СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности
Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов
|
по ОП.08 История музыки и музыкальная литература |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08 История музыки и музыкальная литература по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж».
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед преподавателями СПО задачу подготовки компетентного специалиста обладающего не только значительной суммой необходимой профессиональных знаний, но и умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.
Достижение поставленной цели осуществляется через обучение студентов основным навыкам организации и проведения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.
Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:
систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений;
выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине или профессиональному модулю:
Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР), согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.
В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.
В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СР студентов, наиболее распространенные виды СР, даны методические рекомендации по их организации, которые составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.08 История музыки и музыкальная литература Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
ОП.08 История музыки и музыкальная литература изучается в течении 4 семестров, общий объём времени, отведённый на самостоятельную работу, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 62 часа.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.08 История музыки и музыкальная литература.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и требованиям рабочей программы учебной дисциплины ОП.08 История музыки и музыкальная литература:
умения:
- анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;
- работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;
- отбирать материал по истории музыки для использования на занятиях и внеурочных мероприятиях;
- рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;
- проводить аналогии, сравнительно-сопоставительный анализ и делать обобщения.
знания:
- основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;
- характерные признаки стилей и направлений;
- основные музыкальные жанры и их историческое развитие;
- закономерности исторического развития музыкальной культуры;
- биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки;
- жанровые и стилевые особенности пройденных музыкальных произведений.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Необходимой д профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ОП.08 История музыки и музыкальная литература
Наименование раздела, темы | Количество часов на ВСР |
Раздел 1. История музыки. | 25 |
Тема 1.1. Вводный урок. Развитие русской музыки до 18 в. | 1 |
Тема 1.2. Русская музыкальная культура первой половины 19 века. А.Е. Варламов. А. Л. Гурилёв. Черты сходства и различия в творчестве. | 1 |
Тема 1.3. М.И. Глинка-основоположник русской классической, музыкальной школы. Жизненный и творческий путь. Историческое значение творчества Глинки. | 1 |
Тема 1.4. А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Особенности композиторского стиля. | 1
|
Тема 1.5. Русская музыкальная культура второй половины 19 века. Русское музыкальное общество. | 1 |
Тема 1.6. «Могучая кучка». Состав «Могучей кучки | 1
|
Тема 1.7. М.П. Мусоргский. Создатель народных музыкальных драм | 2
|
Тема 1.8. А. П. Бородин. Русский композитор, учёный-просветитель, общественный деятель и педагог. | 1
|
Тема 1.9. Н.А. Римский-Корсаков. Крупнейший мастер инструментовки, его новаторство в области гармонии . Жизненный и творческий путь. | 2
|
Тема 1.10. П. И. Чайковский. Величайший русский композитор. Жизненный и творческий путь. | 1 |
Тема 1.11. Русская музыкальная культура конца 19- начала 20 века. Развитие в музыкальном искусстве лучших традиций реалистического направления. С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.К, Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин. | 2 |
Тема 1.12. А.Н. Скрябин. Жизненный и творческий путь. | 3 |
Тема 1.13. С.В. Рахманинов - выдающийся русский композитор. пианист, дирижёр. Краткая биография, творческое наследие. | 1 |
Тема 1.14. Советская музыкальная литература. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. | 1 |
Тема 1.15. С.С. Прокофьев. Особенности творческого пути, эволюция стиля композитора. | 2 |
Тема 1.16. Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. | 1 |
Тема 1.17. А. И. Хачатурян - выдающийся советский композитор. Жизненный и творческий путь. | 1 |
Тема 1.18. Д.Д. Кабалевский. Жизненный и творческий путь. | 1 |
Тема 1.19. Г.В. Свиридов. Жизненный и творческий путь. Вокальное творчество. | 1 |
Раздел 2. Музыкальная литература | 37 |
Тема 2.1. Зарождение оперы в Италии в XVII вв. | 1 |
Тема 2.2. Зарождение оперы во Франции. | 1 |
Тема 2.3. Основные музыкальные жанры. | 1 |
Тема 2.4. Инструментальная музыка в XVII веке. | 1 |
Тема 2.5. Итальянская скрипичная школа XVII – XVIII веков. | 2 |
Тема 2.6. Творчество И.С. Баха. | 2 |
Тема 2.7. Период классицизма. Венский классицизм. | 1 |
Тема 2.8. Творчество И. Гайдна. | 2 |
Тема 2.9. Творчество В.А. Моцарта. | 2 |
Тема 2.10. Творчество Л. Бетховена. | 2 |
Тема 2.11. Музыка XIX века. Романтизм как стилевое направление. | 2 |
Тема 2.12. Творчество Ф. Шуберта. | 1 |
Тема 2.13. Творчество К.М. Вебера. | 1 |
Тема 2.14. Творчество Ф. Мендельсона-Бартольди. | 1 |
Тема 2.15. Творчество Р. Шумана. | 2 |
Тема 2.16. Творчество Ф. Шопена | 2 |
Тема 2.17. Творчество Дж. Россини. | 1 |
Тема 2.18. Творчество Г. Берлиоза. | 1 |
Тема 2.19. Творчество Ф. Листа. | 1 |
Тема 2.20. Творчество Р. Вагнера. | 2 |
Тема 2.21. Творчество И. Брамса. | 1 |
Тема 2.22. Творчество Дж. Верди. | 2 |
Тема 2.23. Творчество Ж. Бизе. | 1 |
Тема 2.24. Творчество А. Дворжака. | 1 |
Тема 2.25. Творчество Э. Грига. | 1 |
Тема 2.26. Музыкальный импрессионизм. Творчество К. Дебюсси. | 1 |
Тема 2.27. Творчество М. Равеля. | 1 |
Виды и формы самостоятельной работы студентов по
ОП.08 История музыки и музыкальная литература
Написание и защита рефератов по заданной теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
Выполнение практико- ориентированных заданий.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе.
Работа со справочной литературой.
Составление тестовых заданий по заданной теме.
Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.
Методические рекомендации для студентов
по конкретным видам самостоятельной работы:
Подготовка к тестовому контролю, дифференцированному зачёту, экзамену.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной музыкально-методической литературы.
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятными терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- качество уровня освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
- обоснованность и четкость изложения ответа.
3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной музыкально-методической литературе.
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, музыкально-педагогическую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения ответа;
- уровень понимания изученного материала.
4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.
1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.
2. При подготовке доклада, сообщения используйте музыкально-методическую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом сообщения или доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала;
- грамотное использование справочной литературы.
5. Работа со справочной литературой.
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения ответа;
- уровень понимания изученного материала.
6. Оформление отчетов по практическим заданиям и подготовка к их защите.
Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
Перечень рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины 20 века: Р. Щедрин; Э. Денисов, А. Шнитке: биографии: книга для чтения. – М., 2014.
2. Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. – СПб. 2014.
3. Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887): [Сборник]. – М., 2010.
4. Антонин Дворжак(1841-1904): [сборник]. – М., 2010.
5. Блинова С. В. Венская симфоническая школа 18 века (“Малые мастера”) – Вологда, 2013.
6. Брянцева В.Н. Французский клавесинизм.– СПб., 2010.
7. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М., 2009.
8. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.
9. Демченко А. И. Избранные статьи о музыке. Вып. 1: Западноевропейское искусство. Барокко и романтизм.– Саратов, 2013.
10. Денисов А. В. Музыкальный язык: структура и функции. – СПб., 2013.
11. Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты. – М., 2014
12. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.
13. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от древней Руси до «Серебряного века»: Учебное пособие для студентов Пед. Вузов. – М, 2011
Дополнительные источники:
1. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки: Сб.ст. / Сост. В.К. Скатерщиков. Вып. 3.– М., 2013.
2. Альшванг А. Бетховен. Очерк жизни и творчества. М., 2010.
3. Асафьев Б. В. О музыке XX века.–Л., 2009.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.–Л., 2011.
5. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. – Л., 2010.
6. Воспоминания о С.В. Рахманинове. М., 2014.
7. Друскин М. История зарубежной музыки.– М., 2013. Вып. 4.
8. Каган М.С. Музыка в мире искусств.– СПб., 2010.
9. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи.– М., 2011.
10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – М., 2010.
11. Шнеерсон Г.М. Статьи о современной зарубежной музыке. Очерки. Воспоминания.– М., 2014.
12. Эррио Э. Жизнь Бетховена. – М., 2012.
13. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм.– М., 2012. Электронные ресурсы:
1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»).
Задания для самостоятельного выполнения
по ОП.08 История музыки и музыкальная литература
Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по ОП.08 История музыки и музыкальная литература для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.
Раздел 1. История музыки (25 часов ВСР)
Тема 1.1. Вводный урок. Развитие русской музыки до 18 в. (1 час)
Мелодрама «Орфей и Эвридика» Е. Фомина. Предполагает слушание и анализ музыкального произведения изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.2. Русская музыкальная культура первой половины 19 века.
А.Е. Варламов. А. Л. Гурилёв. Черты сходства и различия в творчестве. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Каковы истоки русской музыки?
- Где и когда зародилась профессиональная музыка в России?
- Что такое знаменное пение? Партесное пение? Кант?
- Какие новые жанры появились в XVI- XVII веке в песенном фольклоре и светском искусстве?
Составить словарь изученных музыкальных жанров.
Составление конспекта по теме «Вокальная лирика и её связь с русской поэзией».
Тема 1.3. М.И. Глинка-основоположник русской классической, музыкальной школы. Жизненный и творческий путь. Историческое значение творчества Глинки. (1 час)
Предполагает слушание и анализ музыкального произведения «Опера «Иван Сусанин». Польский акт», изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.4. А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Особенности композиторского стиля. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский?
- Назовите годы жизни Даргомыжского.
- В каком возрасте будущий композитор поступил на службу?
- В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой? Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского?
- Назовите первое произведение композитора в оперном жанре. Когда оно было написано?
- Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем творчестве.
- Какая опера Даргомыжского положила начало жанру русской психологической драмы из народной жизни?
3. Слушание и анализ музыкального произведения «Титулярный Советник» изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Прослушивание музыки по теме.
Сатирические песни С Даргомыжского. «Титулярный Советник» и «Червяк» - это сатирические сценки, в которых Даргомыжский делает ремарки. Комические сценки. На стихи Пушкина - Мельник, где есть 2 действующих лица. Черты театрализованности. Лирические монологи: «Мне скучно и грустно». Старый капрал - классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел использовать хор.
Тема 1.5. Русская музыкальная культура второй половины 19 века. Русское музыкальное общество. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Вспомните прогрессивные явления и художественные течения второй половины 19 века.
- Какие изменения произошли в музыкальном образовании. (Бесплатная школа, консерватории).
- Назовите крупнейших представителей музыкального искусства второй половины 19 века.
- Какие задачи ставили перед собой композиторы-кучкисты?
Сатирические песни С Даргомыжского.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование темы «Искусство России второй половины 19 века».
Во второй половине XIX в. окончательно оформились русские традиции в искусстве. Русская культура сблизилась с культурами других стран и получила всемирное признание. Музыкальные традиции этой эпохи нашли продолжение в последующих поколениях и до сих пор являются достоянием русского искусства
Тема 1.6. «Могучая кучка». Состав «Могучей кучки. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Постановками каких опер заведовал М. Балакирев, будучи приглашён в Прагу
- Увертюра под названием «Русь», песни и романсы «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Грузинская песня». Раскрыть значимость данных произведений М. Балакирева.
- Какой сборник М. Балакирева явился ценным вкладом в область русской музыки.
- В чём выразилось дарование М. А. Балакирева?
Самостоятельное изучение материала и оставить краткий конспект статьи Ц. Кюи о М. Балакиреве.
Тема 1.7. М.П. Мусоргский. Создатель народных музыкальных драм. (2 часа).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- В каком учреждении композитор получил образование?
- В каком году М. Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
- Какая из опер М. Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
- Кто из композиторов после смерти М. Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
- С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
- Кто предложил М. Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
- С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М. Мусоргский в 1868-72-е годы?
3. Слушание и анализ музыкального произведения Молитва «Я, Матерь Божия»; слова М. Ю. Лермонтова) изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4.Слушание и анализ музыкального произведения «Картинки с выставки» изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
5. Прослушивание музыки по теме.
Песни Мусоргского: «Где ты, звёздочка?» (слова Н. П. Грекова), «Веселый час», застольная песнь (слова А. В. Кольцова), «Листья шумели уныло» (слова А. Н. Плещеева; вар. назв.: «Музыкальный рассказ»), «Много есть у меня теремов и садов», романс (слова А. В. Кольцова).
Тема 1.8. А. П. Бородин. Русский композитор, учёный-просветитель, общественный деятель и педагог. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Основоположником чего явился А. Бородин?
- Наиболее значительным произведением композитора, создававшаяся в течение 18 лет из-за большой загруженности научной и педагогической работой?
- В каких музыкальных жанрах А. Бородин не работал?
- Какие оперы написал А. Бородин?
- Почему А. Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса?
- Какой наукой А. Бородин интересовался больше всего?
- Что композитор ввёл в романс, связанное с освободительными идеями 1860-х годов?
3. Слушание и анализ музыкального произведения Симфония № 2. «Богатырская», изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.9. Н.А. Римский-Корсаков. Крупнейший мастер инструментовки, его новаторство в области гармонии. Жизненный и творческий путь. (2 часа).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Кроме занятий музыкой Н.А. Римский-Корсаков занимался?
- Основная тема творчества композитора?
- В какой опере Н.А. Римского - Корсакова слышен протест против царского самодержавия?
- Симфоническая сюита Римского-Корсакова, сочинённая по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»?
- Количество опер в творческом наследии Римского-Корсакова?
- Последняя опера Римского-Корсакова?
- В какой период жизни и творчества появились основные симфонические произведения композитора?
- Какой музыкальный жанр был основным в творчестве композитора?
3. Слушание и анализ романсов «Я верю, я любим» и «К моей песне», изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Раскрыть краткое содержание оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова.
Тема 1.10. П. И. Чайковский. Величайший русский композитор. Жизненный и творческий путь. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
- Какой жанр занимал основное место в творчестве П. И. Чайковского?
- Создателем чего является П. И. Чайковский?
- Какая знаменитая опера известного французского композитора вызывала восхищение у Чайковского?
- Как называется известный учебник по музыке, составленный Чайковским?
- Какую увертюру Чайковский написал по просьбе Н. Рубинштейна к открытию Художественно-промышленной выставки в Москве?
- Как П.И. Чайковский определил музыкальную форму своего произведения «Ромео и Джульетта»?
- По какому произведению Н.В. Гоголя была создана опера «Черевички»?
- Известно, что Н.В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», а какую свою оперу уничтожил П.И. Чайковский?
3. Слушание и анализ оперы «Евгений Онегин», изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.11. Русская музыкальная культура конца 19- начала 20 века. Развитие в музыкальном искусстве лучших традиций реалистического направления. С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.К, Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий. Ответы на контрольные вопросы по биографии А.К. Лядова:
Контрольные вопросы:
- Где проявил себя Лядов в качестве дирижера?
- Кто из композиторов был идеалом для Лядова?
- Как называется сюита, которая вобрала в себя обработки народных мелодий?
- Какое самое сильное и яркое увлечение сопровождало творчество композитора, повлиявшее на создание его музыкальных героев?
- Для какого инструмента написана значительная часть сочинений Лядова?
- Лядов достаточно медленно работал над своими произведениями. С чем это связано?
3. Слушание и анализ оперы «Орестея» С. И. Танеева, изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.12. А.Н. Скрябин. Жизненный и творческий путь. (3 часа).
Систематическая проработка конспектов занятий. Ответы на контрольные вопросы по биографии И. Ф. Стравинского:
Контрольные вопросы:
- Что такое «Русские сезоны». Какие произведения были написаны Стравинским для «Русских сезонов»?
- Подзаголовок балета «Петрушка», содержание, главные действующие лица, главная идея балета, какие использованы песни?
- Музыку каких композиторов использует Стравинский в своих неоклассических произведениях?
- К какому жанру принадлежат произведения «Соловей», «Мавра», «Царь Эдип», «Похождения повесы»?
- Назови балеты Стравинского?
- Какое название имеет обработка Стравинского бурлацкой русской народной песни, которая стоит особняком?
3. Слушание и анализ балета «Жар-птица», «Петрушка», изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.13. С.В. Рахманинов - выдающийся русский композитор. пианист, дирижёр. Краткая биография, творческое наследие. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Принципы каких композиторских школ синтезировал в своём творчестве С. В. Рахманинов, создавая свой оригинальный стиль в музыке?
- Причины по которым юного Рахманинова перевезли из Петербурга в Москву?
- Где получил С.В. Рахманинов первую известность?
- Основные причины эмиграции Рахманинова из России в 1917 году?
- Каков вклад С.В. Рахманинова в развитие русской духовной музыки?
- В каких стилях работал С.В. Рахманинов?
3. Слушание и анализ Концерта № 2 для фортепиано с оркестром, изучаемого композитора по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.14. Советская музыкальная литература. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В какое время получила широкое распространение боевая пролетарская революционная песня?
- В каком творчестве наиболее ярко нашла отражение тематика революционных лет?
- Кто явился основоположником русского советского симфонизма?
- В какому времени относятся первые удачи в жанре оперетты?
- Какое произведение Шостаковича явилось одним из выдающихся достижений камерно-инструментального творчества в 30-х годах?
- Великая отечественная война 1941 -1945 гг. поставила перед искусством новые задачи. Какие?
3. Слушание и анализ «Спят курганы темные» Н. Богословского — Б. Ласкина, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.15. С.С. Прокофьев. Особенности творческого пути, эволюция стиля композитора. (2 часа).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Сколько опер написано С. С. Прокофьевым?
- Когда проявилось тяготение к жанру вальса в творчестве
С.С. Прокофьева?
- Изменялся ли стиль С.С. Прокофьева на протяжении его творчества?
- Что говорил Асафьев о творчестве С.С. Прокофьева?
- Какое важное выразительное средство нашел С.С. Прокофьев и
Ассоциировал его с духом времени?
- Расскажите о новаторстве С.С. Прокофьева?
- В каких жанрах работал С.С. Прокофьев?
3. Слушание и анализ балета «Золушка» и «Ромео и Джульетта», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.16. Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Творчество какого композитора повлияло на «музыкальный гений» Д.Д. Шостаковича в сфере симфонизма?
- Какая опера Д.Д. Шостаковича подверглась разгрому в статье «Сумбур вместо музыки»?
- Какая симфония Д.Д. Шостаковича явилась памятником Великой Отечественной войны?
- Что случилось с оперой «Цыганы»?
- Какую оперу автор называл «трагедией-сатирой»?
- Из-за чего завершилась деятельность Д.Д. Шостаковича как оперного и балетного композитора?
- К чему стремился Д.Д. Шостакович создавая музыку для кинофильмов?
3. Слушание и анализ вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.17. А. И. Хачатурян - выдающийся советский композитор. Жизненный и творческий путь. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Почему можно говорить о национальном своеобразии музыки А.И. Хачатуряна?
- Сколько симфоний написал Хачатурян?
- Впервые оказавшись на симфоническом концерте, музыкой каких композиторов был потрясён А.И. Хачатурян?
- Что стало сильнейшим потрясением для композитора, заставившем его замолчать на много лет?
- С какими произведениями связаны первые шаги Хачатуряна-композитора?
- Какую главную задачу видел перед собой композитор в своей педагогической деятельности?
Изучить либретто балета «Спартак».
Тема 1.18. Д.Б. Кабалевский. Жизненный и творческий путь. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Какая тематика являлась основой большинства произведений Дмитрия Кабалевского?
- Какую часть творчества композитора занимала области музыкального воспитания детей?
- Какая симфония Д.Д. Шостаковича явилась памятником Великой Отечественной войны?
- В каком музыкальном цикле композитора ощущается традиция романсов П. И. Чайковского?
- Какую роль играет детская музыка Д. Кабалевского для нашей страны?
- Композитор работает, большей частью, в двух типах детской музыки. Каких?
- Какую концепцию разработал Д.Б. Кабалевский?
3. Слушание и анализ «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома, 24 лёгкие пьесы для фортепиано», соч.39, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 1.19. Г.В. Свиридов. Жизненный и творческий путь. Вокальное творчество. (1 час).
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Назовите самые известные произведения композитора?
- На каких этапах творчества значительно менялся стиль Свиридова?
- Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является?
- В какие годы Свиридов впервые обращается к кинотеатральным жанрам?
- В творческой жизни Свиридова середина 50-х годов ознаменована пристальным вниманием и активным интересом к этим жанрам и формам музыки?
- Какое первое произведение крупной формы написал композитор?
- «Маленьких триптих», особенности этого сочинения?
3. Слушание и анализ «Патетической оратории», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Раздел 2. Музыкальная литература (37 часов ВСР)
Тема 2.1. Зарождение оперы в Италии в XVII вв. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Роль «флорентийской камераты» в зарождении итальянской оперы?
- Название первых двух сохранившихся итальянских опер?
- Что было характерно для первых флорентийских опер?
- Автор первых классических опер в Италии?
- Первые оперы Монтеверди?
- Почему оперу Монтеверди «Поппею» называют «первой оперой на исторический сюжет»?
- В каком городе Италии был построен первый оперный театр?
- Кому принадлежит одна из лучших опер римской композиторской школы «Галатея»?
3. Подготовить презентацию на тему «Основные музыкальные жанры».
Тема 2.2. Зарождение оперы во Франции. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Чем стали известны поэт Пьер Перрен и композитор Робер Камбер?
- Композитор создавший эталон французского музыкального стиля?
- Среди опер Жан Батиста Люлли наиболее известны?
- В чём различия итальянской оперы от французской?
- Какую роль играл хор в оперном действии Жана Батиста Люлли?
- С чего Ж-Б. Люлли начал свою деятельность в сочинениях?
3. Подготовить презентацию на тему «Основные музыкальные жанры».
Тема 2.3. Основные музыкальные жанры. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Что такое музыкальный жанр.
- Раскрыть театральные жанры.
- Раскрыть концертные жанры.
- Раскрыть массово-бытовые жанры.
- Раскрыть культово-обрядные жанры.
3. Подготовить доклад на тему «Элементы музыкального языка.».
Тема 2.4. Инструментальная музыка в XVII веке. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В какой музыке XVII века присутствуют попытки выразить внутренние переживания человека?
- Основные инструментальные жанры эпохи барокко?
- Основные инструменты эпохи барокко?
- Влияние инструментальной музыки барокко на более позднюю музыку?
- История инструментальной музыки в Западной Европе?
- Инструментальная музыка Италии.
- Инструментальная музыка Германии.
- Инструментальная музыка Англии.
- Инструментальная музыка Франции.
3. Подготовить сообщения о выдающихся итальянских скрипачах.
Тема 2.5. Итальянская скрипичная школа XVII – XVIII веков. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Основоположники итальянской школы скрипичных мастеров?
- Антонио Страдивари, вклад в скрипичное дело?
- Что способствовало смене стилей, жанров и форм музыкального творчества и исполнительского искусства?
- Арканджело Корелли, Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини. В чём художественное значение творчества этих композиторов?
3. Характеристика скрипки как инструмента
4. Основные жанры струнной музыки того времени.
Тема 2.6. Творчество И.С. Баха. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Представителем какой эпохи был И.С. Бах?
- Какое произведение Баха, возродившее интерес к его творчеству, прозвучало в 1829 году в Берлине?
- Как звали первую жену И.С. Баха?
- Кому посвящено сочинение Баха «Музыкальное приношение»?
- В какой город в 1705 году И.С. Бах отправился пешком, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде?
- Какое произведение стало последним сочинением Баха?
- Какая музыка преобладала в творчестве Баха?
3. Подготовить доклад «Математический строй музыки И.-С. Баха»
4. Подготовить доклад «Символика музыки И.С. Баха».
Тема 2.7. Период классицизма. Венский классицизм. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- С какими венскими классиками связывают период классицизма?
- Раскройте понятие «венские классики»?
- В чём заключается основная особенность классицизма?
- Что характерно для представителей венской классической школы?
- Появлением каких жанров музыки ознаменована эпоха классицизма?
- Для этого жанра эпоха венской классики стала эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.
3. Составить конспект «Венский классицизм. Характеристика стиля».
Тема 2.8. Творчество И. Гайдна. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Какому направлению в искусстве принадлежит музыка Гайдна?
- Жанры, которые встречаются в творчестве Гайдна?
- Вид симфонического оркестра, который сформировался в творчестве Гайдна?
- Количество симфоний, написанных Гайдном?
- В качестве III части симфоний Гайдн использовал?
- Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.
3. Слушание и анализ «Прощальная» симфония», финал, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Подготовить доклад по теме «Клавирное творчество».
Тема 2.9. Творчество В.А. Моцарта. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В каком возрасте Моцарт начал сочинять музыку?
- Какая опера стала первым произведением Моцарта в этом жанре?
- Членом филармонической академии какого города был избран Моцарт в 14 лет?
- Сколько лет было Моцарту, когда он сочинил свою первую оперу?
- В какой должности служил Моцарт при дворе архиепископа Зальцбургского?
- Для театра какого города Моцарт написал оперу «Дон Жуан»?
- Какое название получила одна из последних симфоний Моцарта?
- Кто из русских литераторов положил в основу сюжета своего драматического произведения легенду об отравлении Моцарта Сальери?
- Какая опера Моцарта представляет собой философскую сказку о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы?
- Кто отметил талант 14-летнего Моцарта как композитора и исполнителя и наградил его орденом Золотой шпоры?
- Кто закончил великое произведение Моцарта «Реквием»?
3. Слушание и анализ оперы «Волшебная флейта», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Подготовить доклад по теме «Инструментальное творчество В. А. Моцарта».
Тема 2.10. Творчество Л. Бетховена. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена?
- Музыкальный жанр, к которому не обращался в своём творчестве Бетховен?
- Какому композитору Бетховен посвятил свои три фортепианные сонаты (№№ 1–3)?
- Кому принадлежат слова о юном Бетховене-импровизаторе: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»?
- Свидетелем какого исторического события был Бетховен?
- Какая увертюра написана Бетховеном к опере «Фиделио»?
- Какое произведение Бетховен посвятил скрипачу и композитору Р. Крейцеру?
- Название Шестой симфонии Бетховена?
- Название Симфонии № 3 Бетховена?
3. Слушание и анализ Симфония № 6 «Пасторальная», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Подготовить доклад по теме «Камерное творчество Л. Бетховена».
Тема 2.11. Музыка XIX века. Романтизм как стилевое направление. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Причины появления романтизма?
- Что характерно для романтического мировоззрения?
- Творчеством каких композиторов представлен начальный этап музыкального романтизма?
- Что выдвигается в качестве основной проблемы романтической музыки?
- Как раскрывалась тема фантастики в эпоху романтизма?
- В чьём творчестве наиболее яркое нашла выражение идея синтеза искусств?
3. Составить конспект «Ведущие жанры».
4. Составить таблицу «Основные выразительные средства».
Тема 2.12. Творчество Ф. Шуберта. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Где Ф. Шуберт получил начальное музыкальное образование?
- Представителем, какого музыкального направления был композитор?
- Какой певец начал пропагандировать творчество Ф. Шуберта?
- Сколько симфоний написал композитор?
- Сколько образов в балладе «Лесной царь»?
- Основой творчества композитора является?
- Как назывались музыкальные встречи Ф. Шуберта с друзьями?
- На стихи, какого немецкого поэта написана баллада «Лесной царь»?
3. Доклад «Инструментальное творчество Ф. Шуберта».
Тема 2.13. Творчество К.М. Вебера. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Появлением каких произведений отмечен завершающий, дрезденский период жизни Вебера (1817-26)?
- Какую реформу смог осуществить Вебер, в период своей работы в Дрездене?
- Произведения Вебер в жанре комической оперы?
- Что стало главным делом жизни композитора?
- Какая опера была первым сценическим опытом Вебера?
- Вебер — по преимуществу композитор оперный. Почему?
Тема 2.14. Творчество Ф. Мендельсона-Бартольди. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Исполнение какого произведения И. С. Баха (1829), под руководством юного Ф. Мендельсона-Бартольди стало историческим событием в музыкальной жизни Германии и послужило толчком к возрождению творчества Баха?
- Чему способствовала деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз для города?
- По чьей инициативе в 1843 г. в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория?
- С каким городом связан расцвет, зрелости, мастерства творчества Мендельсона?
- Какая увертюра Мендельсона, написанная в 17 летнем возрасте, поразила современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии?
- От путешествий в какую страну связано содержание многих произведений Мендельсона?
- Что способствовало достижению главной творческой цели Мендельсона — воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию?
- Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, в каких произведениях это наиболее ярко выражено?
3. Слушание и анализ Фантазия на тему "The Last Rose of Summer" Op.15, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.15. Творчество Р. Шумана. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- К какому направлению в искусстве относится творчество Р. Шумана?
- Какой музыкальный инструмент становится главным в эпоху романтизма?
- Игру какого выдающегося исполнителя, ставшего одним из персонажей фортепианного цикла «Карнавал», Р. Шуман специально ездил слушать во Франкфурт-на Майне?
- К какому жанру не обращался в своём творчестве Р. Шуман?
- Сколько симфоний создал Р. Шуман?
- Фортепианный цикл, в котором Р. Шуман противопоставил филистимлян и давидсбюндлеров?
- Единственная опера Р. Шумана?
- Какими псевдонимами композитор подписывал свои статьи?
3. Слушание и анализ Das Glück, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Ознакомление с критическими статьями Р. Шумана.
Тема 2.16. Творчество Ф. Шопена. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Шопен как национальный польский композитор.
- Художественный мир Шопена.
- Шопен – «певец фортепиано», «кумир салонов».
- Шопен – автор крупной формы (одночастной и цикличе-ской).
- Шопен – миниатюрист.
- Основная тема в творчестве композитора?
- Жанр творчества Шопена, предназначенный для развития техники игры. У Шопена стал концертным жанром?
- Итальянский скрипач, впечатливший Шопена?
3. Слушание и анализ Соната №2 и Баллада №1, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.17. Творчество Дж. Россини. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- На какой период приходится начало творческого пути композитора, связанного с оперой?
- Роль Дж. Россини в возрождении итальянской оперы.
- В каком возрасте Дж. Россини написал первую оперу «Деметрио и Полибио»?
- Какую роль приобрёл оркестр благодаря Россини, став самым значительным новшеством для Италии?
- Чем творческий путь композитора отличается от других композиторов?
- Основная тема в творчестве композитора?
- Что Россини утверждал о значении слов в музыке?
3. Работа с дополнительной литературой об опере XIX века.
Тема 2.18. Творчество Г. Берлиоза. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Жанры, привлекавшие внимание композитора?
- Отличительная черта лирических героев композитора?
- Знакомство с творчеством каких писателей стало для Г. Берлиоза потрясением на всю жизнь. Сочинения этих авторов сопровождали композитора всю его творческую жизнь?
- Что привело к разрыву с семьей, лишившей юношу материальной поддержки?
- За какую кантату композитору была единогласно присуждена Римская премия?
- Как любовные романы в его жизни перемешались с его творчеством?
- После провала какой оперы он не обращался к оперному жанру более 20 лет?
- История ненаписания симфонии Ля минор — одна из самых трагических страниц биографии композитора.
3. Слушание и анализ драматической легенды «Осуждение Фауста», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.19. Творчество Ф. Листа. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Жанры, к которым обращался композитор?
- Роль первого сольного концерта в судьбе композитора?
- Череда каких жизненных потрясений послужила причиной погружения композитора в религию и даже готовности отречься от мира?
- Назовите трёх музыкантов сыгравших огромную роль в становлении художественного мировоззрения Листа?
- После какого события в жизни Листа начинается пик пианистической карьеры?
- В какой период появляются 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте»?
- Просветительская деятельность Листа?
- В каком году возникает венгерское Листовское общество.
3. Слушание и анализ «Данте-симфония», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.20. Творчество Р. Вагнера. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В каком году и в какой период творческой биографии Рихарда Вагнера была написана опера «Лоэнгрин»?
- Отношение Вагнера к серьезному музыкальному театру?
- Главный труд всей жизни композитора, монументальная тетралогия?
- С чем связана вагнеровская оперная реформа?
- Благодаря чьей поддержки Р. Вагнер смог завершить самое монументальное из творений - тетралогию?
- Вагнер — последний крупнейший художник-романтик XIX века.
3. Слушание и анализ оперы «Валькирия», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Подготовить сообщения о содержании опер Р. Вагнера.
Тема 2.21. Творчество И. Брамса. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Какого композитора в романтизме был преемником И. Брамс?
- Какие первые изданные сочинения обнаружили раннюю творческую зрелость двадцатилетнего композитора?
- Что было присуще Брамсу по складу мышления?
- Обращением к какому жанру ознаменовалась полная творческая зрелость Брамса?
- Какой изданный сборник, выпущенный в 1894 г., явился свидетельством постоянного внимания Брамса к народной песне?
- Вклад Брамса в сложный период немецкой культуры второй половины XIX века?
3. Слушание и анализ фортепианного квартета №1 соль-минор, по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.22. Творчество Дж. Верди. (2 часа)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Какую часть творческого наследия Верди составляют оперы?
- С постановкой какой оперы был связан первый успех молодого композитора в 1839 г.?
- На какие события героико-патриотические оперы 40-х гг. — «Набукко» (1841), «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), «Битва при Леньяно» (1848) — явились своеобразным откликом?
- Триадой каких опер был отмечен период творческой зрелости: композитора?
- Для какого театра в 1854г. Дж. Верди создает оперу «Сицилийская вечерня»?
- Что послужило причиной длительного молчания (более 10 лет) композитора после создания «Реквием» (1874)?
3. Слушание и анализ оперы «Аида», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
4. Подготовка сообщений о содержании опер Дж. Верди.
Тема 2.23. Творчество Ж. Бизе. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В каком году была создана о. «Кармен» Ж. Бизе?
- Чему посвятил Ж. Бизе свою недолгую жизнь?
- Какая опера стала вершиной творчества композитора?
- За какую кантату по окончанию консерватории Ж. Бизе получил Римскую премию?
- Какая музыка к драме А. Доде явилась одной из вершин творчества Бизе (1872)?
- Какие последние оперы Бизе были незавершенными?
3. Слушание и анализ новеллы П. Мериме «Кармен», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.24. Творчество А. Дворжака. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В какой симфонической поэме композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений?
- Какому известному чешскому деятелю принадлежит заслуга в открытии Дворжака-композитора?
- С каким трагическим событием композитора связано появление первого произведения религиозного характера «Stabat mater» (1877)?
3. Слушание и анализ «Симфония №9», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.25. Творчество Э. Грига. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- В каком году Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера?
- Какие произведения свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости?
- Где были созданы оркестровая сюита «Пер Гюнт»?
- Какая увертюра Чайковского была посвящена Григу?
3. Работа с нотным текстом пьес Э. Грига.
Тема 2.26. Музыкальный импрессионизм. Творчество К. Дебюсси. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Какая область музыки занимает в творчестве Дебюсси важнейшее место?
- Какому жанру из крупных форм Дебюсси отдает предпочтение?
- Чем в техническом плане отличаются сочинения Дебюсси?
3. Слушание и анализ прелюдия «Фейерверк», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
Тема 2.27. Творчество М. Равеля. (1 час)
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме:
Контрольные вопросы:
- Фольклор какой национальности Равель неоднократно использовал в своем творчестве?
- Какой инцидент произошёл с М. Равелем с окончанием консерватории?
- Как тема путешествий отражена в произведения М. Равеля?
3. Слушание и анализ симфония «Дафнис и Хлоя», по следующим пунктам:
композитор;
название произведения;
время звучания;
тональность;
эмоционально-образное содержание;
музыкальный жанр;
средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
музыкальные инструменты, характер исполнения;
то, что отличает услышанное произведение;
примечание.
51