральные

добро, благо, дружба, долг, честь, …

Национальные

патриотизм, Родина, язык, …

Социальные

труд, семья, статус, образование, …

Политические

демократия, законность, права, мир, …

Семейные

любовь, благосостояние, взаимопонимание, поддержка, …

наука, мировоззрение (знание о мире) традиции, обычаи, установки, … законы, правила, предписания, … этика эстетика религия экология …
  • наука, мировоззрение (знание о мире)
  • традиции, обычаи, установки, …
  • законы, правила, предписания, …
  • этика
  • эстетика
  • религия
  • экология
способность это знание применить + Ключевые компетенции умение формулировать проблемы умение ставить цели умение планировать работу умение работать в команде умение делать выбор умение принимать решения умение самоопределяться умение рационально организовать деятельность знание

способность это знание применить

+

Ключевые компетенции

  • умение формулировать проблемы
  • умение ставить цели
  • умение планировать работу
  • умение работать в команде
  • умение делать выбор
  • умение принимать решения
  • умение самоопределяться
  • умение рационально организовать деятельность

знание

Вытекают из: Списка коренных убеждений (ценностей) Миссии школы Модели выпускника Списка компетенций Наличного уровня развития и воспитанности

Вытекают из:

  • Списка коренных убеждений (ценностей)
  • Миссии школы
  • Модели выпускника
  • Списка компетенций
  • Наличного уровня развития и воспитанности
создать ситуацию нравственного выбора; создать условия для взаимного обучения; создать условия для развития исследовательских способностей; способствовать присвоению ценности «семья»; содействовать развитию лидерских качеств; поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности
  • создать ситуацию нравственного выбора;
  • создать условия для взаимного обучения;
  • создать условия для развития исследовательских способностей;
  • способствовать присвоению ценности «семья»;
  • содействовать развитию лидерских качеств;
  • поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности
(План урока) Соответствие целей , задач требованиям учебной программы Соответствие целей, задач типу урока; Диагностичность постановки целей обучения; Оптимальность задач личностного развития учащихся (Проведение урока) Четкость определения образовательных целей (задач) урока Вовлечение учащихся в постановку целей урока

(План урока)

  • Соответствие целей , задач требованиям учебной программы
  • Соответствие целей, задач типу урока;
  • Диагностичность постановки целей обучения;
  • Оптимальность задач личностного развития учащихся

(Проведение урока)

  • Четкость определения образовательных целей (задач) урока
  • Вовлечение учащихся в постановку целей урока

Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем  Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)  Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов
  • Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем
  • Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)
  • Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов
Мотивация деятельности Проблематизация деятельности Личное решение проблемы учениками Демонстрация образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами Рефлексия результатов      А.В. Хуторской
  • Мотивация деятельности
  • Проблематизация деятельности
  • Личное решение проблемы учениками
  • Демонстрация образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами
  • Рефлексия результатов

А.В. Хуторской

Вытекают из: Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …) Реальных показателей здоровья данного класса Формулируются через характеристики  условий и среды

Вытекают из:

  • Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …)
  • Реальных показателей здоровья данного класса

Формулируются через характеристики условий и среды

 при подготовке к уроку необходимо продумать : когнитивную цель урока; задачи личностного развития; возможно задачи здоровьебережения; образовательную ситуацию ученического целеопределения

при подготовке к уроку необходимо продумать :

  • когнитивную цель урока;
  • задачи личностного развития;
  • возможно задачи здоровьебережения;
  • образовательную ситуацию ученического целеопределения