СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мозговой штурм" как метод обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Мозговой штурм"- один из активных методов.  Данный метод  может быть применен на любом из уроков начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«"Мозговой штурм" как метод обучения в начальной школе»

   «Мозговой штурм» как метод обучения в начальной школе мастер-класс подготовила Шевчук Т.В. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 15 г.Севастополь 2017 год

«Мозговой штурм» как метод обучения в начальной школе

мастер-класс подготовила Шевчук Т.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 15

г.Севастополь

2017 год

Цель мастер-класса:   передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

Цель мастер-класса:

передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

Задачи мастер - класса:   Познакомить коллег с понятием, целью, задачами и этапами работы метода «Мозговой штурм»; Познакомить с правилами проведения данного метода на уроке в начальной школе; Рассмотреть достоинства и недостатки работы метода на различных этапах урока; Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер – класса.

Задачи мастер - класса:

  • Познакомить коллег с понятием, целью, задачами и этапами работы метода «Мозговой штурм»;
  • Познакомить с правилами проведения данного метода на уроке в начальной школе;
  • Рассмотреть достоинства и недостатки работы метода на различных этапах урока;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер – класса.
Упражнение  «Поздоровайся глазами»

Упражнение «Поздоровайся глазами»

Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Метод «Мозгового штурма»  создан в 1941 году  Алексом Осборном. Он служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании  творческой активности  людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.

Метод «Мозгового штурма» создан в 1941 году Алексом Осборном.

Он служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании  творческой активности  людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.

Задачи метода Творческое усвоение учебного материала; Связь теоретических знаний с практикой; Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Задачи метода

  • Творческое усвоение учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Этапы метода: Постановка проблемы  Генерация идей  Отбор, систематизация и оценка идей

Этапы метода:

  • Постановка проблемы
  • Генерация идей
  • Отбор, систематизация и оценка идей
1. Постановка проблемы  Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

1. Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2.Генерация идей  Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

2.Генерация идей

Основной этап, от которого во

многом зависит успех всего мозгового штурма.

 Правила этого этапа:  Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.  Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.  Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются.  Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Правила этого этапа:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3 . Отбор, систематизация  и оценка идей Заключительный, но не менее важный этап. Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

3 . Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап.

Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю.

В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

Правила проведения  «Мозгового штурма»  Участвуют все.  Все высказываются и все слушают.  Все имеют равные права.  Все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.  Высказанные мысли и предложения не критикуются и не обсуждаются.

Правила проведения «Мозгового штурма»

  • Участвуют все.
  • Все высказываются и все слушают.
  • Все имеют равные права.
  • Все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.
  • Высказанные мысли и предложения не критикуются и не обсуждаются.
Преподаватель:   регулирует процесс и занимается общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.

Преподаватель:

  • регулирует процесс и занимается общей организацией,
  • готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
  • даёт консультации,
  • контролирует время и порядок выполнения намеченного плана,
  • дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.
критика любых мнений и предложений. вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. когда группа нарушает правила работы, в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние, поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно.
  • критика любых мнений и предложений.
  • вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им.
  • когда группа нарушает правила работы, в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние, поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно.
Достоинства метода  «Мозговой штурм» Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений. Во-вторых , процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.

Достоинства метода «Мозговой штурм»

  • Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
  • Во-вторых , процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
И,  в-третьих , дружественная и позитивная обстановка позволяет участникам конструктивно воспринимать любую критику, импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению  доверия и  положительного  настроя.
  • И,  в-третьих , дружественная и позитивная обстановка позволяет участникам конструктивно воспринимать любую критику, импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению

доверия и

положительного

настроя.

Недостатки метода  «Мозговой штурм» При мозговой атаке участники часто уходят от поставленной задачи В потоке разнообразных предложений трудно найти подходящую идею Метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи Возрастают затраты времени на обсуждение всех идей

Недостатки метода «Мозговой штурм»

  • При мозговой атаке участники часто уходят от поставленной задачи
  • В потоке разнообразных предложений трудно найти подходящую идею
  • Метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи
  • Возрастают затраты времени на обсуждение всех идей
План «Мозгового штурма» Предложить проблему. Разделить учащихся на две группы (5-6 человек, но не более 8-10). Выбрать ответственного, ведущего записи. 4. Обсуждение проблемы и путей ее решения

План «Мозгового штурма»

  • Предложить проблему.
  • Разделить учащихся на две группы (5-6 человек, но не более 8-10).
  • Выбрать

ответственного,

ведущего записи.

4. Обсуждение

проблемы и путей ее

решения

5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости. 6. Выработка единого мнения. 7. Выбор докладчика итогового решения.

5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости.

6. Выработка единого мнения.

7. Выбор докладчика итогового решения.

Применение «Мозгового штурма»  на практике Вначале мозгового штурма фронтально проводится разминка со всем классом. Разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа.  Цель этапа - помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.

Применение «Мозгового штурма» на практике

  • Вначале мозгового штурма фронтально проводится разминка со всем классом. Разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа.
  • Цель этапа - помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.
Разминка :  Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком.  Как быть?  Требуется найти 10 решений.

Разминка :

Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

ЭВРИКА !!! - Добавить холодную воду, заварку или молоко.  - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.  - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.  - Добавить много варенья или сахара.  - Переливать через воронку.  - Погружать холодные ложки.  - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

ЭВРИКА !!!

- Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Проблемная задача  ( на примере отрывка из сказки)   Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей

Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки)

Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей

Ашик-Кериб  (турецкая сказка 1 урок) … Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…

Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок)

Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…

Сдержит ли Ашик- Кериб свое слово? Дождется ли его Магуль – Мегери? Как Ашик – Кериб сможет разбогатеть за 7 лет?
  • Сдержит ли Ашик- Кериб свое слово?
  • Дождется ли его Магуль – Мегери?
  • Как Ашик – Кериб сможет разбогатеть за 7 лет?
Рефлексия  Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .  Оценка своей работы:  Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).

Рефлексия

  • Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .
  • Оценка своей работы:

Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!