С.В. Дзюбенко ,
старший преподаватель кафедры
педагогики и философии образования
ГУО «Академия последипломного образования»
- С.В. Дзюбенко , старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»
- знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности;
- обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин;
- развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)
Роль учителя заключается в организации:
- учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету;
- соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал;
- ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории
- Создать условия для возникновения познавательной активности учащихся;
- Способствовать возникновению учебной мотивации учащихся;
- Создать ситуацию ученического целеопределения (или целепринятия);
- Содействовать самоопределению учащихся на включение в учебно-познавательную деятельность;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформированная субъектная позиция учащихся
- Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
- Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта
- Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия
- Проблемы целеполагания
Цели
Декларативные («декларации о намерениях» учителя)
Формальные (без конкретики)
(по отношению к результату)
- Обученность
- Личностное развитие
- Здоровье
- Вести понятие «цивилизация»
- Рассмотреть закон Ома
- Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
- Изучить свойства соляной кислоты
- Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции
- Выполнить упражнение № 45, решить задачу
- К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)
Описывается через действия учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока.
Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, …)
«Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!
- Тема урока
- Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …»)
- Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся)
- Тип урока
- Содержание текста учебника, информационных материалов по теме
Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.
Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.
Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.
Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.
Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.
Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.
- В виде описания совокупности действий учащихся .
УЭ
…
Действия
Задания
…
…
- Готовность учащихся выполнить тест: …
- Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа
- Владение учащимися следующими умениями …
- Способность учащихся выполнить подъём с переворотом
- Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…
человек, обладающий определённым набором ценностей, качеств личности, компетенций, образцов поведения
- длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ;
- носит вероятностный характер;
- нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.
- … создание необходимых условий для формирования свободной личности, готовой стать субъектом своей жизнедеятельности. (МО РБ)
- … проектирование среды жизнедеятельности личности, в которой формируется потребность и способность человека к саморазвитию. (Малиновский А.В.)
Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками:
- ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.
- ценностей;
- норм культуры;
- образцов поведения;
- качеств личности.
Общечеловеческие
жизнь, свобода, безопасность, …
Религиозные
вера, Бог, ритуал, церковь, …
Моральные
добро, благо, дружба, долг, честь, …
Национальные
патриотизм, Родина, язык, …
Социальные
труд, семья, статус, образование, …
Политические
демократия, законность, права, мир, …
Семейные
любовь, благосостояние, взаимопонимание, поддержка, …
…
- наука, мировоззрение (знание о мире)
- традиции, обычаи, установки, …
- законы, правила, предписания, …
- этика
- эстетика
- религия
- экология
- …
способность это знание применить
+
Ключевые компетенции
- умение формулировать проблемы
- умение ставить цели
- умение планировать работу
- умение работать в команде
- умение делать выбор
- умение принимать решения
- умение самоопределяться
- умение рационально организовать деятельность
знание
Вытекают из:
- Списка коренных убеждений (ценностей)
- Миссии школы
- Модели выпускника
- Списка компетенций
- Наличного уровня развития и воспитанности
- создать ситуацию нравственного выбора;
- создать условия для взаимного обучения;
- создать условия для развития исследовательских способностей;
- способствовать присвоению ценности «семья»;
- содействовать развитию лидерских качеств;
- поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности
(План урока)
- Соответствие целей , задач требованиям учебной программы
- Соответствие целей, задач типу урока;
- Диагностичность постановки целей обучения;
- Оптимальность задач личностного развития учащихся
(Проведение урока)
- Четкость определения образовательных целей (задач) урока
- Вовлечение учащихся в постановку целей урока
- Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем
- Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)
- Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов
- Мотивация деятельности
- Проблематизация деятельности
- Личное решение проблемы учениками
- Демонстрация образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами
- Рефлексия результатов
А.В. Хуторской
Вытекают из:
- Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …)
- Реальных показателей здоровья данного класса
Формулируются через характеристики условий и среды
при подготовке к уроку необходимо продумать :
- когнитивную цель урока;
- задачи личностного развития;
- возможно задачи здоровьебережения;
- образовательную ситуацию ученического целеопределения