МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
Педагог-психолог
МАУ «ЦППМиСП»
Рублева Т.М.
28.03.2019 год
Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведении ребенка.
Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
- нарушения устной и письменной речи (дислексия и дизграфия);
- аутизм и расстройства аутистического спектра;
- синдром Аспергера;
- логоневроз (заикание);
- центральное нарушение слухового анализа;
- расстройство сенсорной обработки;
- нарушение походки;
- нарушение осанки;
- нарушение моторики;
- нарушение работы вестибулярного аппарата;
- нарушение координации движений
Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий на балансировочной доске .
«Молоток – утюг».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 6 лет.
Оборудование: балансировочная доска .
Исходное положение: стоя на балансировочной доске.
Правой рукой ребенок совершает горизонтальное движение («помогая маме гладить утюгом»), а левой рукой – одновременно – вертикальное движение («помогая папе забивать молотком гвозди»). Затем руки меняются: левая «гладит», правая «забивает».
«Жонглер».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 6 лет.
Оборудование: балансировочная доска , 2 мячика или мешочка с крупой.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. В каждой руке у ребенка по мячику.
1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз) затем наоборот.
2-й уровень сложности.
Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.
«Книжечка - помогалочка».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 6 лет.
Оборудование: балансировочная доска , книга.
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. На голове у ребенка книга. Левой рукой кладем книгу на голову, а правой убираем. Поменять руки.
«Ухо - нос».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.
Возраст: от 5 лет.
Оборудование: балансировочная доска .
Исходное положение: стоя на балансировочной доске. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и развитию психических функций ребенка. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю, в течение 7-8 недель.
Упражнение «Маятник».
Ребенок, в положении сидя «по-турецки», раскачивает доску, удерживая равновесие. Такое упражнение подходит для детей от 4 лет с ОВЗ.
Затем можно проговаривать с движениями.
Время- времечко бежит
Деткам подрастать велит.
Маятник стучит вот так:
Тик- так, тик- так!
Упражнение «Котик»
Ребёнок встаёт на четвереньки, опираясь коленями, ладонями на доску, поочерёдно сгибает и разгибает мышцы спины, одновременно перенося центр тяжести то на руки, то на колени и проговаривает:
Вышел котик на тропинку
На прогулку, на разминку,
Облизнул усатый ротик,
Выгнул бархатную спинку.
Упражнения «Ручки»
Круговые вращения руками:
А) Обе руки в одну сторону В) Обе руки в разные стороны С) По очереди в одну сторону. Д) По очереди в разные стороны.
Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»: А) Обе руки положить на грудь В) Поднять руки над головой С) Прямые руки в сторону Д) Нагнуться, достать пальцы ног Е) Любые движения, какие понравятся.
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
- Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения;
- Улучшение зрительно-моторной координации;
- Улучшение мануальных и графо-моторных функций;
- Повышение общего уровня интеллекта;
- Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления);
- Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом).
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЯ!