СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока раскрыть филосовское звучание различных оттенков мотива дороги в музыке, изобразительном искустве, литературе. Учащиеся смогут выявить и установить ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы "Тройка" из симфонического сюиты "Метель", Г.В.Свиридова.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы пути и дороги в русском искусстве»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»















урок по предмету музыка

умк по программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко

8 класс

тема:

«Мотивы пути и дороги в русском искусстве»















Подготовила

учитель музыки, ИЗО

Сердюкова О.И.






Ноябрь, 2020 год


Конспект урока музыки в 8 классе

Тема: «Мотивы пути и дороги в русском искусстве»

Цель: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Задачи:

-выявить многообразие значений понятия “дорога” в творчестве авторов;

-охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей произведений классиков;

-представить художественные методы изображения дороги в искусстве;


Ожидаемый результат — активизация личностной позиции учащегося.

Используемые ресурсы: ЦОР, мультимедийная установка, презентация

Тип урока: интегрированный.


УУД:

Предметные УУД:

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов музыкального образа в пьесе. М. Минков, Ю. Энтин «Дорога добра» (пение)

Метапредметные УУД:

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Личностные УУД:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;


Методы: поисковый с элементами исследования, беседа, репродуктивный, практический, метод погружения.



Музыкальный материал: А. Маршал, А. Иванов «Нам дороги дороги»; Г.В. Свиридов оркестровая сюита «Метель» 1 часть «Тройка»; Ан. Новиковым, Л. Ошанин песня “Эх, дороги”; М. Минков, Ю. Энтин «Дорога добра».

Зрительный ряд: В.М. Васнецова « Витязь на распутье», « Иван Царевич на Сером Волке», «Ковер-Самолет»; И.Левитан «ВЛАДИМИРКА»; А. Саврасова «ЗИМНЯЯ ДОРОГА»

Литературный материал: Пословицы о дороге; А.С. Пушкин повесть «Метель» (отрывок);



Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему урока

  3. Изучение нового материала и параллельное его закрепление

  4. Подведение итогов урока

  5. Рефлексия



1. Организационный момент

(Звучит песня о дороге в исполнении А.Маршала «Нам дороги дороги, что мы уже прошли…)

Учитель: О чём эта песня?

Ответы детей.

2. Определение темы и целей урока.

Учитель:Дорога, точно также как и солнце и дерево является символом в искусстве. О дороге писали, дорогу изображали, о дороге пели. Это символ, который будет актуален во все времена, пока существует человек.

Тема нашего урока звучит так: «Мотивы пути и дороги в русском искусстве».

Дорога в жизни каждого человека имеет определенное значение. А какое значение она имеет для вас, мы попробуем сегодня разобраться в этом. Предлагаю вам отправиться по дороге нашего урока для того, ….(дети продолжают предложение)

Определение целей и задач урока.

Учитель: Правильно мы сегодня с вами поговорим о понятии «дорога» в творчестве авторов произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, и о том для чего нужна дорога каждому человеку.

3. Вступительное слово.

Учитель: Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги.

Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.

Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.

Вопрос: что означает слово «фольклор»? Народная мудрость.

Что относится к фольклору? Сказки, поговорки, песни, обряды и тд.

Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле.

Приведите примеры сказок, в которых героям пришлось отправиться в дальний путь?

«Как Иванушка дурачок за чудом ходил», «Колобок», «Гуси лебеди» и др.

Широко известна картина В.М. Васнецова « Витязь на распутье», изображающая раздумья богатыря на развилке дорог.Эта картина была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники».

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца.

Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти», текст полностью повторяет былинный.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Как вы думаете, какую дорогу выбирал герой сказки?

Какую дорогу выбрали бы вы?

Учитель: На других картинах « Иван Царевич на Сером Волке», «Ковер-Самолет» воплощается мечта человека о счастье и покое в конце долгого пути, после приключений и испытаний. Нелегок их был путь к счастью.

О пути-дороге народ складывал пословицы (попробуем соединить части пословиц)



Пословицы о дороге:

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

Печка нежит, а дорожка учит.

Умный товарищ – половина дороги.

Язык до Киева доведет.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

Тише едешь – дальше будешь.

Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.

Не день дневать, а час часовать.

Не хвались отъездом, хвались приездом.

На людей посмотреть и себя показать.

Под лежачий камень и вода не течет.



4. Изучение нового материала.

Учитель: Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать такие имена: композиторы: М.И. Глинка, П. И. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, Г. Свиридов;

художники: И. Билибин, В. Васнецов, И. И. Левита, Н. К. Рерих, Алексей Кондрат. Саврасов, И. И.Шишкин;

поэты и писатели: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.Некрасов и др..

Одним из художников «пейзажа настроения», который изображал дорогу, был Исаак Левитан.

Исконно русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символ страдания и слез — отражена в картине Исаака Левитан «ВЛАДИМИРКА»

Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.

Постарайтесь сами охарактеризовать картину.

Вопросы:

1. Как изображена дорога? - она неумолимо тянется за горизонт, ей нет конца...

2. Опишите небо? - свинцовые тучи, повисшие над дорогой, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды.

3. Что можно сказать про ландшафт? - Он равнинный, монотонный, дышащий безысходностью и тоской.

4. Что просматривается на перепутье дорог? - Чья-то сиротливая могила и молящийся одинокий странник.



Учитель: Обратите внимание на пейзаж А. Саврасова «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» 1870 -е г. Что вы видите на картине?

Художник изображает не зиму, а пространство, и не дорогу - ...даль. Много-много снега, грязь задубела, тоненькие березки, ободранные зимними колючими ветрами, опаленные палящими лучами знойного солнца прошедшего лета. Колорит сведен практически до белого и темного. И только небо и природа передается двумя оттенками коричневого, лиловым и желтым немного.

Интересно, что в картине вовсе нет теней! Погода пасмурная, и создается впечатление, что эта пасмурность зависла над землей надолго. Картина откликается на поэзию того времени, описывающую и Русь и ее дороги...

5.Закрепление материала.

Учитель:Часто в произведениях искусства дорога переплетается с судьбой.В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же, как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Давайте с вами вспомним повесть А.С. Пушкина, в которой сила судьбы настолько велика, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг.

Ответы детей. (Повесть «Метель»).

Учитель: Совершенно верно. Стихия,ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной: избавив Машу от почти наверняка несчастливого брака, она вознаграждает её счастливой взаимной любовью. 

Учитель предлагает прочитать отрывок из повести А.С. Пушкина, в котором автор описывает метель.

«…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Метель не утихала, небо не прояснялось…»



Учитель: Во многих произведениях именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии. (Как редки в русской литературе описания снежной бури, наблюдаемые из уютного дома, за плотно закрытым окном!)

Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей, казалось бы, навсегда ушедший из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве, как будто и в этом беге, в звенящих бубенцах заключена непостижимая загадка судьбы, неудержимо влекущей нас по ведомому только ей пути.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Метель» по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Музыку к этому фильму, ставшую поистине народной, написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, чьё творчество неразрывно связано с поэзией Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина.

Произведения, написанные Г. В. Свиридовым к фильму и названные композитором «Музыкальная иллюстрация», очень точно передают дух эпохи, стиль пушкинской повести, её простоту, романтизм и таинственность. Основные темы музыкальной иллюстрации, - «Вальс», «Романс», «Тройка», удивительно мелодичны, они легки, воздушны. Эти прекрасные мелодии, услышанные однажды, запоминаются на всю жизнь!

Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель» (по повести А. Пушкина), первая часть которого – «Тройка» - воссоздаёт именно образ снежной дороги.

Слушание: Г.В. Свиридов «Тройка».

Вопросы после прослушивания.

1.Что слышится вам в музыке сюиты?

2. Какова она по своему характеру?

3. Какие чувства пробуждает при прослушивании?

4. Как вы считаете, образ тройки из оркестровой сюиты «Метель» Г. Свиридова имеет исключительно иллюстративный смысл или в нём угадывается нечто большее? Объясните свой ответ.

Учитель: Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России.

Ты стоишь пред метелицей дикой

Роковая, родная страна.

Так писал А. Блок о России уже в XX веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня “Эх, дороги”.Авторы задумались: все, что можно было написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт, о фронтовых дорогах?

Вот что вспоминает об этой песне поэт Лев Ошанин: «Все строчки песни оказались совсем короткими. Было очень трудно положить на них естественные и емкие слова и заставить эти слова рассказывать!»

Первое исполнение было встречено с восторгом, но авторы были недовольны. Песню основательно перерабатывали. И хоть строка в ней действительно коротка и слов в ней мало (по утверждению авторов), но зато каждое слово весит много, очень много: дороги, пыль, холода... Все это объемно и включает в себя множество понятий и ассоциаций...

Подобно тому как “Священная война” А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня. Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.

Слушание.

Муслим Магомаев (видеоклип)

Учитель: Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

(Ответ: В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек по дорогам войны. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Георгия Константиновича Жукова. Песня «Эх, дороги» подвела итог страшным и победным годам войны, стала художественным символом эпохи. В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня - воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова.)

6. Вокальная работа.

Ребята, я предлагаю вам спеть самим, уже известную вам песню «Дорога добра», М. Минкова на слова Ю. Энтина.

Но сначала мы должны подготовить свой голосовой аппарат.


1. Дыхательная гимнастика.

2. Распевка.


Исполнение песни.



7. Итог.

Учитель: Дорога привела нас к завершению урока. Давайте подведём итог, что такое дорога?

(ответы детей)

Учитель: Дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.

Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Так для чего же дорога нужна каждому человеку?

(ответы учащихся)

На доску вывешиваются слова.

Учитель: Ребята сегодняшний урок был определённым этапом по дороге знаний. И я предлагаю вам выбрать один из вариантов определения дороги, которое соответствует вашему настроению.

ДОРОГА - путешествие

- размышление о жизни

- встреча

- путь к познанию самого себя

- укрепление силы воли

- радость и печаль

- творческое развитие

- надежда и разочарование

- символ жизни



Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!