СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы и потребности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации», познакомить с их классификацией, значением мотивов и целостных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы и потребности»

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Цель: раскрыть сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации», познакомить с их классификацией, значением мотивов и целостных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от нее. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии?

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают.
Один говорит: «Я таскаю камни».
Другой: «Зарабатываю на пропитание».
Третий: «Строю храм».


Мотив — это то что побуждает человека к деятельности.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное.

Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы. Например, маститый ученый беспощадно критикует своего молодого коллегу. Чем вызвана эта критика? Желанием помочь или старческой завистью?

Молодой человек помогает одинокой старушке. Он делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?

Мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются

Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу.

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т.д.

Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим.







Классификация мотивов выбора профессии

Группы мотивов

Характеристика мотивов

Социальные

Желание своим трудом способствовать общественному процессу. Занять достойное место в обществе

моральные

Приносить пользу людям, оказывать им помощь

эстетические

Стремление к красоте, гармонии, специальности связанные с прекрасным

познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

материальные

Стремление иметь высокооплачиваемую работу

престижные

Стремление к профессиям, которые позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе и т.д.

утилитарные

Возможность работать в городе, иметь работу, близко к дому, легкость поступления вуз, на работу



Интерес – один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

В основе мотивации лежит ПОТРЕБНОСТЬ

Потребность — особое желание иметь что-либо материальное или духовное.

Задание № 1
«Преодоление»

Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?

Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели.

Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.

В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль

...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.


Задание № 2
«Определение мотивации». (методика Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.


1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

2.
Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3.
Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

4.
Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

6.
Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

Интерпретация результатов задания № 1

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица,
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная вне профессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами.

Как видим, это невозможно. Поэтому необходимо выстроить сценарий своей жизни так, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности недостаточно одной профессиональной пригодности — необходима мотивация.
В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека

Американский психолог Абрахаам Маслоу предложил пирамиду потребностей.



Физиологические потребности (пища, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)

Потребности в безопасности (защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях)

Социальные потребности (потребность в любви, дружбе, общении с людьми)

Потребность в уважении (уважение со стороны других людей и самоуважении)

Потребность в самореализации (достижение лучших профессиональных, спортивных результатов, научных открытий)

Большинство людей не способны подняться выше второй ступени, оставаясь на уровне физиологических потребностей.

А они имеют границу насыщения. Потребление сверх нормы — это излишество.

Римская империя пала, потому что ее правители остановились на нижних ступенях.

Еда стала для них целью, а не средством: пожирая блюда в неимоверных количествах, они искусственно вызывали у себя рвоту, чтобы дальше поглощать вино и продукты. Эти оргии длились сутками.

Медицина определяет это состояние как психическое заболевание, церковь — как одержимость бесами, что, в принципе, одно и то же.

Застревание на «нижних этажах» иерархии потребностей возникает и в том случае, если они не удовлетворяются.

Помните Акакия Акакиевича, героя гоголевской «Шинели»? У бедного чиновника была одна, но пламенная страсть — сшить новую шинель. Когда уличные грабители сняли с него эту шинель, жизнь для бедолаги потеряла смысл, и он умер.

Жизнь теряет смысл и в том случае, когда человек получает все, что хочет.

Клиентами психоаналитиков и психиатров чаще всего становятся очень обеспеченные люди.

Человек развивается полноценно только в том случае, если не останавливается на низших ступенях.

Если вам посчастливится найти такой вид деятельности, в котором вы сможете реализовать высшие потребности — потребность в общении, уважении и самореализации, то вам не грозит пресыщение, поскольку эти потребности ненасыщаемы.

Задание № 3
«Иерархия потребностей»

Задание: Попробуйте расставить потребности по степени важности для себя: на против самой важной поставить цифру 1, напротив следующей по значимости цифру 2 и так далее до 15. Во время работы мысленно проговаривайте фразу: «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения

2. Иметь теплые отношения с людьми

3. Обеспечить себе будущее

4. Зарабатывать на жизнь

5. Иметь хороших собеседников

6. Упрочить свое положение

7. Развивать свои силы и способности

8. Обеспечить себе материальное благополучие

9. Повышать уровень мастерства

10. Избегать неприятностей

11. Стремиться узнавать что-то новое

12. Обеспечить себе положение, влияние

13. Покупать хорошие вещи

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи

15. Быть понятым другими

В 1-ю пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (3 балла)

Во 2-ю пятерку – потребности менее значимые (2 балла)

В 3-ю пятерку – потребности, не актуальные для вас в данный момент (1 балл)

Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей:

Материальные – 4,8,13 (номера потребностей)

Потребности в безопасности – 3,6,10

Социальные потребности – 2,5,15

Потребности в признании -1,9,12

Потребности в самовыражении -7, 11, 14

Группа потребностей, которая набрала большее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!