СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мозговой штурм Brainstorming

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыта суть использования технологии мозгового штурма на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Мозговой штурм Brainstorming»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «BRAINSTORMING» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Знание английского языка в современных условиях – своеобразное окно в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей. Часто учителя республики жалуются на отсутствие у учащихся интереса к предмету «иностранный язык». На наш взгляд, эту проблему можно устранить путем использования на уроках современных педагогических технологий. Ведь основной задачей педагога должно стать стремление развить в учащихся творческие и интеллектуальные способности. В современной методике существует огромное количество технологий, развивающих мыслительную деятельность учащихся. В данной статье хотелось бы отметить преимущества применения технологии «Brainstorming» на уроках английского языка.

Мозговой штурм (мозговая атака, brainstorming) – широко используемый способ продуцирования свежих идей для решения научных и практических проблем. Его основная цель – организация совместной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных линий решения проблемы.

На первый взгляд, технология применения данного метода может показаться сложной, но использование данного метода дает реальные положительные результаты: у учащихся развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения. Те учителя, которые уже активно применяют данную технологию на своих уроках, отмечают повышение мотивации к изучению английского языка и раскрепощенность детей на занятиях. Данный метод актуален и при изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание, а также этот метод удачно применяется и в конце пройденной темы, так как позволяет понять, насколько хорошо учеником усвоен пройденный материал. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек.

Мозговой штурм – это:

·  новаторский метод решения проблем;

·  максимум идей за короткий отрезок времени;

·  расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые «странные» идеи);

·  отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период).

Для того, чтобы активнее проходил процесс генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

·  инверсия (сделай наоборот);

·  аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении);

·  эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения);

·  фантазия (сделай нечто фантастическое).

Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике (в среднем обсуждение ограничивается по времени — от 1 до 5 минут). Число возможных вариантов решений какой-либо проблемы прямо зависит от выбранной темы.

Целесообразно остановиться на разновидностях «мозгового штурма», так как методика применения данной технологии будет зависеть от ее вида:

1. Метод группового брейнрайтинга. Данный метод зачастую применяется в тех группах учащихся, в которых предпочитают идеи обсуждать в письменной форме. Учащиеся записывают свои идеи и передают их другим участникам брейнрайтинга, каждый последующий ученик развивает эту идею или использует ее, как основу, для выдвижения какой-либо новой идеи. Данный метод желательно использовать в больших группах. Преимуществом данного вида является то, что все идеи записываются на листе бумаги, и их можно будет использовать для выдвижения каких-либо новых идей.

2.  Круговой мозговой штурм устанавливает порядок ответов, которые даются по кругу, принцип «одна идея за один раз». Данный метод представляет всем равный шанс для выражения своей мысли, обеспечивает активное участие каждого из членов команды, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников.

3.   При использовании метода группового обмена учащиеся рассаживаются по кругу или за столом и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой метод не позволяет учащимся долго и упорно размышлять над идеями, что присуще при добровольных ответах.

4.   Более свободными и часто применяемыми вариациями мозгового штурма являются игровой и ролевой. Игровой штурм проводится в форме игры-соревнования. В данном типе мозгового штурма атмосфера веселья преобладает над конкуренцией, а учитель, в свою очередь, гарантирует, что в игре не может быть проигравших. Что касательно ролевого мозгового штурма, то предполагается, что учащийся отожествляет себя с другой личностью и рассматривает решения проблем с разных точек зрения. Данный метод предполагают поочередную смену ролей.

Учеников в данном методе привлекает свобода выражения мыслей, так как в мозговом штурме не может быть неправильных ответов: все, что ученики скажут, вспомнят, будет считаться верным. При использовании данной технологии, хорошо развивается творческое и ассоциативное мышление, благодаря чему, в памяти закрепляются слова, выражения и исчезает языковой барьер.

Хотелось бы подробнее остановиться на этапах использования технологии «мозговой штурм», так как это является наиболее сложным для учителей в самом начале внедрения данной технологии. Этапы могут быть следующими:

1.   Первый этап заключается в том, что учащиеся создают как можно больше идей для всевозможных решений проблемы, которые будут приниматься и фиксироваться на доске. На данном этапе желательно не критиковать и не комментировать предложенные варианты идей. Первый этап может длиться до 15 минут.

2.     Во время второго этапа ученикам необходимо данные идеи и предложения обсудить в коллективе. Главная цель - найти в любом предложении решения проблемы что-то рациональное и попытаться объединить их.

3.    На третьем этапе задачей учащихся является выбор наиболее перспективных идей. При этом ученики должны полагаться на уже имеющиеся ресурсы. Данный этап можно перенести на следующий урок.

Технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная организация группового обсуждения. Первый шаг - разминка. Учитель предлагает ученикам провести мозговой штурм на определенную тему, которую они проходили на протяжении нескольких уроков, которая им хорошо известна, и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с этой темой. Например, тема «Teenage life in Britain». Следует составить ментальную карту (mind map), среди идей будет фигурировать «Teenage problems». Вторым шагом мозгового штурма будет объединение учащихся в мини-группы. Учитель четко выдвигает проблему, которая требует решения. Например, можно предложить провести мозговой штурм в группах по пять человек по проблеме текста, который предстоит прочитать учащимся. Главная задача ученика - записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а после его прочтения, сделать вывод, какие проблемы присуще подросткам в Великобритании, а какие свойственны только подросткам России (необходимо сравнить, сделать определенные выводы). Во время использования «мозгового штурма» критика не допускается, все высказываемые мысли должны восприниматься как что-то стоящее, даже если они сначала могут показаться глупыми, смешными, невыполнимыми. Нельзя одобрять и критиковать свою или чужую идею. Желательно все предлагаемые решения проблемы записывать. Авторские права недопустимы при использовании «мозгового штурма». Неважно кто из учеников придумал первоначальный вариант или что его натолкнуло на нужную мысль, идеи должны вытекать одна из другой. Чем больше будет предложенных вариантов, тем больше вероятность найти правильное решение.

Несомненно, у данной технологии, как и у любой другой, есть некоторые ограничения. Например, если использовать классический вид группового мозгового штурма, то достигается не вся широта охвата. При групповом мозговом штурме учащиеся накапливают множество идей, но если ученики в то же самое время будут заниматься мозговым штурмом индивидуально, то их идеи окажутся намного представительней. Смешанная модель может исправить ситуацию. Каждый из учеников проводит мозговой штурм сам по себе и только после этого вносит родившиеся идеи в общий список. После чего можно провести групповой мозговой штурм, в ходе которого и будут предлагаться дополнительные идеи. Также в результате проведенного «мозгового штурма» появляется множество интересных идей, которые нужно отсортировать, определив наиболее важные и перспективные. Для того, чтобы избежать конфликта, из-за многообразия открывшихся возможностей, нужно предложить ученику выбрать, по его мнению, наиболее рациональные идеи из общего списка и вычеркнуть те, которые ему не по душе.

Конечно, выбор темы для «мозгового штурма» зависит от возраста учащихся. Предлагаем несколько вариантов: «Environmental protection», «Problems of youth», «Vital part of daily life: mobile phones», «Computer technologies», «Stress and how to cope well with it», «What skills do you need to become successful in life», «Video and computer games», «Price of publicity», «What is friendship?»



Кунбуттаева А.Ш., старший преподаватель кафедры ФО ДИРО, к.ф.н.





Литература

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005. 2. Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003. 3. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2001. №2. 4. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!