СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы нарушенного поведения ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивы нарушенного поведения ребёнка (идея Р. Дрейкурса): привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи: природа поведения, меры профилактики и взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы нарушенного поведения ребёнка»

Мотив поведения: Привлечение внимания


Формы поведения

Природа поведения

Реакции учителя

Реакции ученика

Положительные стороны

Профилактика

Рефлексия

(Личное задание)

Активная: Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.

Пассивная:

Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все

требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.

1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо,

а не хорошо.

2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой

форме.

3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют

себя «пустым местом».

Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры,

угрозы.

Прекращают выходку, но только на короткое время.

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как

общаться в позитивной манере.

Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять

раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих

учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в

нем особенно нуждаются.

1. Приведите примеры активного и пассивного поведения, направленного на

привлечение внимания, которые Вы наблюдали в Вашей педпрактике.

2. Согласны ли Вы с теми причинами поведения, направленного на привлечение

внимания, которые описаны в книге? Почему?

3. Истинный смысл демонстративного поведения в том, что ученики показывают,

что им нужны отношения с учителем. Вы согласны с этим? Почему?

4. Завершите незаконченное предложение:

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я добивался внимания к себе

в школе (дома), был следующий…





Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания


1. Минимизация внимания

Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать.

2. Зрительный контакт. Этот взгляд означает "хватит". Пристальный взгляд (безосуждения) — это все внимание, которое они "выручили" за свою проделку. Никаких слов — только взгляд.

3. Нахождение рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

4. Имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.

5. «Секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен ребёнку.Из опыта: «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» — спросила я. «Это означает, что игра окончена», — ответил Боря».

6. Письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста,

престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.

7. «Я-высказывания», которые состоят из 3х частей. Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…» Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»

8. «Абсурд». Доведите до абсурда демонстративную выходку. Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.

9. «Разрешенная квота». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.

10. Неожиданный поступок. (Свести на улыбку, юмор; выключить свет; изменить манеру речи и т.д)

11. Отвлечение внимания (« А что ты думаешь об этой физической проблеме?», «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!»)

12. «Стул размышлений». Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

13. Хорошие примеры. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения, благодарите учеников.

Мотив поведения: Власть


Формы поведения

Природа поведения

Реакции учителя

Реакции ученика

Положительные стороны

Профилактика

Рефлексия

(Личное задание)

Активная:

Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и

нагнетают напряженность.

Пассивная:

Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают

делать свое. Разные формы оправданий.

1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в

ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных

прав.

2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не

конструктивному подчинению.

Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить

выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.).

Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»).

Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.

Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и

способность сопротивляться авторитетам.

1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.

2. Передача ученику части своей организаторской власти.

1. Приведите примеры активного и пассивного властолюбивого поведения,

которые Вы наблюдали в вашей педагогической практике.

2. Согласны ли Вы с теми причинами властолюбивого поведения, которые здесь

приведены? Почему?

3. Сильные стороны властолюбивого поведения в том, что ученики

демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и

способность сопротивляться авторитетам. Вы согласны с этим? Почему?

4. Закончите предложение:

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я утверждал свою власть над

учителями и родителями, был следующий…




Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, мотив которого - власть


Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и… уверенность в своих педагогических способностях.

Попробуем представить, как происходит извержение вулкана. Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений. Конфликт на базе поведения властного типа развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана.

Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» — когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем

замечание. Вот тут и начинается извержение — неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия — разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.

Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе.

1.Изящный уход - это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл — каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации. Следует оставаться насколько возможно спокойным. Ни сарказма в голосе, ни нарочитости, любая оригинальная шутливая или просто неожиданная, нестандартная, шокирующая реакция учителя разряжает атмосферу в классе лучше крика и угроз

2. Признание силы ученика. Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». Когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации.

3. «Без зрителей». Уберите зрителей. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

4. Смена темы (спросить о погоде, рассказать шутку)

5. Варианты выбора. «Вася, что тебе больше нравится - сидеть спокойно, не приставая к Ольге, или …..? Выбирай».

6. Перенос. Перенесите обсуждение вопроса на потом. Мы можем выбрать время и место для продолжения дискуссии, когда публика разойдется, а мы будем не так переполнены чувствами. У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас. Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?») Тебе придется поискать другой способ, Аня! Я не скандалю со своими учениками. Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.





Мотив поведения: Месть


Формы поведения

Природа поведения

Реакции учителя

Реакции ученика

Положительные стороны

Профилактика

Рефлексия

(Личное задание)

Активная:

Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит

всеми силами учителю, воспитателю или обоим.

Пассивная:

Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта.

1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства

массовой информации стиль «силового» решения конфликтов.

Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху.

Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из

ситуации (убежать из класса).

Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.

Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от

боли.

1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.

2. Учить

учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.


«Ребёнок больше всего нуждается в нашей заботе и любви именно тогда, когда хуже всего себя ведёт»

1.Приведите примеры активного и пассивного мстительного поведения, которые Вы

наблюдали в вашей педпрактике.

2. Согласны ли Вы с теми причинами мстительного

поведения, которые здесь приведены? Почему? 3.Сильные стороны мстительного

поведения в том, что ученики демонстрируют высокую жизнеспособность —

учатся в будущем отвечать на обиды и боль активно. Вы согласны с этим?

Почему?

4. Дополните незаконченное предложение:

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я мстил обидчикам (или

фантазировал на тему мести), был следующий…




Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, мотив которого – месть


Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. Часто выходки учеников столь возмутительны, что педагогу просто не хватает самообладания, чтобы применить какую-то дисциплинарную технику. Стратегии учительского поведения направлены на вас, а не на учеников, ибо любые изменения в классе (как позитивные, так и негативные) начинаются с нас, профессионалов, а не с учеников.

1. Изменение восприятия. Найти хоть что-то хорошее в мстительных учениках — все равно что найти жемчужину в куче навоза. Один из способов облегчить эту трудную задачу — начать воспринимать слабости как сильные стороны. Например, можно думать о Сергее как об «упрямом осле», но можно попробовать думать о нем как о твердом, неколебимом, устойчивом, и ваше видение изменится к лучшему. В итоге про себя вы начнете называть его «гранитным утесом» или «уральской скалой».

2. Поддержка ученика. Принятие, внимание, уважение (признание), одобрение, теплые чувства. Если вы хотите что-то сделать с надоевшей вам самим неприязнью, нужно продолжать поддерживающую стратегию.

3. Забота об ученике. Мы не можем любить всех, но показать, что нам не безразлично то, что с учениками случается, мы можем. Забота — это действие, а не чувства. Действия в отличие от чувств можно контролировать, даже если мы испытываем в это время что-то несоответствующее. Мы можем демонстрировать нашу заботу, чтобы помочь мстительным учащимся почувствовать себя достойными участниками школьного процесса.

4. Уверенное поведение педагога. Как собака нападает на того, кто ее боится, так и юные мстители атакуют тех, в ком они замечают какую-либо слабину или растерянность. Поэтому необходимо вести себя уверенно. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что вы держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, мы можем начать в какой-то момент действительно чувствовать уверенность.

5. Соглашение с учеником («Вы — худшая учительница литературы на свете». Ответ: «Может быть, ты и права. А сейчас открой свой учебник на странице 217»)

6. Управление эмоциями. Вы очень поможете ученикам-мстителям, если научите их выражать эмоции безопасным способом. Тогда их разрушительные выходки начнут сходить на нет.

7. Разговор о чувствах. В ходе вспышки мстительного поведения спросите ученика, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли? А почему так?»

8. Санкции. Все в этом мире имеет свои последствия: уронили стакан с молоком — вытираете лужу, дотронулись до горячего утюга — лечите ожог и т.д. Нарушения поведения также имеют свои последствия, или свою расплату. Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Правила санкций: Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Санкции должны быть соразмерны проступку. Санкции должны быть созидательными

9. Удаление (временная изоляция) ученика (нельзя увлекаться этим приёмом, нужно знать, куда, на какое время будет удалён ученик из класса)


Мотив поведения: Избегание неудачи


Формы поведения

Природа поведения

Реакции учителя

Реакции ученика

Положительные стороны

Профилактика

Рефлексия

(Личное задание)

Активная:

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление

ответственности становится слишком сильным.

Пассивная:

Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность.

Официальные диагнозы.

1.Отношения по типу «красного карандаша»: это

означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и

несостоятельность ребенка, не

обращая внимания на его удачи и достижения.

2. Необоснованные ожидания родителей и учителей.

3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.

4. Упор на соревнование в классе.

5. Особые возможности здоровья (ОВЗ)

Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить

поведение ученика (с помощью специалиста).


Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.

Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех, но часто не могут этого. Для большинства

учеников сильных сторон нет.

1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в

отношения с другими людьми

1. Приведите увиденные Вами на практике примеры активного и пассивного

поведения, направленного на избегание неудачи.

2. Согласны ли Вы с теми причинами такого поведения, которые здесь

приведены? Почему?

3. Сильные стороны подобного поведения в том, что ученики имеют амбиции,

которые могут быть реализованы. Вы согласны с этим? Почему?

4. Закончите предложение:

Когда я был ребенком, одним из способов, которым я пытался избежать неудачи

(своей очевидной несостоятельности), был следующий…




Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, мотив которого – избегание неудачи


Учитель часто вообще не замечает учеников с поведением, направленным на избегание неудачи, так как они фактически не мешают проводить урока: не заводят класс, не обращают на себя внимания, не шумят и не перебивают. Они вообще «не»: ничего не делают и надеются, что мы этого не замечаем. Часто это дети о особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Базовые потребности таких детей не удовлетворяются приемлемым способом — они не ощущают свою принадлежность к происходящему в школе, то есть: не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения, не чувствуют себя нужными — не состоятельны в совместной деятельности, не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.


1. Изменение методов объяснений учебного материала: отбор, привлекательность, красочность, доступность

2. Дополнение методов обучения: методы специальных программ, работа в парах, ученическое репетиторство

3. Коррекция требований : обучение в один момент времени только чему-то одному. Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая

маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и сам результат

4. Позитивный рассказ. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Плакат с «заклинаниями-девизами»: «Я смогу это!» «Пробуй - и результат обязательно будет!» «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!» «Я могу стать таким, каким я хочу быть».

5. Позитивное отношение к ошибкам. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

6. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах. Страх совершить ошибку — вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами: Рассказывайте о возможных, типичных ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат — тоже результат.) Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

7. Вера в успех. Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

Замечайте любые улучшения. Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность Раскрывайте ученикам их сильные стороны. Демонстрируйте веру в учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Наклейки или записочки типа «Я могу!». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!