Формирование личностных результатов через участие в УСП
Слайд№ 2
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
(Китайская пословица)
В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу.
Задача современной школы на этапах внедрения ФГОС – быть демократичными с учащимися, увлекать новыми интересными учебными направлениями, больше давать самостоятельности, т.к. вера в себя «окрыляет».
Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностные
метапредметные
предметные
Особый упор в стандарте ставится на личностные универсальные учебные действия ,где в центре внимания стоят все таки личностные качества человека.
Перед вами лежат памятки с выдержкой из Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, касающейся личностных результатов.В памятках отражены какие личные качества учащихся мы должны сформировать к концу 9 класса.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5 )освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10 )осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,творческой деятельности эстетического характера.
Если проанализировать все задачи то получится, что формирование личности происходит следующим образом: (слайд№ 3)
Цель: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
ОСМЫСЛЕНИЕ (слайд№ 4)
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
САМООСОЗНАНИЕ (слайд№ 5)
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (слайд№ 6)
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
ПОСТУПКИ (слайд№ 7)
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
Задача ясна, возникает вопрос как добиться этих результатов. Также необходимо помнить о том,что в работе приходится сталкиваться с различными сторонами проблем учащихся. Неуверенность, низкая самооценка и тревожность, скрываемые под маской демонстративности, все это мешает учащимся полноценно реализовывать свои способности в учебной деятельности. Важно «рассмотреть» детскую проблему и подобрать такую сферу деятельности, где проявилось бы и творческое начало, и раскрылись бы личностные качества.
Для меня, как учителя, особое место в решении этой задачи, занимает проектная деятельность.
Представим проект в виде ПРОЕКТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ: (слайд№ 8)
Проект – это деятельность, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев)
Проект – это целесообразная деятельность, а значит, замысел сообразуется с интересами учеников
Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы, а значит, необходима такая «целесообразная» проблема
Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, а, значит, значимый для ученика или социума, продукт.
Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант)
Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога.
Кроме того, в процессе практической и теоретической деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, «конструирование» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной научной мыслью.
Все эти семь ступеней и делают данный метод столь привлекательным для сегодняшней системы образования, особенно при введении Федерального государственного образовательного стандарта в 5-х классах на следующий учебный год.
Особой разновидностью проектов является учебный сетевой проект.(слайд№ 9)
Учебный сетевой проект – это такая организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса, ответ на который учащиеся находят посредством самостоятельной исследовательской деятельности и совместной деятельности посредством компьютерной телекоммуникации. Также проектная деятельность способствует развитию «умения учиться» через направление учащихся к саморазвитию и осознанного усвоения новых возможностей и умений. Учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности идет формирование у школьников способности рассуждать, проявлять самостоятельность, т.е. развитие дивергентного мышления (метод творческого мышления, который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.), что помогает развитию творчества.
Приведу пример формирования личностных результатов в ходе участия моих учеников в учебном сетевом проекте "И туда, и обратно".
Проект длился почти месяц и был оформлен в виде странствия хоббита Бильбо Бэггинса из книги Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Темой нашего проекта была дружба и ее отражение в произведениях литературы. Цель проекта – показать учащимся, как раскрывается тема дружбы в программных и внепрограммных литературных произведениях разных жанров русских и зарубежных писателей. Также проект нацелен на развитие у учащихся умений человека 21 века таких как: РАБОТА в команде, творческий подход к выполнению заданий, использование информационно-технических ресурсов, рефлексия над своей работой. И в проекте действительно реализованы возможности для формирования этих качеств. Были созданы все условия для работы в команде и в группах, учащиеся могли выбирать именно те задания, в которых лучше всего раскроются их способности, им было необходимо постоянно работать с компьютером, в интернете, осваивать разные сервисы для выполнения и оформления своих работ, и на каждом этапе разносторонне оценивать свою работу , работу своей команды, а также работы участников из других команд.
Рассмотрим подробно как формировались личностные результаты участников команды.
(Слайд Таблица ЗИУК)
1 этап Дворец короля эльфов
Вот какие шаги команда должна пройти:
1. Ответить на вопросы виктрины
2. Подобрать произведения разных жанров о дружбе.
3. Обсудить всей командой, какие выберите произведения для своей книги.
4. Подберете иллюстрации к страницам книги (желательно, чтобы были репродукции картин или интересные иллюстрации книг)
5. Всей командой изучите Инструкция по созданию 3D-книги
6. Создадите всей командой книгу, не забудьте дописать название книги "Дружба - это ..."
7. Ссылку на книгу расположите на странице команды.
8. Ответите на вопрос: в каких жанрах литературных произведений чаще всего отражается тема дружбы и почему? Ответ напишите на странице команды под ссылкой.
9. Заполните Дневник путешественника и Лист самооценивания.
10. Выполнение этого задание вы будете оценивать самостоятельно по предложенным критериям.
11. Зайдите на страницы других команд, познакомьтесь с созданными ими книгами, оставьте комментарий-отзыв.
2 этап Долгое озеро.
На этом этапе работы учащимся было предложено написать письмо Голлуму , в котором нужно рассказать о дружбе героев одного из произведений .Письмо нужно было оформить и разместить на сервисе Calameo. Мы с ребятами взяли за основу произведение Марка Твена "Том Сойер".
3 этап Дом Беорна
Нужно было придумать и нарисовать эскиз памятника, разместить рисунок этого памятника на странице команды и дать небольшой комментарий о том, какой они представляют дружбу. Это нужно сделать в форме СИНКВЕЙНА.
4 этап Черный лес
Нужно было узнать, каким видят настоящего героя и настоящую дружбу одноклассники, учителя, родители. Команда должна была разделиться: кто-то возьмет интервью у Бильбо Бэггинса, а кто-то проведет социологический опрос. А кому-то придется сфотографировать настоящих друзей или нарисовать их (это может быть портрет друзей из литературного произведения). Весь свой материал мы разместили в стенгазете, которую нужно было создать на ресурсе: Стенгазета
5 этап Неодинокая гора
Мы сочинили сказку про Настоящего друга, подобрали к ней иллюстрации, оформили в виде книги. Книгу разместили на уже знакомом cервисе Calameo, а также на странице команды.
В конце проекта было проведено анкетирование участников проекта.
(Слайд Лист самооценивания команды)
Подведя итог можно сказать ,что у учащихся принявших участие в проекте начали сформировываться такие умения как планировать свою работу, умение работать в команде, искать и систематизировать информацию , положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом, созидательном процессе;осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;стремление к красоте.
Опыт участия в сетевом проекте стал для нас очень важным событием. За такой небольшой промежуток времени мы получили большое количество новых знаний, умений и впечатлений. Я считаю, что это действительно тот вид работы, который необходимо вводить в учебный процесс и который сможет заинтересовать и увлечь учащихся, сделает их субъектами учебной деятельности и обязательно даст большие результаты.
Личностные результаты проявляются через показатель глубины участия в деятельности: имеет ли ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько активно сотрудничает с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает учебные и неучебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей. И здесь на помощь может придти групповой вариант работы над проектом, когда в творческом контакте каждый школьник имеет возможность почувствовать себя способным и уверенным творцом.
Сотрудничество в данной сфере способствует развитию социального интеллекта, необходимого для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности в обществе. Что и является конечной целью нашей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf