Мотивы плохого поведения | Привлечение внимания | Власть | Месть | Избегание неудачи |
Социальные причины | «Холодные» родители, неумение добиваться внимания приемлемыми способами | Нет примера в семье, мода на сильную личность | Насилие, распространенное в обществе | Неоправданно высокие требования родителей и учителей |
Суть поведения | Получить особое внимание, быть в центре | «Ты мне ничего не сделаешь!» (активная форма – открыто идут на конфронтацию; пассивная форма – говорят одно, делают другое) | Вредить в ответ на обиду, чаще выливают свою злость на того взрослого, которого не боятся | Бессознательный уход из ситуации, в которой не буду успешен |
Сильные стороны поведения | Потребность в контакте с учителем, со взрослым | Смелость, сопротивление чужому влиянию | Способность защитить себя от боли | Нет |
Реакция взрослого (эмоциональная) | Раздражение | Гнев, негодование, возмущение, страх | Обида, растерянность, страх, боль | Чувство безнадежности, профессиональная беспомощность, жалость |
Реакция взрослого (импульсивная) | Сделать замечание | Немедленное прекращение выходки, даже с применением физического действия | Применение силы, уход | Снять с себя ответственность, направление к другим специалистам |
Ответная реакция ребенка | Временно прекращает, через какое-то время возобновляется | Прекращает выходку, когда сам этого захочет | Прекращает, когда сам этого захочет | Попадание в зависимость от учителя (младшие школьники); скука, безразличие (старшие школьники) |
Способы предотвращения плохого поведения | Учить детей просить внимание приемлемыми способами, оказывать внимание за хорошее поведение Оказывать поддержу | Уходить от открытой конфронтации, передавать часть организаторских функций Оказывать поддержку*10 | Выстраивать отношения, проявлять заботу Оказывать поддержку*100 | Последовательность, перевод «я -не могу» в «я – могу» Оказывать поддержку*1000 |