СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по СР МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по СР МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов


по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки













Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки













Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.

Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений;

  • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:

Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) изучается в течении 6 семестров, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 135 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс).

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и требованиям рабочей программы МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс):

умения:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знания:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК. 1.5. Анализировать занятия.

ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс).

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.

16

Тема 1.1. Устройство инструмента (аккордеон).

-

Тема 1.2. Постановка исполнительского аппарата.

8

Тема 1.3. Особенности звукоизвлечения.

8

Раздел 2. Развитие исполнительской техники.

15


Тема 2.1. Основные технические формулы.

15


Раздел 3. Работа над музыкальным произведением.

25

Тема 3.1. Ознакомление с произведением.

6

Тема 3.2. Детальная работа над музыкальным произведением.

9

Тема 3.3. Исполнение произведения в целом.

10

Раздел 4. Работа над детским репертуаром.

30

Тема 4.1. Музыка для слушания.

10

Тема 4.2. Произведения для музыкально-ритмических движений.

10

Тема 4.3. Песни для детей.

10

Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков.

29

Тема 5.1. Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов.

15

Тема 5.2. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование.

14

Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности.

20

Тема 6.1. Освоение музыкального материала для практики в школе.

7

Тема 6.2. Повышение исполнительского мастерства.

5

Тема 6.3 Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

8



Виды и формы самостоятельной работы студентов по

МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс).

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы;

  2. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе;

  3. Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов);

  4. Работа со справочной литературой;

  5. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите;

  6. Чтение с листа;

  7. Игра на музыкальном инструменте;

  8. Подготовиться к дифференцированному зачёту.

Контрольные требования к точкам отчётности

Оценка работы студентов за каждый семестр в соответствии с учебным планом (зачет или академический концерт) имеет несколько составляющих:

1. Обязательное участие во всех концертных выступлениях;

2. Сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных выступлениях;

3. Отсутствие пропусков репетиций без уважительной причины;

4. Активная и плодотворная работа на занятиях, оценивающаяся преподавателем на «4» и «5»;

5. Уверенное знание нотного текста в каждом произведении репертуара;

6. Своевременная сдача произведений наизусть.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

  1. Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.

  2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.

2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала;

- грамотное использование справочной литературы.

5. Работа со справочной литературой.

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

  2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

- качественное выполнение всех этапов работы;

- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

- правильное оформление выводов работы;

- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.



Перечень рекомендуемой литературы

(примерный репертуарный план)

Основные источники:

1. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне - М. 2009

2. Басурманов А. Справочник баяниста - М. 2010.

3. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М. 2009

4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне аккордеоне М. 2010

5. Вельяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов -М.Л. 2010

6. Имханицкий М., Новое об артикуляции и штрихах на баяне - М. 2012

7. Лисовская Л.И. «Баян» Москва 2009

8. Липе ф. Искусство игры на баяне - М. 2008

9. Лушников В.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2010

10. Лондонов П.П. Школа игры на аккордеоне 2008

11. Мирек А.М. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2011

12. Панайотов Л.В. Самоучитель игры на аккордеоне М. 2009

13. Платонов В. Чтение нот с листа. Пособие для баянистов - М. 2008.



Дополнительные источники:

1. Алексеев А. Методика обучения на аккордеоне. - М. 2011

2. Браудо И. Артикуляция - Л. 2009

3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей - М.Л. 2013

4. Петрушин В. Музыкальная психология - М. 2009

Электронные ресурсы:

  1. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки

  2. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

Примерный учебный репертуар

Эхо. Бажилин Р.

Дождик, дождик. пуще! Детская песня

Приди, приди, солнышко. Украинская народная песня

Фасольки. Упражнения для правой руки

Боевая песенка. Вейс П.

Лепешки. Украинская народная потешка.

Дедушка. Русская народная прибаутка.

Пастушок. Русская народная песня

Мячик. Бажилин Р.

Танец. Блага В.

Народная песня. Глухань Я.

Калинка. Русская народная песня

Солнышко. Народная прибаутка

Месяц над крышей. Словацкая народная песня

Подснежник. Бажилин К.

Куманечек. Русская народная песня

Всякое начало трудно. Лук Х.

Андрей- воробей. Прибаутка

Два кота. Польская народная песня.

Сорока. Детская песенка.

Дождик. Френкель Н.

Колыбельная. Детская песня (обр. В. Ушенина)

Петушок. Детская песенка.

Маленькая Юлька. Словенская народная песня

Рыжая корова. Раухвергер М.

Как под горкой. под горой. Русская народная песня

Белка пела и плясала. Словацкая народная песня

Дин -дон. Детская песенка

Петя-барабанщик. Детская песня

Прозвенел звонок. Детская песня

Ручеек. Русская народная песня

Белка. Детская песня

Лесенка. Детская песня

Качи. Детская песня

Как пошли наши подружки. Русская народная песня

Ходит зайка по саду. Русская народная песня

Лиса. Русская народная песня

Лошадка. Детская песня

Теремок. Русская народная песня

Частушка Русская народная песня

У кота-воркота. Колыбельная песня

На зеленом лугу. Русская народная песня

Серенькая кошечка. Детская песня

Бобик. Потапенко Т.

Ладушки. Русская народная песня

Утенок. Венгерская народная песня

Сеяли девушки яровой хмель. Русская народная песня

Солнышко. Русская народная песня

Василек. Русская народная песня

Зайчик. Детская песня

Во саду ли, в огороде. Русская народная песня

Веселые гуси. Русская народная песня

Там за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня

Перепелочка Белорусская народная песня

Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня

Тень-тень. Калинников В.

Коровушка. Русская народная песня

Во поле береза стояла. Русская народная песня

Савка и Гришка. Русская народная песня

Скок, скок, поскок. Русская народная песня

Вальс. Галабов Г.

Цыплята. Филиппенко А.

«Этюды для начинающих» Беляев Г.

Этюд «Гамма-бас»

Этюд «Лесенка»

Этюд «Вальс»

Этюд «Паровозик»

Этюд «По гамме»

Черни К. Этюд До - мажор

Задания для самостоятельного выполнения

МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по МДК.01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс) для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям. Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Самостоятельная работа студента является важнейшей частью освоения дисциплины. Она предполагает продолжение работы над исполнительским освоением произведения, начатой в классе под руководством педагога. Выполнение заданий - работа над деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), техническим освоением произведения, осмысление художественных задач и т. д., самостоятельное освоение нового материала, знакомство с методической литературой, прослушивание звукозаписей, работа над сочинениями для эскизного освоения, чтение музыки с листа.

Организация самостоятельной работы студентов носит индивидуальный характер и осуществляется в виде подбора педагогом для каждого студента музыкальных произведений, соответствующих содержанию программы. В основе такого подбора - всестороннее развитие музыкальных способностей, формирование исполнительских навыков и умений, соответствующее индивидуально выделяемым задачам такого развития и уровню базовой инструментальной подготовки студента. В индивидуальную программу каждого семестра включаются произведения различных форм, жанров и стилей.

Аккордеон - инструмент сложный в техническом отношении и овладение искусством исполнения на нём требует большого упорства. Во время занятий необходимо постоянное внимание. Главное в занятиях - умение заставить себя сосредоточиться. Самое продуктивное время занятий - утро, свежие силы способствуют разучиванию и запоминанию новых произведений. Лучшие условия - когда никто не мешает. Перед началом занятий нужно вымыть руки. После занятий хорошо гриф и корпус аккордеона протирать мягкой тканью.

Важно знать, что чем качественнее инструмент, тем больше он вызывает положительных эмоций, больше увлекает ученика, стимулирует стремление заниматься. Аккордеон боится резких перепадов температуры и сырости, поэтому нельзя держать его на солнце или вблизи от источников тепла, в помещении с высокой влажностью. Хранить желательно в чехле или футляре.

Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте. (16 часов ВСР)

Тема 1.2. Постановка исполнительского аппарата. (8 часов)

Упражнения для выработки рациональной постановки рук, свободы и гибкости всей руки. Специальные упражнения за инструментом с учетом специфики игровых условий и движений левой руки.

Посадка учащегося определяется конструкцией и габаритом инструмента. Инструмент должен стоять на коленях учащегося в вертикальном положении. Инструмент большого габарита, не соответствующий росту, учащийся должен держать наклонно, а это приводит к неправильной посадке и постановке рук, к натяжению ремней.

Учащийся садится на половину сиденья стула, устойчиво опираясь обеими ступенями ног о пол. Корпус должен находиться в прямом положении, колени – на уровне сиденья, немного отставлены друг от друга, правая нога несколько выдвинута вперед. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног. Для учащихся низкого роста нужно подбирать стул соответствующей высоты или ставить под ноги скамеечку.

Устойчивость инструмента определяется правильным натяжением двух больших ремней. Инструмент не должен двигаться на груди в ту или иную сторону при разжиме или сжиме меха. Однако нужно следить также за тем, чтобы ремни не затягивались слишком туго.

Левый ремень, надеваемый на левое плечо, должен быть короче правого ремня, надеваемого на правое плечо.

Малый ремень на левой части аккордеона служит опорой для левой руки при разжиме меха. Натяжение малого ремня должно быть отрегулировано так, чтобы движения кисти левой руки по вертикали не были бы затруднительны.

Нижняя часть грифа правой клавиатуры должна находиться на бедре правой ноги, а нижняя часть левой коробки инструмента (ближе к меху) – на бедре левой ноги.

Недопустимо опускание нижней части грифа аккордеона правой клавиатуры между колен. Такое положение ведет к перекосу ремней, к нарушению правильной постановки рук и аппликатуры.

В процессе игры ноги, как и все тело исполнителя, могут менять свое положение в определенных пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего. Нижний угол грифа правой клавиатуры, в отдельных случаях, при сжиме меха на «форте» может упираться в бедро правой ноги. При широком разжиме меха на «форте» нижняя его часть тоже может раздвигаться, как и верхняя.

Тема 1.3. Особенности звукоизвлечения. (8 часов)

Знание обозначений в тексте музыкальных произведений основных приемов звукоизвлечения, их реализация в игре. Работа над основными штрихами на гаммах и арпеджио, а также упражнениях. Динамические оттенки.

Задачи:

- Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

- Посадка, постановка рук, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений.

- Освоение нотной грамоты, чтение нот с листа в пределах 1-2 октав.

- Овладение различными средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.

- чувства ритма, точной интонации мелодии.

- Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения.

- Освоение основных приёмов ведения меха: разжим и сжим.

Овладение техникой движения меха является наиболее сложной задачей в процессе обучения на аккордеоне.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха. Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты.

Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук, сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука.

При работе над техникой владения мехом необходимо иметь в виду следующее:

1.Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность данного звука не выдерживается, дробится.

2.Нельзя менять мех в середине музыкальной фразы, так как это приводит к неизбежному искажению характера музыкального произведения.

3.Перед исполнением мех должен находиться в собранном состоянии.

4.Учащийся должен осваивать движения меха в связи с исполнением динамических оттенков и штрихов, указанных в произведении.

5.Вырабатывать навык экономного использования меха.

6.Вырабатывать у учащегося навыки плавного движения меха и ровности звучания.

Раздел 2. Развитие исполнительской техники. (15 часов ВСР)

Тема 2.1. Основные технические формулы. (15 часов)

Игра гамм, арпеджио, аккордов. Упражнения на основные элементы техники. Работа над этюдами. Выбор целесообразной аппликатуры, определение позиций, опоры.

Под термином «аппликатура» понимается определенный способ расположения и порядок чередования пальцев во время игры на музыкальном инструменте. а также обозначение этого способа в нотах. Вся работа над приобретением навыка в расстановке аппликатуры должна развиваться на основе рациональной и логичной «занятости» пальцев.

Начинать работу с учащимися следует с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев. В процессе игры гамм и арпеджио вырабатывается принцип чередования пальцев и подкладывания первого пальца под третий и четвертый. Как правило, нужно избегать применения первого и пятого пальцев на черных клавишах, так как в этом случае кисть теряет устойчивость на клавиатуре. Однако бывают и исключения из правил. При исполнении повторяющейся несколько раз одной и той же ноты в подвижном темпе необходима подмена пальцев. В медленном темпе повторяющаяся нота может быть исполнена и одним пальцем. При повторении одинаковых мелодических оборотов, музыкальных построений и целых частей, нужно сохранять одну и ту же аппликатуру. Разная аппликатура на одинаково повторяющихся мелодических оборотах затрудняет техническое освоение пьесы, ее запоминание и усложняет приобретение стабильного навыка в расстановке аппликатуры.

Правила расстановки аппликатуры:

1.Равномерно распределить нагрузку на пальцы: на черных клавишах реже использовать 1 и 5 пальцы, но исходя из художественных задач, встречаются исключения в моторных пьесах.

2.В быстрых пьесах аппликатуру выбирать в быстром темпе. Надо стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся как можно реже.

3.В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и при legato.

4.Надо стремиться к естественной последовательности пальцев (позиция).

5.Одинаковые построения и секвенции играть одинаковыми пальцами.

6.Для хорошего legatо необходимо использовать и беззвучную подмену пальцев (в кантелене), и скольжение с клавиши на клавишу, подкладывание и перекладывание пальцев.

7.Хорошая аппликатура поможет избежать большой растяжки левой руки и сократить длину скачка.

Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

Нумерация пальцев в левой руке такая же, как и в правой. Выработка правильной аппликатуры в левой руке должна осуществляться по принципу от простого к сложному, то есть с применением третьего пальца в основном ряду, а второго на соответствующих аккордах от каждой кнопки основного ряда. Минорный секстаккорд –5. Мажорные квартсекстаккорды исполняются в зависимости от ситуации: 3-2 или 3-4 пальцами. При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чередуются сильные пальцы. Репетиции басов с аккордами исполняются одними и теми же пальцами. Скачки в левой руке очень разнообразны и требуют некоторой тренировки.

Обучение игре на аккордеоне рекомендуется начинать с постановки левой руки. Весь курс приобретения аппликатурных навыков должен строиться, в основном, на рациональном применении, в первую очередь, более развитых пальцев и, как частный случай, более слабых пальцев (четвертого и пятого). Так как применение четвертого и пятого пальцев не исключается, то их нужно развивать, но не с самого начала, а когда будет закреплена основная постановка рук.

Раздел 3. Работа над музыкальным произведением. (25 часов ВСР)

Тема 3.1. Ознакомление с произведением. (6 часов)

Самостоятельный разбор музыкального текста. Ритмические трудности. Выбор аппликатуры и технических приемов в отдельных фрагментах пьесы. Проставление смены меха с последующей корректировкой преподавателем в классе.

Задачи:

- Продолжение работы над постановочно- двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом.

- Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

- Освоение динамических оттенков за счёт умения владеть мехом.

- Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.

- Знакомство со строением музыкального произведения.

- Развитие умения определять частные и общую кульминации внутри пьесы.

- Развитие мелкой техники.

- Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель)

- Освоение приёма игры мехом – деташе.

Тема 3.2. Детальная работа над музыкальным произведением. (9 часов)

Тщательный разбор нотного текста.

Тема 3.3. Исполнение произведения в целом. (10 часов)

Осознание исполнительских задач. Самовоспитание воли и чувства ответственности за качество исполнения. Исполнение музыкальных произведений на педагогической практике в школе.

Раздел 4. Работа над детским репертуаром. (30 часов ВСР)

Тема 4.1. Музыка для слушания. (10 часов)

Самостоятельный разбор нотного текста. Сведения об авторах произведений. Применение приобретенных качеств ансамблевого исполнения в практической деятельности.

Задачи:

- Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.

- Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.

- Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы.

- Продолжение работы над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты).

- Развитие умения определять форму музыкального произведения.

- Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.

Тема 4.2. Произведения для музыкально-ритмических движений. (10 часов)

Подбор музыкального материала для музыкально-ритмических движений. Работа над характером, четкостью, выразительностью исполнения.

Тема 4.3. Песни для детей. (10 часов)

Подбор песен. Самостоятельное выучивание словарного и музыкального текста. Работа над ансамблевым соотношением пения и аккомпанемента. Составление плана разучивания песни и репетиционной работы.

Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков. (29 часов ВСР)

Тема 5.1. Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов. (15 часов)

Гармонизация мелодии. Подбор аккомпанемента в зависимости от характера произведения.

Задачи:

-Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.

- Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

- Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки)

- Продолжение освоения различных приёмов владения мехом.

- Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёмов glissando, vibrato.

- Работа над мелизмами (украшениями).

- Продолжение знакомства с различными формами музыкальных произведений.

Тема 5.2. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. (14 часов)

Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование.

Задачи:

- Дальнейшее музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося.

- Продолжение работы над усложнением ритмических задач.

- Продолжение работы над звукоизвлечением и беглостью пальцев.

- Продолжение работы над умением раскрыть замысел композитора в произведении.

- Продолжение работы над интонационной выразительностью и ясностью фразировки.

- Продолжение работы над цельностью исполнения музыкального произведения.

Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности. (20 часов ВСР)

Тема 6.1. Освоение музыкального материала для практики в школе. (7 часов)

Работа над выразительностью музыкально-художественного образа произведений. Задачи:

- Совершенствование навыков музыкального мышления и исполнения.

- Продолжение развития сценических навыков и артистизма.

- Совершенствование техники правой и левой руки.

- Совершенствование владения различными приёмами меха.

Тема 6.2. Повышение исполнительского мастерства. (5 часов)

Анализ и самооценка собственного исполнения. Подготовка к участию в концертных мероприятиях.

Задачи:

- Совершенствование навыков музыкально- художественного мышления и исполнения.

- Совершенствование техники звукоизвлечения.

- Повышение уровня пальцевой беглости.

- Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений.

Тема 6.3 Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства. (8 часов)

Работа над ритмом - фактором ансамблевого единства. Формирование музыкального образа. Работа над штрихами, динамикой темпом.

Задачи:

- совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения;

- повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углублённая работа над звуком и техникой исполнения;

- изучение различных по стилям и жанрам произведений;

- совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов;

24