СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мозаики, муралы и граффити на стенах зданий Архангельска Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мозаики, муралы и граффити на стенах зданий Архангельска Исследовательская работа»

XIX городской конкурс исследовательских работ

и проектов младших школьников «Я - исследователь»









Направление Здесь я родился, здесь я и живу

(Архангельск – из прошлого в настоящее)








Мозаики, муралы и граффити на стенах зданий Архангельска

Исследовательская работа








Выполнена ученицей 4 «Г» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа № 11"

Олимпиевой Агатой Алексеевной


Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа № 11"

Беляева Людмила Николаевна









Архангельск, 2024

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………… 3

  1. Художественные техники декорирования городских зданий………………... 4

  2. Мозаика, мурал и граффити, как объекты стрит-арта……………………..…. .5

  3. Муралы, граффити, мозаики и панно на стенах зданий города……………….6

  4. Практическая часть.

    1. Создание интерактивной карты………………………………………… .....8

Заключение…………………………………………………………………………. 10

Список использованной литературы……………………………………………….12

Приложения:

Приложение 1. Фотографии современных деревянных домов…………………...13

Приложение 2. Фотографии домов конца ХlХ – начала ХХ в.в………………….14

Приложение 3. Примеры мозаик на стенах зданий города……………………….14

Приложение 4. Примеры граффити в городе……………………………………...15

Приложение 5. Анкетирование учащихся ………………………………………...16

Приложение 6. Результаты анкетирования ………………………………………..17



Введение

Гуляя по городу, мы обратили внимание, что некоторые здания украшены различными способами. Для этого архитекторы используют разные художественные техники: мозаика, барельеф, рисунок, декоративные архитектурные элементы: колонны, полуколонны, пилястры, эркеры и др.

В преддверии 440-летнего юбилея Архангельска у входа в Петровский парк появилось новое мозаичное панно с изображением панорамы нашего города конца ХlХ – начала XX века. Нам стало интересно, как украшали городские здания раньше и делают это сейчас архитекторы и художники. Мы стали внимательнее и увидели деревянную резьбу на старых домах, необычную архитектуру современных жилых комплексов, различные объекты стрит-арта.

Больше всего нас заинтересовали разнообразные изображения на стенах общественных зданий, построек и жилых домов, что определило проблему нашего исследования.

Актуальность работы: привлечение внимания горожан и туристов к истории и архитектуре нашего города.

Проблема исследования - Какие художественные техники используют художники для украшения фасадов и стен зданий нашего города? Где и с какой целью они располагают свои работы?

Объект исследования: здания города Архангельска.

Предмет исследования: изображения на фасадах и стенах зданий города Архангельска.

Гипотеза: на фасадах и стенах современных зданий города Архангельска представлены мозаики, муралы и граффити, которые создаются с определённой целью и расположение их неслучайно.

Для достижения данной гипотезы ставим следующую цель.

Цель: создать интерактивную карту центра города с описанием украшенных фасадов и стен зданий города Архангельска. Она поможет жителям и гостям нашего города более подробно познакомиться с историей и архитектурой Архангельска.

Для достижения цели решим следующие задачи: 1) изучить мозаику, мурал и граффити как объекты стрит-арта; 2) выявить, на каких зданиях города Архангельска расположены эти объекты;

Для решения поставленных задач используем ряд методов: сбор и анализ литературы по заданной теме; наблюдение; анкетирование; обобщение.

  1. Художественные техники декорирования городских зданий

Архангельск появился по указу Ивана Грозного на мысе Пур-наволок в 1584 году на месте, где был Михайло-Архангельский монастырь и уже существовало крестьянское поселение.

Долгое время и крепость, и город оставались деревянными, поэтому часто случались пожары. После одного из них были отстроены Гостиные Дворы из камня. Но и после этого несколько столетий строительство оставалось преимущественно деревянным. Из кирпича строились в основном общественные здания, в первую очередь церкви [4].

Жителями в Архангельском городе стали холмогорские стрельцы и крестьяне, переехавшие из близлежащих деревень. Они привезли с собой свой жизненный уклад и культуру. Северяне выработали свой «местный» стиль – архитектура деревянных домов была проста и сурова [4]. В то же время человек издревле стремился украсить свое жилище. Поэтому постепенно начали появляться некоторые элементы декора. Ими были кони на крышах, на окнах наличники и ставни, на которые наносили глухую резьбу. Это служило не только украшением, но и защитой стен дома от непогоды. В Мезени и южных районах Поморья нередко дома украшались наружной росписью. Примеры такого декора сохранились до наших дней (Приложение 1).

Вплоть до конца ХIХ – начала ХХ века деревянные жилые дома в Архангельске отличались друг от друга благодаря резной отделке. Кроме того, украшением служили различные балконы, эркеры, мезонины, «рояльные» крыши крылец и др. Все это создавало неповторимый уникальный исторический архитектурный стиль нашего города. Примеры его и сейчас можно увидеть на заповедной пешеходной улице Чумбарова-Лучинского. В приложении 2 представлены фотографии домов Н.А. Двойниковой и Я.А. Беляевского до 70-х годов прошлого века украшавшие улицы города. До наших дней сохранились богато декорированные деревянные дома конца ХIХ – начала ХХ в.в. – особняки А.Ю. Суркова и Ренни-Шарвина (Приложение 2).

В середине ХХ века Архангельск начал интенсивно застраиваться кирпичными многоэтажными домами. Они были типовыми, лишенными всяких украшений и не отличались друг от друга. По выражению Ю.А. Барашкова, С уходом деревянного города Архангельск «потерял лицо» [5].

С этого времени архитекторы начали поиск возможностей оживить и разнообразить новые неотличимые друг от друга «спальные районы». Примерами украшения стен зданий стали различные панно и мозаики. При этом надо отметить, что их было немного. С появлением современных материалов и развитием стрит-арта в городе стали появляться муралы и граффити.

  1. Мозаика, мурал и граффити, как объекты стрит-арта

Стрит-арт в переводе с английского языка означает «уличное искусство». Под этим направлением подразумеваются настенные рисунки, изображения в общественных местах и на различных объектах, уличные инсталляции, стикеры, постеры и др. К этому направлению можно отнести всё, что является городским стилем изобразительного искусства [11].

Мозаика — это вид декоративно-прикладного и монументального искусства, подразумевающий создание изображения путем укладывания и закрепления однородных небольших частиц. Как правило, мозаика создается по заранее подготовленному эскизу.

С древности существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт (им может служить мастика, цемент, известка, воск и т. д.). При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу, картон, сетку или иную подложку, а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют. Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого, блестящего и реалистичного изображения [8].

Граффити — это надписи или изображения на стенах и других поверхностях. Второе значение слова «граффити» связано с уличным искусством. Райтеры (от английского to write — «писать») оставляли надписи не для широкой публики, а для единомышленников. Чем красивее был шрифт и чем чаще встречалось имя, тем авторитетнее считался автор. Со временем термин «граффити» стал означать не только шрифты, но и изображения в авторском стиле, хотя изначально граффити выполняли только в виде надписей, а уличные картины и рисунки называются стрит-артом [5].

Муралом называется вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений. Это слово произошло от испанского muro, что в переводе означает «стена». От граффити мурал отличается размерами. Он занимает огромное пространство, обычно всю стену здания. Также в отличие от граффити мурал всегда несет художественную и эстетическую ценность, воплощает художественную идею и смысл [7].

Далее рассмотрим некоторые примеры муралов, граффити, мозаик и других панно на стенах зданий нашего города.

  1. Муралы, граффити, мозаики и панно на стенах зданий города

В 70-е годы прошлого века на стенах зданий Архангельска начали появляться новые украшения. Ими стали живописные панно на фасаде магазина «Юбилейный» в Кузнечихе, барельефы над входом в здания Архэнерго и Облстата. Немного позже появился барельеф на стене гостиницы «Беломорская». А совсем недавно стену УМВД России украсили барельефы «Защитникам правопорядка».

В эти же годы строится уникальное здание Дворца спорта профсоюзов, где использованы конструкции из клееной древесины. На типичном для того времени фасаде дворца укреплены два резных панно, выполненных художником Иваном Архиповым. И кажется, что старый деревянный город протягивает руку современному городу из стекла и бетона [12].

Оригинальным украшением города являются различные мозаики. Самой красивой из них мы считаем ту, что находится на фасаде Выставочного зала союза художников России. На нем изображены райские птицы-девы Сирин и Алконост. Автор мозаики художник-монументалист Юрий Горбачев. Он рассказывал, что своих птиц создавал по ночам. Объяснялось это тем, что технология изготовления мозаики была не пригодна для того, чтобы делать это днем, когда светит солнце — вяжущий состав при этом быстро теряет воду и делать мозаику невозможно. Ночью же пластичность его сохранялась.

Не менее великолепной мозаикой украшен фасад кинотеатра «Русь». Примечательно, что по проекту её не было. После постройки здания все увидели серую бетонную стену (её фотографию можно увидеть в приложении 3). Вид был не очень приглядный, требовалось чем-то украсить здание. Тогда и обратились к местным художникам, конкурс выиграл Солодарь Яков Самойлович, благодаря его работе мы теперь имеем одно из самых красивых зданий города. В реализации проекта принимал участие северодвинский художник Валерий Саков.

К 400-летию Архангельска на стенах многих панельных многоэтажек появились мозаики с юбилейной символикой – изображением высотки и северной башни Гостиных Дворов. В это же время строятся панельные дома с гигантскими мозаичными панно во всю стену – «Человечки», «Античный портал» (приложение 3) и др. [10].

А к 440-летию Архангельск и горожане получили новый подарок – мозаичное панно у входа в Петровский парк на пересечении проспекта Троицкий и улицы Воскресенская. Автор эскиза для этой работы – архангельский художник Сергей Звягин. Идея создать мозаику пришла к нему во время поездки в Кронштадт. С момента начала проекта до окончательной его реализации прошло около двух лет. Задумка художника – изобразить Архангельск на рубеже XIX–XX веков. Понятно, что это собирательный образ, при этом художник пользовался документальными источниками – старыми фотографиями того времени. Над проектом работали художники московского «Комбината монументально-декоративного искусства», который украшает подобными работами московское метро. Отдельные куски мозаики были подготовлены заранее – их оставалось прикрепить к конструкции у входа в парк. Блоки, составленные из кусочков цветной смальты, прикрепляли к бетонной конструкции при помощи клея. Очень эффектно выглядит мозаика вечером, когда включена подсветка [9].

Современный город немыслим без объектов стрит-арта. Мы видим множество граффити и муралов на стенах, как жилых домов и официальных зданий, так и различных хозяйственных построек и даже на заборах.

Задумывая свою работу, художники тщательно продумывают идею мурала и место его расположения. Так, мурал «Сон внука», написанный к 75-летию Великой Отечественной войны находится на стене дома, где в основном живут одинокие ветераны войны [1]. На стене Архангельского педагогического колледжа – мурал с портретом его выпускницы Розы Шаниной, героя-снайпера [6]. На фасаде 45-й школы мы видим «Арктический мурал», ведь именно её ученики и учителя давно и плодотворно сотрудничают с парком «Русская Арктика» [2].

Другим украшением города является граффити. Они украшают галерею музея ИЗО, стену Архангельского музыкального колледжа, Художественного салона, трансформаторных будок и насосных станций (Приложение 4).

Изучая муралы, граффити, мозаики и панно на стенах зданий города, мы открыли для себя, что таких объектов довольно много. Нам захотелось поделиться нашими открытиями. Поэтому пришла идея создать интерактивную карту.


  1. Практическая часть.

    1. Создание интерактивной карты

Познакомившись с понятиями: мозаика, мурал, граффити и изучив уже существующие объекты в г. Архангельске, мы решили узнать у учеников 4 Г класса МБОУ СШ № 11, замечают ли они украшения на стенах зданий нашего города.

Проведя анкетирование (Приложение 5) выяснили, что четвероклассники видели муралы и граффити на стенах зданий, мозаику отметили лишь некоторые, а барельефы и панно вообще не замечали (Приложение 6).

100% анкетируемых считают свой город красивым и замечают украшения на стенах зданий (граффити, муралы, мозаики). Четвероклассники отметили, что «уличное искусство» может сделать наш город еще ярче и интереснее.

Наиболее известные у анкетируемых объекты стрит-арта: мурал «Сон внука» (ул. Суфтина,32)- 35%, граффити по сюжетам картин известных художников на стене музея изобразительных искусств (пл. Ленина,2)-28%, мозаика на фасаде бассейна «Водник» (пр. Троицкий, 122)-23%, Арктический мурал- 14% (ул. Садовая, 61) (Приложение 6).

100% анкетируемых видели граффити на трансформаторной будке у школы № 11, но что там изображено смогли ответить только 2 %

Исходя из проведенного анкетирования, можно сделать вывод о том, что многие арт-объекты города как советского, так и современного периода остаются незамеченными горожанами. Тогда мы решили создать интерактивную карту центра города. Основная функция интерактивной карты – справочно-информационная. Нашу карту мы решили сделать аудиовизуальной. Все объекты, рассмотренные в работе, установлены в разное время, поэтому карта может быть полезна не только туристу, но и любому жителю города.

Этапы создания интерактивной карты:

    1. Фотографирование объектов стрит-арта.

    2. Запись информации на диктофон.

    3. Создание карты с помощью программы ThingLink

Для работы с картой необходимо пройти по ссылке https://www.thinglink.com/card/1815034392981013157

На карте представлено 24 объекта. Пользователю нужно только щелчком мыши выбрать объект. Все карточки устроены одинаково. Здесь представлена фотография объекта, его краткое описание с указанием адреса и аудиофайл, в котором рассказано об особенностях объекта.

Разумеется, это не все панно, мозаики и граффити, имеющиеся в Архангельске. Да и облик современного города меняется стремительно. Поэтому любой пользователь может самостоятельно гулять по улицам и открывать для себя новые объекты стрит-арта.


Заключение

В заключение исследовательской работы подведем ее итоги.

На первом этапе выполнения исследования представлялось необходимым познакомиться с историей Архангельска и его архитектурой. При этом выяснилось, что долгое время вплоть до конца ХlХ – начала ХХ в.в. город был деревянным, что определяло характер украшения домов – резные элементы (наличники, причелины, полотенца и пр.) и архитектурные элементы (эркеры, мезонины, балконы, «рояльные» крыши крылец и пр.).

С началом массового строительства кирпичных многоэтажных домов во второй половине прошлого века здания города практически полностью утратили элементы декора. Архангельск стал серым и безликим. В это время архитекторы и художники начинают поиск возможностей вернуть столице Севера её лицо. Именно в этот период фасады зданий украшаются мозаичными, деревянными, металлическими и живописными панно. Современными элементами декора становятся различные объекты стрит-арта: скульптуры, инсталляции, граффити и муралы.

Все перечисленные объекты создаются неслучайно. Художники тщательно продумывают концепцию своего произведения, технику исполнения, подбирают материалы, продумывают и согласовывают расположение будущего арт объекта, связывая его положение с историей, архитектурой и особенностями современного города.

Целью создания декоративных объектов художники и архитекторы ставят оживление городского пространства, художественное оформление фасадов зданий и прилегающих территорий.

На втором этапе исследования был собран и систематизирован материал об изображениях, украшающих стены зданий и построек в Архангельске.

На третьем этапе исследования была создана интерактивная карта центра Архангельска с указанием 24 арт - объектов с их описанием.

Выполнение исследования оказалось нелегким, но очень интересным занятием. В результате работы мы много узнали о родном городе, его архитектуре, рассмотрели и оценили красоту современного художественного оформления городского пространства, узнали и пообщались с интересными людьми – художниками, архитекторами, музейными работниками.

Выполненная работа имеет теоретическое и практическое значение. Конечный продукт – интерактивная карта, которая предназначена для первоначального самостоятельного знакомства пользователя с художественными панно, мозаиками, граффити и муралами, расположенными в центральной части Архангельска. Может быть полезна, как архангелогородцам, так и гостям нашего города.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.



Список использованной литературы

  1. Атрощенко М. Сон, который не забудется: на архангельской девятиэтажке дорисовали трогательный мурал ко Дню Победы. [Электронный ресурс]. – URL: https://region29.ru/2020/05/23/5ec90500764de9af7d114302.html (дата обращения 25.12.2023).

  2. Атрощенко М. Урок арктической биологии с белым медвежонком: «Сборная Тайболы» нарисовала мурал на школе № 45 Архангельска. [Электронный ресурс]. – URL: https://region29.ru/2020/06/15/5ee77db7de2e01044f504102.html (дата обращения 25.12.2023).

  3. Барашков Ю.А. Архангельск: архитектурная биография – Архангельск: Сев-зап книжное издательство, 1984.

  4. Барашков Ю.А. Ностальгия по деревянному городу: архитектура, традиции, быт Архангельска накануне и после 1917 года. Формы и функции городского дома. — М.: Редакционно-издательская фирма «Крипто-Логос», 1992.

  5. Граффити. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/graffiti/ (дата обращения 11.01.2024).

  6. Мурал с изображением Розы Шаниной появился на фасаде Архангельского педколледжа. [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/384z3H (дата обращения 25.12.2023).

  7. Мурал. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/mural/ (дата обращения 11.01.2024).

  8. Ракитина Ю. Мозаика. [Электронный ресурс]. – URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3947~Mozaika (дата обращения 11.01.2024).

  9. Скородумов Ю. В Архангельске доделали мозаику с кораблями у Петровского парка. Как изменилось это место. [Электронный ресурс]. – URL: https://29.ru/text/gorod/2023/10/17/72817589/ (дата обращения 27.12.2023).

  10. Скородумов Ю. Космонавт, купальщицы и Ломоносов с рыбой: какую мозаику пока еще можно встретить в Архангельске. [Электронный ресурс]. – URL: https://29.ru/text/culture/2023/03/03/72083303/ (дата обращения 27.12.2023).

  11. Стрит-арт: история. [Электронный ресурс]. – URL: https://crossarea.ru/street-art/street-art/ (дата обращения 11.01.2024).

  12. Филатов А. Анатомия Архангельска. [Электронный ресурс]. – URL: https://artguide.com/posts/1262 (дата обращения 28.12.2023).


Приложение 1

Фотографии современных деревянных домов

Наружная роспись дома

Кенозерье, Плесецкий район





Наружная роспись дома

село Дмитриево, Устьянский район



Резные элементы

Наружная роспись дома

Кенозерье, Плесецкий район



Наружная роспись дома

село Дмитриево, Устьянский район

Резные элементы



Приложение 2

Фотографии домов конца ХlХ – начала ХХ в.в.

Фотография дома А.Я. Беляевского Фотография дома Н.А. Двойниковой





Особняк А.Ю. Суркова Особняк Ренни-Шарвина









Приложение 3.

Примеры мозаик на стенах зданий города

Фотография кинотеатра «Русь» Мозаика «Античный портал»

без мозаичного панно




Приложение 4.

Примеры граффити в городе

Водяной на стене водонасосной станции



Поморы

На здании компании «Ростелеком»











Приложение 5.

Анкетирование учащихся

Дорогой друг!

Мы проводим исследование, связанное с украшением стен зданий нашего города. Просим тебя ответить на несколько вопросов. Для этого просто выбери и отметь каким-либо знаком ответ или напиши коротко свой ответ. Твое мнение очень важно для нас. Пожалуйста, постарайся ответить на вопросы максимально честно.

  1. Считаешь ли ты наш город красивым?

Да Нет

  1. Замечал(а) ли ты какие-то украшения на стенах зданий нашего города?

Да Нет

  1. Какие украшения ты видел(а) на стенах зданий?

  • Граффити

  • Муралы

  • Мозаики

  • Барельефы

  • Живописные панно

  • Панно из различных материалов (дерево, металл, пластик и др.)

  • Световые панно

  1. Перечисли несколько мозаик, граффити или муралов, которые ты видел на стенах зданий

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Замечал(а) ли ты граффити на стене трансформаторной будки на территории нашей школы?

Да Нет

Если да, то коротко напиши, что на нем изображено?

_____________________________________________________________

  1. Как ты считаешь, делают ли различные панно, мозаики, граффити, муралы наш город более красивым?

Да Нет Не всегда

Благодарим за участие в нашем опросе!































Приложение 6.

Результаты анкетирования