СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОУ Куровская гимназия Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием метода де Боно "Шесть шляп мышления" по теме "Русь расправляет крылья"  

Просмотр содержимого документа
«МОУ Куровская гимназия Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья" 4 класс»

Мастер-класс


Конспект урока по окружающему миру

УМК: «Школа России»

Класс: 4 «Б»

Учитель: Глухова Галина Анатольевна, Ермилова Ирина Николаевна

Тема: Русь расправляет крылья

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Задачи формирования УУД.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность.

Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Планируемые результаты:

Знать: понятия «калита», торжище, Кремль, шапка Мономаха.

Уметь: работать с картой, с текстом учебника, уметь соотносить слова с репродукцией картины.

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 4 класс, ЭОР, раздаточный материал (карточки, дополнительные сведения), разноцветные шляпы.


Ход урока

I. Организационный момент.

Чтоб знания пошли нам впрок,

Начнём скорее наш урок.

А поможет нам сегодня

Наш волшебный сундучок

II. Актуализация знаний.

- Итак, на прошлом уроке мы вели разговор о трудных временах на Руси.

- Давайте вспомним, какой информацией мы владеем?

- Попрошу всех надеть белую шляпу. Будьте внимательны, к ответу принимаются только точные факты, в которых вы полностью уверены.

На доску выводятся опорные слова и даты. Дети читают и рассказывают.

ХII век. Древняя Русь (слайд 1) Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

XIII век. Испытания с востока (слайд 2)

1237 год Рязань Татары напали на город и сожгли его. Жители оборонялись 7 дней.

1238 год Владимир Татары напали на город и сожгли его.

Козельск 7 недель жители обороняли город, но город был сожжён

1240 год Киев Татары захватили город и сожгли его.

Золотая Орда Так стало называться государство монголов.

Испытания на северо-западных рубежах (слайд 3)

Июль 1240 год Нападение шведов на Русь.

Река Нева 15 июля 1240 год Шведы были разбиты дружиной князя Александра Ярославовича.

Александр Невский За победу князь получил прозвище Невский

Крестоносцы Немецкие рыцари с крестами на одежде и вооружении.

5 апреля 1242 год Чудское озеро Ледовое побоище. Победа дружины Александра Невского.

- Молодцы.

- Хотели бы вы жить в те времена? Почему?


III. Мотивация учебной деятельности.

- Меняем белую шляпу на красную.

-Закройте глаза, представьте… Свободная прекрасная птица. Носятся над ней коршуны, ястребы, вьются стервятники. Хотят принести ей боль или совсем истребить. Борется она со своими врагами, да тяжело ей в одиночку. Победила коршуна, справилась с ястребом и стала собирать силы для борьбы с самым грозным врагом – стервятником. И мечтала птица, что окрепнет, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

- Поделитесь своими мыслями.

IV. Выявление затруднений.

(На доске записана тема урока). «Русь расправляет крылья» (слайд 4)

- Прочтите, что написано на слайде. Меняем красную шляпу на белую.

- Ваши предположения, что же скрывается за названием.

- О чём вы бы хотели узнать?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.


V. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.

- Как мы собираемся получить новую информацию?

Можно прочитать в учебнике, найти в интернете, спросить у взрослых.


VI. Реализация выбранного плана.

Вам предстоит внимательно ознакомиться с текстом учебника с.65-66. Возможно кто- то успеет ознакомиться с дополнительной информацией, которая находится на столах. (10 минут)

- Попрошу надеть жёлтую шляпу тех, кто сидит на первом ряду. Не забудьте отмечать все положительные моменты (можно их выписать). Работа в парах.

- Сидящие на втором ряду примерят чёрную шляпу. Попытайтесь предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

- Под синей шляпой экспертов работает третий ряд. Вам предстоит проанализировать текст со всех сторон: найти и положительные моменты, и возможные риски и опасности. Будьте очень внимательными. Вам предстоит оценить работу всех групп.

Самостоятельная работа и обсуждение в парах.


VII. Первичное закрепление нового знания.

Проверка выполненной работы.

- Ребята, попрошу поделиться информацией, которую вы получили.

Дети рассказывают. Эксперты задают вопросы и дают оценку выполненной работе.

- Положите перед собой карту.

- Какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдите их на карте.

- Как вы думаете, почему люди переселенцы направлялись именно в эти города? Найдите подтверждение своих слов.

- Вы знаете, что такое монастырь?                                                            

- Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто явился основателем этого монастыря? 

- Что вы знаете о Сергии Радонежском?

Продолжение реализации выбранного плана.

- Знаете ли вы, какой князь сыграл важную роль в возрождении Руси?

- У кого есть предположения? (слайд 5)

- Вот этот человек. А кто это, вы узнаете, поработав над текстом учебника

с.66-68. Дополнительные сведения на столах.

Самостоятельная работа с текстом, обсуждение в парах.

Проверка выполненной работы.

Дети рассказывают. Эксперты задают вопросы и дают оценку выполненной работе.

- В чём главная заслуга князя Ивана Даниловича? Докажите, работая по карте.

Он начал работу по объединению Руси. Присоединил к Московскому княжеству …


VIII. Включение в систему знаний и умений.

- Что мы уже узнали по теме сегодняшнего урока?

Мы узнали, что Русь после тяжёлых испытаний, начала восстанавливаться.

- А теперь снова настала очередь белой шляпы.

- Возьмите карточки и объясните слова, факты и события.

Учитель держит карточки, обучающие берут (по выбору).

На карточках слова: северо-восточные земли, бронники, щитники, лучники, кольчужники, купеческие караваны, торжище, Троице-Сергиев, Сергий Радонежский, калита, Иван Калита, дань, шапка Мономаха, Московское княжество, Кремль.

- Кому мы можем сказать спасибо за восстановление Руси?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Молодцы.

Снимаем шляпу.

- Наш урок подходит к своему завершению.

Но может кто-то хочет примерить зелёную шляпу и предположить, что было бы ….?

Начните так. Если бы ..., то ...

- Прошу встать тех, кто получил удовольствие от работы на уроке. Спасибо.

Кто ошибался, поработайте дома более серьёзно над текстами.

- Урок окончен.

Д/З: с.65-69 повторить изученное, вопросы и задания, р.т. с.22-23, ознакомиться с дополнительной литературой по теме.
























Приложение.

Сергий Радонежский

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть.

И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.






северо-восточные земли

бронники щитники


лучники кольчужники


купеческие караваны


торжище Троице-Сергиев


Сергий Радонежский

калита Иван Калита

дань шапка Мономаха

Московское княжество.


Кремль монах






Князь Иван Данилович (Калита)

Слишком неоднозначной фигурой считают историки князя Ивана Даниловича, которого в народе прозвали Калита. Многие осуждают его сближение с Золотой ордой, другие наоборот, видели в этом единственный выход для спасения русской земли. Как бы там ни было, за все время правления Ивана Калиты на русской земле не проливалась кровь от рук ханской орды. Он исправно выплачивал хану дань, отвозил ее самостоятельно. Каждый раз старался задобрить татар, чтобы обеспечить нормальное существование своему народу. И, правда, пока правил Иван Данилович землями русскими, люди могли чувствовать себя в безопасности. Только после его смерти набеги татар на Русь снова восстановились.

Историки до сих пор не знают точную дату рождения Ивана Даниловича. Принято считать, что это событие произошло в период с 1282 по 1283 года. Не известна его и дата смерти, был ли это 1340, толи 1341 год, никто не знает. Его прозвище тоже не давало историкам покоя. Ходит несколько версий, откуда оно появилось. До наших дней сохранились записи о том, как Иван Данилович собирал деньги в небольшой кошелек - калиту, и при возможности раздавал их бедным. В некоторых рассказах о нем упоминается другое прозвище - Иван Добрый. Другая история рассказывает о зажиточном человеке, который не тратил деньги, а напротив, собирал их. Какая из этих историй правдивая, а какая нет, судить не нам. Мы лишь знаем Ивана Даниловича как князя, правившего в Москве во времена набегов татаро-монгол.

Первые упоминания об Иване Даниловиче возникли в русской летописи в 1296 году. У него было много братьев, поэтому сесть на престол ему было просто не возможно. В это время он  княжил в Переславле-Залесском. Так как его братья не имели наследников, то после смерти последнего из них, Иван Данилович, словно чудом унаследовал престол. Вся его юность прошла в тени братьев, а теперь он полноправный государь великого княжества. Иван Данилович долго пересматривал методы правления своих братьев. Он решил, что войной и кровью, которая бессмысленно проливается, дела не решаться. Со временем князь залучается поддержкой у Золотой Орды, и жизнь государства выходит на другой уровень.

За весь период правления Ивана Калиты устанавливается некий порядок в государстве. На дорогах уменьшаются разбои и грабежи. Большого развития достигает экономическая сфера, растет торговля и товарооборот. Государство словно поднимается из забвения. Иван Данилович занимается возведением нового строительного проекта - дубового Кремля. В скором времени сам князь переезжает из Киева, который был уже к тому времени совсем разграблен врагами, в новую процветающую Москву. Жизнь Московского государства меняется после смерти Ивана Даниловича. Он тяжело болеет в последнее время и перед смертью принимает постриг, уходит в монастырь.

Какие бы истории не рассказывались об этой фигуре, Иван Калита вошел в историю как князь, расширивший территории своего государства, поднявший его и укрепивший во многих сферах деятельности. Он был мудрым политическим деятелем, на целых 40 лет страна получила отдых от грабежей и набегов татар. Смерть князя принесла новые изменения, государство накопило силы, и смогло вступить в борьбу против Золотой Орды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!