«Мозговой штурм» как метод обучения в начальной школе
мастер-класс подготовила Шевчук Т.В.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 15
г.Севастополь
2017 год
Цель мастер-класса:
передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов
Задачи мастер - класса:
- Познакомить коллег с понятием, целью, задачами и этапами работы метода «Мозговой штурм»;
- Познакомить с правилами проведения данного метода на уроке в начальной школе;
- Рассмотреть достоинства и недостатки работы метода на различных этапах урока;
- Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер – класса.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Метод «Мозгового штурма» создан в 1941 году Алексом Осборном.
Он служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.
Задачи метода
- Творческое усвоение учебного материала;
- Связь теоретических знаний с практикой;
- Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Этапы метода:
- Постановка проблемы
- Генерация идей
- Отбор, систематизация и оценка идей
1. Постановка проблемы
Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
2.Генерация идей
Основной этап, от которого во
многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила этого этапа:
- Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
- Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3 . Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный, но не менее важный этап.
Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю.
В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.
Правила проведения «Мозгового штурма»
- Участвуют все.
- Все высказываются и все слушают.
- Все имеют равные права.
- Все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.
- Высказанные мысли и предложения не критикуются и не обсуждаются.
Преподаватель:
- регулирует процесс и занимается общей организацией,
- готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
- даёт консультации,
- контролирует время и порядок выполнения намеченного плана,
- дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.
- критика любых мнений и предложений.
- вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им.
- когда группа нарушает правила работы, в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние, поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно.
Достоинства метода «Мозговой штурм»
- Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
- Во-вторых , процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
- И, в-третьих , дружественная и позитивная обстановка позволяет участникам конструктивно воспринимать любую критику, импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению
доверия и
положительного
настроя.
Недостатки метода «Мозговой штурм»
- При мозговой атаке участники часто уходят от поставленной задачи
- В потоке разнообразных предложений трудно найти подходящую идею
- Метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи
- Возрастают затраты времени на обсуждение всех идей
План «Мозгового штурма»
- Предложить проблему.
- Разделить учащихся на две группы (5-6 человек, но не более 8-10).
- Выбрать
ответственного,
ведущего записи.
4. Обсуждение
проблемы и путей ее
решения
5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости.
6. Выработка единого мнения.
7. Выбор докладчика итогового решения.
Применение «Мозгового штурма» на практике
- Вначале мозгового штурма фронтально проводится разминка со всем классом. Разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа.
- Цель этапа - помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.
Разминка :
Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
ЭВРИКА !!!
- Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки)
Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей
Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок)
… Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…
- Сдержит ли Ашик- Кериб свое слово?
- Дождется ли его Магуль – Мегери?
- Как Ашик – Кериб сможет разбогатеть за 7 лет?
Рефлексия
- Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .
- Оценка своей работы:
Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).
В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным