ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ
Тема 2.6.
Текстовый редактор MS Word. Форматирование текста
Занятие №9. Современные прикладные программные средства.
Ввод и форматирование текста
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс – второй
2017
Одобрена на заседании цикловой методической комиссии _________________ Протокол №___от_______________________ Председатель___________________________ Разработчик: О.А. Потемкина |
Оглавление
Выписка из рабочей программы дисциплины «Информатика» 3
Методический лист 4
Примерная хронокарта занятия 5
Приложение 1 6
Мотивация 6
Актуализация опорных знаний 6
Приложение 2 7
Упражнения для закрепления 7
Эталоны выполненных упражнений 11
Критерии оценки 15
Выписка из рабочей программы дисциплины
«Информатика»
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. | Пакет прикладных программ | 114 | |
Тема 2.6. Текстовый редактор MS Word. Форматирование текста | Содержание учебного материала | 2 | |
Внедрение современных прикладных программных средств. Форматирование текста: форматирование символов и абзацев, обрамление и заливка, создание списка-перечисления, колонок | 1,2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия 9) Современные прикладные программные средства. Ввод и форматирование текста | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение теоретического материала, составление конспекта, заполнение словаря терминов (метод разработка). Повторение материала [1, стр.128-135] и выполнение практического задания [2, стр.54, задание 9.7.] | 2 | |
Методический лист
Вид занятия – практическое занятие
Продолжительность – 90 мин.
Требования к результатам освоения темы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело:
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
Цели занятия:
1. Учебные цели:
2. Развивающие цели:
3. Воспитательные цели:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, мультимедийных технологий.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Интегративные связи: дисциплины, требующие знания компьютерных технологий.
Список используемых источников:
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 272 с.
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 588 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
Оснащение занятия:
ПК
Раздаточный материал
Домашнее задание:
Повторение материала по конспектам теоретического занятия.
Работа с учебником выполнение практического задания [2, стр.54, задание 9.7.]
Примерная хронокарта занятия
№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
-
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Сообщение темы и плана занятия. | Отмечает отсутствующих студентов в журнале. Сообщает тему и план занятия. | Староста называет отсутствующих студентов. | Журнал |
-
| Цели занятия | 1 | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь тему занятия | МР |
-
| Мотивационный этап | 1 | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | МР Приложение 1 |
-
| Актуализация знаний | 15 | Ориентация на глубину усвоения знаний, систематизация материала | Опрос студентов по теме теоретического занятия 2.5 | Отвечают на вопросы | Приложение 1 |
-
| Выполнение практических заданий на ПК | 60 | Формирование знания о пакете прикладных программ. Формирование умения использовать и внедрять современные прикладные программные средства в профессиональную деятельность. | Контролирует работу студентов за ПК | Выполняют упражнения за ПК с опорой на МУ на ПЗ для студентов | Приложение 2 |
-
| Подведение итогов занятия | 11 | Подведение итога занятия | Проверяет работу студентов. Выставляет оценки, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы | Слушают, анализируют. | Журнал |
-
| Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 1 | Закрепление знаний. Формирование OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | Записывают задание | Методический лист |
Приложение 1 Мотивация
Большинство профессий, связанных с набором текста, требуют наличие компьютерной грамотности. Специалисты должны знать все возможности редактора Word, в частности, для чего нужно и как происходит форматирование документа.
Текстовый процессор Microsoft Word позволяет создавать множество различных видов документов: медицинские карты, отчеты, информационные листки, брошюры, проводить вычисления в таблицах, создавать и редактировать рисунки, использовать фигурный текст, настраиваемые шаблоны для типовых документов и многое другое.
Набранный лишь посредством клавиатуры документ выглядит как скопление предложений, в котором трудно уловить главную идею автора, а также проследить логику его рассуждений. Для облегчения чтения и запоминания редактор Word и другие ему подобные программы предусматривают форматирование текста, включающее в себя разбивку на абзацы, выделение красной строки, наличие отступов и выступов, колонок, таблиц, списков и некоторые другие моменты.
В эпоху повсеместного применения информационных технологий медицинскому работнику просто необходимо уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Актуализация опорных знаний
Вопросы для фронтального опроса
Что понимается под форматированием текста? В чём основная цель форматирования?
(Форматирование текста - процесс его оформления. Основная цель форматирования - сделать восприятие готового документа простым и приятным для читателя.)
Что можно изменять в процессе форматирования символов?
(Форматирование символов - изменение значений свойств символов. К основным свойствам символов можно отнести: шрифт, размер шрифта, начертание и цвет)
Что можно изменять в процессе форматирования абзацев?
(В процессе форматирования абзацев можно изменить: отступ первой строки, выравнивание, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после.)
Какие преимущества обеспечивает стилевое форматирование?
(Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ:
экономит время - применить стиль как набор параметров форматирования значительно быстрее, чем задавать соответствующие параметры один за другим;
обеспечивает единообразие в оформлении текстового документа - при прямом форматировании одинаковые по функциональному назначению структурные элементы могут отличаться своими форматами; применение определённого стиля вносит строгость в оформление документа;
позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всём документе - достаточно внести изменения в стиль, и оформление будет изменено во всём документе.)
Приложение 2 Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Шрифтовое оформление текста
Откройте новый документ и сохраните в своей папке под именем «Анамнез»
Введите текст
АНАМНЕЗ ‑ сведения об условиях жизни больного и истории его болезни, сообщенные самим больным или знающими его людьми.
Анамнез ‑ один из важнейших методов исследования, позволяющий правильно поставить диагноз.
Анамнез включает: жалобы больного, его ощущения, сведения о начале заболевания и последующем его течении, о всей предшествовавшей данному заболеванию жизни больного, о наследственности, перенесенных заболеваниях, семейном положении, вредных привычках (употребление алкоголя, курение), условиях быта, труда и пр.
Неправильные сведения могут привести к ошибочному диагнозу болезни, а, следовательно, и к неверному лечению больного.
Популярная медицинская энциклопедия
Выполните шрифтовое оформление текста (Главная – Шрифт –
Шрифт (
Размер))
первый абзац: Шрифт Arial Narrow, размер – 12 пт, начертание – курсив;
второй абзац: Шрифт Monotype Corsiva, размер 16 пт;
третий абзац: Шрифт Verdana, размер – 14 пт, начертание – полужирный;
четвёртый абзац: Шрифт Cambria (Заголовки), размер – 14 пт;
пятый абзац: Шрифт Times New Roman, размер 14 пт.
Задайте разные виды подчёркивания (Главная – Шрифт –
Шрифт ‑ Подчёркивание):
первый абзац – только слова;
второй абзац – двойное подчёркивание;
третий абзац – пунктирное подчёркивание;
четвёртый абзац – волнистое подчёркивание;
пятый абзац – подчёркивания нет
Пятый абзац скопируйте в буфер обмена, вставьте в документ три копии и наложите следующие видоизменения (Главная – Шрифт –
Шрифт – Видоизменение или Главная – команды группы Шрифт):
Популярная медицинская энциклопедия (зачёркнутый)
Популярная медицинская энциклопедия (контур)
Популярная медицинская энциклопедия (малые прописные)
Популярная медицинская энциклопедия (все прописные)
Дополните текст фрагментом:
х1,2=а3 + b2
Оформить его с использованием верхних и нижних индексов (Главная – Шрифт –
).
Выполните текущее сохранение документа.
Упражнение №2
Форматирование абзацев текста
Откройте новый документ и сохраните в своей папке под именем «Колика»
Введите текст:
КОЛИКА ‑ внезапный приступ резких схваткообразных болей, возникающих при заболеваниях органов брюшной полости, обусловленный длительным судорожным спазмом мышц этих органов. Различают кишечную, печеночную, панкреатическую (поджелудочную), почечную колику.
Скопируйте набранный абзац и вставьте в документ три раза.
Выполните оформление документа, изменяя параметры абзацев:
(Главная – Абзац ‑
Абзац или Главная – Абзац –Выровнять текст по…
; элементы линейки форматирования; Главная – Абзац –Интервал
, команды Заливка и границы
);
выравнивание абзаца: в первом – по ширине, во втором – по левому краю, в третьем – по центру, в четвёртом – по правому краю;
отступ в первой строке: в первом – 1,25 см, во втором – 0 см, в третьем – выступ на 3см, в четвёртом – 1,5 см;
межстрочные интервалы: в первом – полуторный, во втором – точно 18 пт,
в третьем – множитель 2, в четвёртом – одинарный;
интервалы между абзацами: между 1-м и 2-м – 6 пт; между 2-м и 3-м – 12 пт;
между 3-м и 4-м – 18 пт;
выполнить цветное обрамление и заливку фрагментов различными способами.
Выполните текущее сохранение документа.
Упражнение 3
Создание списков, форматирование текста
Создайте новый документ и сохраните его в своей папке под именем «Деонтология»
Введите текст и оформите его в соответствии с образцом:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Деонтология ‑ учение о проблемах морали и нравственности, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом, раздел этики. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров.
Медицинская деонтология включает в себя:
Вопросы соблюдения врачебной тайны
Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом
ПРИЗНАКИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
Заголовки: размер шрифта 14 пт, все прописные, начертание полужирное, выравнивание по центру, разрядка символов 3пт;
Основной текст: размер шрифта 12 пт, начертание обычное, выравнивание по ширине;
Интервалы: перед вторым фрагментом 12 пт, межстрочный ‑ 1,15пт
Формотирование перечисления ыполнить с помощью команды Главная – Абзац ‑Список
Сохраните изменения в документе
Упражнение №4
Создание списков
Откройте новый документ и сохраните в своей папке под именем «Список»
Введите текст и оформите по образцу (в виде маркированного, нумерованного и многоуровневого списка)
Сохраните изменения в документе
Форматировать текст – это значит уметь выполнять следующие операции: устанавливать шрифт, т. е. задавать параметры: тип, начертание, размер, подчёркивание, цвет; определять эффекты в шрифтах: верхний индекс, нижний индекс, зачёркнутый, утопленный, приподнятый, и пр.; устанавливать максимальные интервалы; устанавливать межстрочные интервалы; делать первую строку абзаца красной или висячей; и ещё множество других операций, с которыми можно познакомиться в меню Формат Виды списков Маркированный Нумерованный Компьютерное оборудование Системный блок Монитор Принтер Клавиатура Программное обеспечение Операционная система Прикладные программы Информационные материалы и документы Многоуровневый Компьютерное оборудование Системный блок Монитор Принтер Клавиатура Программное обеспечение Операционная система Прикладные программы Информационные материалы и документы |
Упражнение 5
Форматирование текста
Создайте новый документ и сохраните его в своей папке под именем «Объявление»
Введите текст объявления и скопируйте его 3 раза
Оформите каждое объявление согласно предложенному образцу
Сохраните изменения
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет.
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны.
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят
многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
Эталоны выполненных упражнений
Упражнение 1.
АНАМНЕЗ ‑ сведения об условиях жизни больного и истории его болезни, сообщенные самим больным или знающими его людьми.
Анамнез ‑ один из важнейших методов исследования, позволяющий правильно поставить диагноз.
Анамнез включает: жалобы больного, его ощущения, сведения о начале заболевания и последующем его течении, о всей предшествовавшей данному заболеванию жизни больного, о наследственности, перенесенных заболеваниях, семейном положении, вредных привычках (употребление алкоголя, курение), условиях быта, труда и пр.
Неправильные сведения могут привести к ошибочному диагнозу болезни, а, следовательно, и к неверному лечению больного.
Популярная медицинская энциклопедия
Популярная медицинская энциклопедия
Популярная медицинская энциклопедия
Популярная медицинская энциклопедия
х1,2=а3 + b2
Упражнение 2.
КОЛИКА ‑ внезапный приступ резких схваткообразных болей, возникающих при заболеваниях органов брюшной полости, обусловленный длительным судорожным спазмом мышц этих органов. Различают кишечную, печеночную, панкреатическую (поджелудочную), почечную колику.
КОЛИКА ‑ внезапный приступ резких схваткообразных болей, возникающих при заболеваниях органов брюшной полости, обусловленный длительным судорожным спазмом мышц этих органов. Различают кишечную, печеночную, панкреатическую (поджелудочную), почечную колику.
КОЛИКА ‑ внезапный приступ резких схваткообразных болей, возникающих при заболеваниях органов брюшной полости, обусловленный длительным судорожным спазмом мышц этих органов. Различают кишечную, печеночную, панкреатическую (поджелудочную), почечную колику.
КОЛИКА ‑ внезапный приступ резких схваткообразных болей, возникающих при заболеваниях органов брюшной полости, обусловленный длительным судорожным спазмом мышц этих органов. Различают кишечную, печеночную, панкреатическую (поджелудочную), почечную колику.
Упражнение 3.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Деонтология ‑ учение о проблемах морали и нравственности, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом, раздел этики. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров.
Медицинская деонтология включает в себя:
Вопросы соблюдения врачебной тайны
Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом
ПРИЗНАКИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
Упражнение 4.
Форматировать текст – это значит уметь выполнять следующие операции:
устанавливать максимальные интервалы;
устанавливать межстрочные интервалы;
делать первую строку абзаца красной или висячей;
и ещё множество других операций, с которыми можно познакомиться в меню Формат
Виды списков
Маркированный
Нумерованный
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Принтер
Клавиатура
Программное обеспечение
Операционная система
Прикладные программы
Информационные материалы и документы
Многоуровневый
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Принтер
Клавиатура
Программное обеспечение
Операционная система
Прикладные программы
Информационные материалы и документы
Упражнение 5.
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет.
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны.
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию
компьютерной фирмы «МАКУЛШИРС»
Мы работаем на российском рынке много лет
Программные продукты нашей фирмы знают и любят
многие пользователи страны
Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас!
Запомните адрес и время нашей презентации:
Компьютерная улица, д. 5, 18-00.
Справки по телефону 123-45-67
Критерии оценки
«5» – 100%, набор и форматирование текста соответствуют всем требованиям при выполнении всех упражнений;
«4» – 80%, набор и форматирование текста соответствуют всем требованиям при выполнении 1-4 упражнений;
«3» – 60%, набор и форматирование текста соответствуют требованиям при выполнении 1-3 упражнения + мелкие недочёты;
«2» – менее 40%, в наборе и форматировании текста при выполнении 1,2 упражнения допущены грубые ошибки, или выполнено только 1-е упражнение.