СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

Просмотр содержимого документа
«Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Дата 5.12.2016

Класс __6____

Предмет: история

Целевой блок

Тема

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Проблема урока

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

Планируемый результат









Задачи урока

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).

Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск и отбор существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти); логические - строят логическую цепь рассуждений, в письменной форме анализируют объекты.

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов России, с общей характеристикой населения страны.

Способствовать развитию: умения работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывать: внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.

Инструментальный блок

Тип урока

урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы:

Учебник для ОУ под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс

- презентация

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй

Метапредметные связи

Литература, география

Организация пространства

Технология: проблемно-диалогическая модель урока

Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.














Технологическая карта урока.

Основн. этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1 этап

Создание проблемной ситуации



Фронтальный опрос




Индивид. работа


Побуждающий диалог:

Познакомьтесь с оглавлением учебника, названием главы и параграфов. Какой период будет изучаться?


Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди. Что такое род, племя, община? Изучив, как появились и жили первые люди на современной территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут?

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину. (Ж. Ренан)

зачем люди изучают прошлое? Важно ли современному человечеству исследовать прошлое древнейших людей? Почему?

Определяют с помощью учителя хронологические рамки изучаемого периода

Рассматривают исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности. Сравнивают разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Участвовуют в дискуссии

Используют ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира).


Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;


Коммуникативные: владеют диалогической формой

речи



Регулятивные: участвуют

в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры

2 этап.


Формулирование проблемы

(работа в парах)








Как называют древнейший период жизни человечества? Почему его назвали каменным веком? Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит». Что такое ледниковый период? Нарисуйте в тетради хронологическую ленту времени, указав периоды каменного века. Рассмотрите реконструкции (воссоздание на основе скелетных остатков) облика питекантропа, неандертальца и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано (использовать, например, реконструкции А. П. Быстрова, М. М. Герасимова).

Проблема урока: «Проблемный вопрос

Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?»

(проблема в тетрадь)

делают выводы:

Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически (лента времени). Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение

Познавательные:

определять понятия

Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач


Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Регулятивные: Определять цель, проблему урока

3 Этап.

Поиск решения

учебной задачи,

проблемы

(физкультминутка до начала работ в группах)

Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.

Учитель делит класс на три группы (по рядам). Каждая группа работает с соответствующим пунктом параграфа учебника, а потом совместно со всем классом заполняет схемы в тетради и разбирает понятийный аппарат.


Читают текст учебника, заполняют соответствующий раздел

Правила работы в группе (!!!!!)

1.выбор руководителя, координатора работы

2.совместная работа

3.координатор анализирует работу каждого в группе

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний


(выступление групп)

1 гр. Появление людей на территории современной России:

Древнейшие люди на территории России

Время появления

Территория расселения

700 тыс. лет назад

Северный Кавказ

от 500 тыс. до 1 млн. лет назад

Дагестан, Таманский полуостров

Образ жизни:

  1. Присваивающее хозяйство (охотились на зверей, ловили насекомых, земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения)

  2. Изготовление орудий труда (из дерева, кости, камня – кремния. Делали рубила, скребла, остроконечники)

  3. Жизнь в небольших группах (вместе добывали пропитание, защищались от хищных животных, поддерживали и охраняли огонь)

Новые понятия:

  1. Палеолит (древний каменный век)

  2. Мезолит (средний каменный век)

  3. Неолит (новый каменный век)

2 гр. Древнейшие стоянки человека на территории современной России

  1. Стоянки в деревне Костенки под Воронежем (35 - 45 тыс. лет назад): здесь найдены орудия труда, украшения, скульптурные изображения животных и людей.

  2. Стоянка Сунгирь под Владимиром (25 тыс. лет назад): обнаружены многочисленные фрагменты изделий древних людей – оружие, одежда, украшения, обнаружены захоронения людей.

  3. Каповая пещера на Южном Урале (Башкирия) (период палеолита): обнаружены десятки рисунков животных, треугольников, линий.

  4. Денисовая пещера на Алтае (50 тыс. лет назад): останки людей, которые жили в одно время с неандертальцами, но были на более высоком уровне развития.

3 гр. Зарождение родового строя

Изменение климатических условий: 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Ледниковый панцирь сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Вымерли теплолюбивые животные и растения, а им на смену пришли мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, лошади.

Человек приспосабливался к жизни в суровых условиях:

- загонная охота (зверя загоняли в овраг или вырытую яму)

- добыча и поддержание огня

- совершенствование техники обработки камня и изготовления орудий труда

- человек стал шить одежду при помощи иглы

Жизнь в коллективе:

- разделение труда

- развитие речи

- сплоченность и организованность

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

4 гр. Совершенствование орудий труда

Жизнь человека не стояла на месте. 12-14 тыс. лет назад ледниковый период закончился и установился климат, близкий к современному, наступил период мезолита. Изменения климата привели к вымиранию крупных животных, поэтому люди переключились на собирательство и рыболовство. Человек совершенствовал орудия труда, были изобретены средства передвижения (лодки, лыжи, сани).

Работа в группах, отчеты групп вызванные ученики каждой группы рассказывают опираясь на текст учебника:

- Наша группа, поработав над учебным материалом, пришла к выводу:

- ученики говорят о развитии, выделяют достижения, отмечают характерные

особенности

1 гр. представляет свою работу и совместно с классом заполняется схема в тетради


2 гр. представляет свою работу в форме сообщения ученики по очереди описывают образ жизни людей в каждой из стоянок.











3 гр. перечисляют предпосылки и итоги зарождения родового строя, и совместно с классом разбирает новые определения.













4 гр. Определяет эволюцию, группа представляет работу в форме экскурсий

Выступление координатора группы о работе одноклассников.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап.

Выражение решения, применение нового знания.

Рефлексия.


Проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

-покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

-перечислите основные занятия древних людей

-дайте характеристику присваивающего хозяйства

-согласны и вы с утверждением, что древние люди , пришедшие на современную территорию России , прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли

Учащиеся дополняют предложения.

- Сегодня я узнал

- Я понял, что

- Теперь я могу

Ответы учеников на проблему-вопрос древние люди , пришедшие на современную территорию России , прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли


6 этап. Информация о домашнем задании

Заполнить таблицу:

«Появление людей на территории современной России»


Хронол-ий период

Территория проживания

Основные занятия


Формы совместного проживания







Этапы урока (время)

Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Оформление доски при обычном уроке и средства электронного урока

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

- Обращается к ученикам с фразами-вопросами (заданиями), которые создают у учеников ситуацию противоречия (варианты):

- между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами (источники после параграфа);

- между научным фактом и обыденным представлением;

- между исторической реалией и эмоционально-оценочным представлением о должном и справедливом;

- между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений.

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 

 

 

 

 

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта.

 

В электронном уроке этот этап поддерживается соответствующим ЦОРом создания проблемной ситуации.

Формулирова-ние проблемы

= 5–7 минут

Какой у вас возникает вопрос (на основании выявленного противоречия)? // Что нам сегодня предстоит выяснить?

 

- Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах.

Основной вопрос (проблема) записывается как тема или под темой.

 

В электронном уроке основной вопрос (проблема) отображается на соответствую щей панели программы.

Версии

+ 2–3 минуты

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).  

От проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий).

Актуализация  знаний. Планирование деятельности

+ 5–10 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме? (Опора на вопросы перед параграфом, с которыми ученики знакомились дома.) Вариант: письменное задание для всех (2–3 минуты), а потом коллективный анализ результатов выполнения.

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

- Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), который связан с формулировкой проблемы.

- Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть).

Например, в виде признаков понятия,  опорного сигнала и т.п.

План действий:

1…

2… и т.д.

 

В электронном уроке данный этап поддерживается соответствующим ЦОРом.

Открытие нового знания (по пунктам содержания урока: 1, 2 и т.д.).

 

+ 20-25 минут

  - В соответствии с первым пунктом намеченного плана урока дается задание  (например, одно из послепараграфных) по извлечению новых знаний из параграфа данной темы. С текстом параграфа ученики знакомились дома в ходе предварительного чтения, а теперь им необходимо найти решение или часть решения проблемы.

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске).

- Задания по остальным пунктам плана.

- Выполняя это задание, ученики открывают новые знания.

 

 

 

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

 

 

 

Ответы – преодолевающие  учебную проблему –фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

 

В электронном уроке данный этап поддерживается соответствующим ЦОРом.


Принципиально важно при этом:

1. Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой.

2. Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Применение нового знания – вывод по проблеме. Оценивание

+5–10 мин. / Д/з

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Используя свои новые знания … (Дается задание на продуктивное применение – рассказ, схема-рисунок, афоризм и т.п.)

- Обобщают, делают вывод по проблеме.

- Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

Графическое  выражение решения проблемы используется как основа для работы.

 

В электронном уроке данный этап поддерживается соответствующими ЦОРами – тренажерами и практическими заданиями.

 

Домашнее задание

Как вы думаете, о чем может рассказываться в нашем следующем параграфе с (таким-то) названием (с такими-то иллюстрациями?.

- Проверьте свои предположения – прочитайте новый параграф и подготовьте ответы на вопросы перед ним(знания из изученных тем).

- Предполагают содержание параграфа, его связь с только что изученным, с современностью.

 

Запись д/з.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!