СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мозговой штурм" на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описан метод "мозговой штурм", метод, развивающий креативное мышление школьников. Описана суть метода, приведены примеры.

Просмотр содержимого документа
«"Мозговой штурм" на уроках технологии»

«Мозговой штурм» на уроках технологии

«Дайте ученику как можно больше сведений и

вызывайте его на наибольшее число наблюдений

по всем отраслям знания, но как можно меньше

сообщайте ему общих выводов, определений,

подразделений и всякой терминологии»

Л. Н. Толстой


Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Метод мозгового штурма является одним из интересных и продуктивных в группе проблемных и одновременно коммуникативных методов.

Методика позволяет рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в любой сфере человеческой деятельности.

«Мозговой штурм» чаще всего применяется, как один из этапов урока с целью активизировать деятельность учащихся. Этот способ можно применять как заранее запланированный прием работы, так и при возникновении спорного момента урока. Очень эффективен способ «мозговой атаки» когда учащиеся обсуждают проблему, не имеющую однозначного решения, а также в случае, если в классе возникли полярно противоположные точки зрения по какому-то вопросу.

В чем суть технологии?

Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Технология проведения

1. Постановка задачи или проблемы.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Анализ полученных идей. Принятие решения.


Правила проведения мозгового штурма на уроке

- Один из вариантов организации работы на уроке, класс делится на группы по 3-7 человек. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом.

- Второй вариант организации мозгового штурма - когда все ученики участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом в роли критиков.

Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера).

Во время обсуждения вопроса или проблемы необходимо:

  1. Называя идеи, нельзя повторяться.

  2. Чем больше список идей, тем лучше.

  3. Идеи не оцениваются и не критикуются.

  4. Предлагается по одной идее.

В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи: генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса анализ и оценка выдвинутых идей. Мозговой штурм – решение творческих задач в группах.


Примеры применения мозгового штурма на уроках технологии

5 класс: «Что такое планировка кухни? Как рационально использовать оборудование?»; «Из каких растений люди с давних пор изготавливают текстильное полотно?»; «Определить функции и назначение фартука»; «Зачем нужна швейная машина?»; «Какой будет швейная машина через 10-20 лет?»

6 класс: «Какая отделка стен наиболее эффективнее?»; «Зачем цветы в доме?»; «Почему в рационе человека должно присутствовать мясо?»; «Супы — польза и вред для организма человека»; «Какими свойствами обладает стрейч ткани»; «Зачем обрабатывают горловину и пройму?»; «Почему платье определённого фасона нельзя сшить из любой ткани?»; «Как с помощью платья скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры?»

7 класс: «Что можно сделать с прокисшим молоком»; «При производстве ткани, в процессе отделки какой может быть суровая ткань»; «Как ликвидировать желтые пятна на поверхности раковины?»; «Как образуется машинный шов?»; «Красота – страшная сила?!»; «Правда ли, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».

8 класс: «Что такое бюджет семьи?»; «Как сэкономить семейный бюджет?»; «Как организовать семейное предпринимательство?»; «Могут у школьника быть источники дохода?»; «Чем можно удалить жирное пятно на ковре?»; «Зачем человеку профессия?».

Мозговая атака способствует формированию интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной.

«Мозговая атака» прекращается, когда идеи иссякают или угасает интерес участников. Все записанные идеи зачитываются, учащимся даётся возможность прокомментировать их.

Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод достаточно прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не эффективен для решения сложных проблем и трудных задач.

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль учителя - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

- Нельзя использовать его слишком часто - потеряет элемент новизны и станет восприниматься учениками как нечто обыденное и повседневное. Одним из главных условий проведения является внезапность использования

Данный вид деятельности не менее важен для преподавателя, так как дает понять, насколько хорошо или плохо ученики усвоили пройденный материал, но, если мозговой штурм используется в начале изучаемой темы, он показывает, каким словарным запасом обладают ученики, что помогает понять, на что преподавателю нужно обратить внимание.

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Метод «мозгового штурма» способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса учащихся, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы - отношения в коллективе после внедрения метода становятся более открытыми, доверительными.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!