При изучении шедевра XIX века «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина в разработке заданий в рабочей тетради предусмотрено:
-разумное сочетание самостоятельной работы с другими видами деятельности (тесты, работа с учебником, установка соответствия, исследовательская работа,сочинение малых форм и др.).
-четко сформулированный и правильно организованный с методической точки зрения алгоритм работы, который предлагается в рабочей тетради (определение, цели, формулировка задач, список дополнительных и справочных источников и электронных образовательных ресурсов, ознакомление обучающихся с критериями оценки и методами контроля и самоконтроля).
-включение в структуру рабочей тетради разноуровневых заданий, с учетом психологических особенностей и познавательной компетентности обучающихся.
Просмотр содержимого документа
«"Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина»
Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы при изучении творчества А.С.Пушкина
Лысяк В.В.,учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №37 города Макеевки»
Рыжикова О.В.,учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №53 города Макеевки»
Например, при изучении шедевра XIX века «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина в
рассмотрим один из вариантов самостоятельной работы по изучаемой теме:
Вариант 1
I. Выберите правильный ответ
1. Жанр произведения |
а) ода | |
б) трагедия | |
в) баллада | |
г) поэма | |
2. Литературное направление |
а) реализм | |
б) сентиментализм | |
в) классицизм | |
г) модернизм | |
3. Произведение написано в период |
а) учёбы в лицее | |
б) Болдинской осени | |
в) ссылки в Михайловском | |
г) южной ссылки | |
4. Моцарт-гениальный композитор из |
а) Франции | |
б) Италии | |
в) Испании | |
г) Австрии | |
5. Художественный приём, который лежит в основе произведения «Моцарт и Сальери» |
а) сравнение | |
б) олицетворение | |
в) антитеза | |
г) метафора | |
II. Допишите правильный ответ
6. « Моцарт и Сальери»- это второе произведение из цикла «Маленькие трагедии» |
7. Произведение написано белым пятистопным ямбом, который принято называть «шекспировским» |
8. Жанры классической литературы: роман, басня, послание, ода, стихотворение, комедия, трагедия. |
III. Установите соответствие
9.Между цитатами и развитием сюжета в произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» |
1. «Ага!увидел ты!а мне хотелось Тебя нежданной шуткой угостить...» 2. «Я жёг мой труд и холодно смотрел...» 3. «Язавидую; глубоко, мучительно завидую...» 4. «Бомарше говаривал мне: «Слушай, брат Сальери...» 5. «Ребёнком будучи,когда высоко звучал орган в старинной церкви...» 6. «Эти слёзы впервые лью: и больно и приятно...» 7. «Постой, постой!..Ты выпил!..без меня?» | а) Сальери отравил Моцарта б) К Сальери приходит Моцарт в) творя произведения,Сальери нередко сжигал свои работы г) Сальери вспоминал,как впервые услышал звучание органа д) Сальери вспомнил своего друга е) Сальери мучает зависть ё) Сальери, слушая Моцарта, заплакал |
Ответ:1б; 2в; 3е; 4д; 5г; 6ё; 7а. | |
10.Между цитатами и развитием сюжета в произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» |
1. «Не вытерпел, привёл я скрипача, Чтоб угостить тебя его искусством...» 2. «Я шёл к тебе, Нёс кое-что тебе я показать...» 3. «Какя глубина, какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог...» 4. «Человек, одетый в чёрном, Учтиво поклонившись, заказал мне Reguiem...» 5. «Слушай же, Сальери, мой Reguiem...» 6. «Он же гений, как ты да я...» 7. «Но я нынче нездоров, Мне что-то тяжело; пойду, засну...» | а) Моцарт почувствовал недомогание и покинул трактир б) Моцарт сыграл для Сальери Реквием в) Моцарт появляется в квартире Сальери г) Моцарт сыграл новое произведения для Сальери д) Моцарт и слепой музыкант е) рассказ Моцарта о странном человеке ё) слова Моцарта о том,что гений и злодейство несовместны |
Ответ:1д; 2в; 3г; 4е; 5б; 6ё; 7а. | |
11. Между фамилиями людей, упоминаемых А.С.Пушкиным в произведении «Моцарт и Сальери» , и их творчеством |
1. Бомарше Пьер Карон Огюстен 2.Данте Алигьери 3.Рафаэль Санти 4.Глюк Кристоф Виллибальд 5.Пиччини Никола 6.Гайдн Франц Йозеф 3. 3. 3. б)Сальери | а) итальянский композитор XVIII века б) немецкий композитор XVIII века в) итальянский поэт XIV века г) австрийский композитор XIX века д) французкий драматург XVIII века е) итальянский живописец XVI века |
Ответ:1д; 2в; 3е; 4б; 5а; 6г. | |
Исследовательская работа
Проведите сравнительную характеристику главных героев произведения А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
Отношение к ... | Моцарт | Сальери |
1) игре слепого скрипача | Скрипачу дал денег: «Постой же: вот тебе, Пей за моё здоровье» | Скрипача прогнал: «Пошёл, старик» |
2) своим творениям и себе | «Но божество моё проголодалось...» | «Я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой. Слава мне улыбнулась» |
3) творчеству друг друга | «Хотелось твоё мне слышать мненье»,«За твоё здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии». | «Я завидую глубоко,мучительно завидую» |
4) окружающим людям | Любит и понимает людей: «Тогда не мог и мир существовать:никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни» | Возлюбленная Изора дала яд: «Вот яд, последний дар моей Изоры. Осьмнадцать лет ношу его с собою» |
5) искусству | Его произведения призваны дарить радость людям: «Нас мало избранных, счастливцев праздных,пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов». | Искусство Сальери для избранных |
Аналитическая работа с текстом
Напишите сочинение – монофон «Сальери» |
Седовласый Сальери смолоду сочинял симфонии сладкоголосые сонаты строгие синкопы скерцо сладкозвучное сопрано создавал стоккато славные сюиты старик само совершенство самозабвенный самоотверженный совершил словно сальто-мортале смятение сломленный смысл существования свехталантливым счастливым самоуверенным сумасбродным создателем светских сюрпризов стал стопроцентным соперником старика сквалыги сумасброда спонтанный сумрачный случай сильнодействующее снадобье смятение спектакль состоялся смерть сожаление |
При самостоятельном закреплении знаний текста «Евгений Онегин» А.С.Пушкина предлагаются следующие задания:
1. Выберите правильный ответ
1 А.С.Пушкин работал над романом |
а) более четырёх лет | |
б) более семи лет | |
в) более пяти лет | |
г) более шести лет | |
2.Укажите временные границы действия романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
а) 1819-1825 | |
б) 1825-1835 | |
в) 1818-1820 | |
г) 1821- 1826 | |
3. Жанр произведения: |
а) роман-эссе | |
б) роман в стихах | |
в) роман-эпопея | |
г) роман-трилогия | |
4. Из перечисленного не является местом действия романа |
а) Петербург | |
б) Москва | |
в) поместье | |
г) Европа | |
5. В эпиграфе к роману «Евгений Онегин» автор |
а) разоблачает героя, выделяя главные черты его характера | |
б) заставляет задуматься и разобраться в истинности слов | |
в) даёт «зеркальную» характеристику герою | |
г) повествует о странностях жизни дворян в России | |
II. Допишите правильный ответ
6. Необходимость единства повествовательного и лирических начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. |
7.Пушкинская строфа- это строфа из 14 стихов 4-х стопного ямба, где строки рифмуются перекрёстной, кольцевой и парной рифмой |
8.Сюжет чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев-Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. |
III. Установите соответствие
9. Между цитатами и главами романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
1. «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы...» 2. «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью...» 3. «Вперёд, вперёд, моя исторья! Лицо нас новое зовёт...» 4. «Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель!» 5.«В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал...» 6. «Зима!..Крестьянин торжествуя, На дровнях обновляет путь...» 7. «Ответа нет.Он вновь посланье: Второму, третьему письму Ответа нет...» 8. «Привыкшей к горнице своей, Под занавескою шелковой Не спится ей в постеле новой...» | а) вторая глава б) первая глава в) четвёртая глава г) третья глава д) восьмая глава е) пятая глава ё) седьмая глава ж) шестая глава |
Ответы:1б; 2г; 3ж; 4в; 5а; 6е; 7д; 8ё. |
10. Между цитатной характеристикой и героями романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
1. «Всегда как утро весела», «кругла, красна лицом она», «улыбка, локоны льняные...» 2. «Грустна и молчалива», «она любила на балконе предупреждать зари восход...» 3.«Как рано мог он лицемерить», «бывало, он ещё в постеле:ему записочку несут...» 4. «Умел он весело поспорить, остро и тупо отвечать», «друзей поссорить молодых и на барьер поставить их» 5. «Он умер в час перед обедом, оплаканный своим соседом», «господний раб и бригадир...» 6. «Красавец, в полном цвете лет», «дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри чёрные до плеч...» | а) Татьяна б) Зарецкий в) Дмитрий Ларин г) Онегин д) Ленский е) Ольга |
Ответ:1е; 2а; 3г; 4б;5в ;6д. |
11. Между цитатами и событиями, происходящими в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
| |
1. «Они сошлись.Волна и камень, Стихи и проза,лёд и пламень Не столь различны меж собой...» 2. «Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья…» 3. «Он был не глуп; и мой Евгений, Не уважая сердца в нём, Любил и дух его суждений, И здравый толк о том о сём. Он с удовольствием, бывало, Видался с ним…» 4. «Один среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...» 5). «Поскакали други, Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины...» | а ) экономические преобразования Онегина в деревне б) знакомство Онегина с Ленским в) жизнь Онегина в деревне г) поездка в гости к Лариным д) дружба с Зарецким |
Ответ:1б; 2в; 3д; 4а; 5г. | |
IV. Исследовательская работа. «Главные герои романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - кто они?»
1. Рядом с Онегиным Пушкин ставит Ленского.С какой целью? | Пушкин ставит Ленского рядом с Онегиным, чтобы полнее раскрыть образ главного героя. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. |
2. Онегин не отказывается от дуэли.Как это его характеризует? | С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света. |
3.Является ли автор полноценным героем романа? | Автор – это полноценный герой, потому что на протяжении всего романа этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Именно с главным героем связано большинство авторских суждений и оценок. |
4.Какие образы в романе являются ведущими? | Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между ними очень тесная связь. Они проходят через всё произведение в сопоставлении и в сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и высказать свои сокровенные мысли, поделиться чувствами наблюдениями. |
Таким образом, вышеизложенный материал позволяет заключить, что одной из главных функций рабочей тетради является развитие учебной самостоятельности школьников с помощью заданий различного типа.
Преимуществом рабочей тетради является то, что во время самостоятельной работы обучающиеся используют тот темп, который им больше подходит. Они имеют возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению непонятной информации, сложных вопросов, используя различные методы, средства и формы работы с материалом рабочей тетради. При использовании рабочей тетради, учащиеся обращаются к информации, приведенной в учебнике. Если данных сведений в учебнике нет, это даёт школьникам возможность самим найти соответствующие сведения в сети Интернет, что также будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.
Литература
1. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов // Учен. зап. Казан, пед. ин-та. - Казань, 1972. - Т. 102. - С. 323.2.
2. Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. 3.Гельфман, М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2006. -380 с.
3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
4. Унт Инге. Рабочая тетрадь и ее функция //Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-С. 157-168
5. Привалова Е. А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса : На материале истории : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Кемерово, 2002. - 23 с.