| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя № 8
Тема: «Сестринский уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»
адаптирована к частично дистанционному/дистанционному обучению
Предмет
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «СУ при различных заболеваниях и состояниях»
«СУ в терапии, фтизиатрии»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
2023г
Структура методической разработки практического занятия
Тема занятия: «Сестринский уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности»
1 Тип занятия: совершенствование знаний, умений, отработка практических навыков.
2 Место проведения, продолжительность занятия: КДП, 270 мин
3. Методы обучения: формирование новых умений, обобщение и систематизация изученного.
4 Цели занятия:
Иметь практический опыт осуществления ухода за пациентами при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности
Студент должен иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами с стенокардией, ИМ
Студент должен уметь:
осуществлять сестринский уход за больными стенокардией, ИМ;
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять реабилитационные мероприятия в переделах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
выполнять фармакотерапию по назначению врача;
проводить комплекс упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
выполнять мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
вести утвержденную медицинскую документацию при стенокардии.
Студент должен знать:
причины стенокардии, ИМ;
клинические проявления стенокардии, ИМ;
возможные осложнения;
методы диагностики проблем пациента;
организацию и оказание сестринской помощи;
пути введения лекарственных препаратов;
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения при стенокардии.
оказать помощь при передозировке сердечными гликозидами и антикоагулянтами;
пальпировать печень и определить наличие отеков.
5. Междисциплинарные связи (совместно со студентами)
Междисциплинарные связи.
Обеспечивающие: анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, основы патологии, выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Обеспечиваемые: сестринский уход в хирургии, сестринский уход в педиатрии, сестринский уход при патологии ЛОР-органов, сестринский уход при патологии органа зрения, сестринский уход в неврологии.
6. Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой (совместно со студентами)):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
7. Оснащение занятия:
1. Оборудование:
фантомы, муляжи;
методическое пособие для студентов по теме;
презентация, учебный фильм по уходу при ИБС: стенокардия.
аппаратура, приборы, инструменты, необходимые для диагностики, лечения, ухода и реабилитации больных стенокардией.
2. Технические средства обучения:
Наглядные пособия: таблица «Стенокардия» «Уход за больными стенокардией, ИМ», «Инфаркт миокарда», истории болезни и листы врачебных назначений демонстрируемых больных.
Дидактический материал: температурные листы, бланки с анализами крови, мочи, электрокардиограммы больных стенокардией, ИМ; тесты, ситуационные задачи, иллюстрации.
Место проведения: КДП
8. План занятия (в соответствии с его типом):
Организационная часть
(проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы)
Преподаватель заполняет журнал, отмечает отсутствующих, проверяет готовность группы и аудитории к занятию. Определяются тема и учебные цели. Разбираются вопросы, возникшие у студентов при подготовке к данному занятию.
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопросов)
Актуализация темы. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) - одно из основных заболеваний человека, значительно ухудшающее качество жизни и приводящее к летальному исходу. Статистические исследования свидетельствуют о том, что более 50% населения в возрасте от 65 лет страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. В России, по данным разных авторов, ежегодно ишемическая болезнь сердца диагностируется у 2,8-5,8 млн. человек, смертность же составляет до 30% общей.
Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях)
Тип занятия – занятие закрепления знаний, освоения (совершенствования) умений.
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 2 |
Мотивация изучаемой темы | 3 |
Совместное целеполагание | 5 |
Контроль уровня знаний студентов (проверка домашнего задания, актуализация знаний по вопросам темы) | 10 |
Инструктаж студентов по выполнению практических заданий, демонстрация выполнения преподавателем (при необходимости). | 5 |
Самостоятельная работа студентов (70%) | 230 |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 3 |
Заполнение документации | 5 |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 5 |
Задание на дом | 2 |
9. Ход занятия
Устный фронтальный опрос
Вариант 1:
Определение, причины атеросклероза.
Основные симптомы и проблемы.
Принципы лечения.
Наблюдение и уход.
Профилактика атеросклероза.
Вариант 2:
Определение, причины стабильной стенокардии
Классификация стенокардии
Основные симптомы и проблемы;
Принципы лечения во время приступа стенокардии;
Профилактика стабильной стенокардии.
Вариант 3:
Определение инфаркта миокарда.
Основные симптомы и проблемы типичной (ангинозной) формы.
Основные симптомы и проблемы атипичного варианта.
Принципы лечения.
Наблюдение и уход.
Первичная и вторичная профилактика инфаркта миокарда.
Основная часть
1 мининодгруппа
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ
Задание №1. Дайте определение.
Атеросклероз________________________________________________________________________________
Гиперхолестеринемия_________________________________________________________________________
Ишемия______________________________________
__________________________________________
Гиподинамия__________________________________
Задание №2. Укажите основные жалобы пациентов при атеросклерозе сосудов различной локализации.
Атеросклероз почечных артерий: _____________ _____________________________________________________________________________
Атеросклероз сосудов нижних конечностей: _____________________________________________________________________________
Атеросклероз мезентериальных сосудов: __________________________________________
Атеросклероз церебральных сосудов:_____________________________________________
Задание №3. Перечислите пищевые продукты, рекомендуемые к употреблению при атеросклерозе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
продукты, не рекомендуемые к употреблению при атеросклерозе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Перечислите факторы, способствующие возникновению атеросклероза (не менее 5).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Выпишите рецепты.
Липостабил-форте в капсулах (назначить по 2 капсулы 3 раза в день до еды).
Ловастатин в таблетках по 0,04 (по 1 таблетке на ночь).
Пентоксифиллин драже по 0,1 (по 1 драже 3 раза в день после еды).
Раствор пирацетама 20% 5мл (по 5 мл внутримышечно 2 раза в день)ептов.
Задание №6. Решите задачу.
Больная Т., 60 лет, находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом: атеросклероз сосудов головного мозга, ХНМК 2.
Данные сестринского обследования: жалобы на ослабление памяти, головокружение, головную боль, бессонницу, запоры. Других жалоб не предъявляет.
Считает себя больной около 20 лет, заболевание началось постепенно. Значительное ухудшение состояния отметила с момента наступления менопаузы.
Курит с 30-летнего возраста (полпачки сигарет в день), в еде отдаёт предпочтение жирным продуктам, диету не соблюдает. Работала бухгалтером, в настоящее время на пенсии, ведёт «сидячий» образ жизни. Алкоголь не употребляет. Наследственность отягощена по ожирению, ИБС, ГБ.
Объективно: общее состояние удовлетворительное. Во времени и пространстве ориентируется с трудом. Охотно и подробно рассказывает о давнопрошедших событиях, но не помнит, что было вчера.
Положение в постели активное. Кожа сухая, тургор снижен. Рост –165см, вес-76кг. Видимого увеличения лимфоузлов нет. Деформации скелета нет. Отёков нет.
Грудная клетка обычной формы, симметрична, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. ЧДД=19 в мин. Аускультативно дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритмичны, ЧСС=78 ударов в мин., АД=140/95 мм. рт. ст. Пульс 78 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, одинаков на обеих руках.
Пациентка испытывает чувство безысходности, интереса к собственному здоровью не проявляет, в успех лечения не верит.
Задания:
1) Выявите проблемы пациента;
2) Определите цели ухода и модель ухода;
3) Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Задание №7. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1 – заболевание артерий, сопровождающееся отложением на их внутренних стенках холестериновых бляшек.
2 – потенциальная проблема при атеросклерозе сосудов головного мозга.
По вертикали:
1 – она должна преобладать в рационе больных атеросклерозом.
2 – их не должен содержать пищевой рацион при атеросклерозе.
3 – из него состоят атеросклеротические бляшки.
4 – вредная привычка, способствующая возникновению атеросклероза.
Задание №8. Выберите правильный вариант ответа
1. Фактор риска развития атеросклероза:
а) высокий уровень холестерина в крови
б) занятия физической культурой
в) ЛФК
г) рациональное питание
2. Нормальный уровень содержания холестерина в крови (ммоль/л):
а) 2,8
б) 4,0
в) 5,2
г) 6,9
3. При атеросклерозе поражаются:
а) артерии мышечно-эластического типа крупного и среднего диаметра
б) вены
в) капилляры
г) мелкие артерии
4. Осложнения атеросклероза:
а) асцит, анасарка
б) инсульт, инфаркт миокарда
в) пиелонефрит, цистит
г) пневмония, бронхит
5. В рационе пациента с атеросклерозом предпочтительны:
а) растительные жиры
б) мясо
в) жиры
г) продукты, богатые углеводами
6. Основные симптомы при атеросклерозе артерий головного мозга:
а) головная боль, ухудшение памяти
б) боль за грудиной, нарушение ритма сердца
в) снижение аппетита и массы тела
г) тошнота, рвота
7. Симптом атеросклероза мезентериальных артерий:
а) лихорадка
б) слабость
в) боли в животе
г) понижение АД
8. Основные симптомы атеросклероза артерий нижних конечностей:
а) слабость, тахикардия
б) отеки, повышение АД
в) одышка, аритмия
г) боли в икроножных мышцах при ходьбе, зябкость
9. Потенциальная проблема пациента при атеросклерозе артерий нижних конечностей:
а) кожный зуд
б) зябкость
в) парестезии
г) гангрена ног
10. Потенциальная проблема пациента при атеросклерозе почечных артерий:
а) артериальная гипотония
б) лейкоцитурия
в) лихорадка
г) ХПН
11. Больным атеросклерозом медсестра рекомендует исключить из питания продукты, богатые:
а) витамином С
б) холестерином
в) железом
г) калием
12. Большое количество холестерина содержат:
а) крупы, бобовые
б) овощи, фрукты
в) рыба, ягоды
г) яйца, икра
13. Профилактика атеросклероза включает:
а) занятия физической культурой
б) закаливание
в) санацию хронических очагов инфекции
г) аутотренинг
14. Атеросклероз - это заболевание
а) вен
б) артерий
в) капилляров
г) всех кровеносных сосудов
15. При атеросклерозе на стенке сосудов откладывается
а) протеин
б) липопротеид
в) триглицерид
г) цитомегаловирус
16. Течение атеросклероза преимущественно
а) сезонное
б) скачкообразное
в) волнообразное
г) постоянное
17. При атеросклерозе брюшной аорты отмечается
а) вздутие живота
б) недержание мочи
в) запоры
г) все перечисленные симптомы
18. Для лечения атеросклероза применяют
а) эналаприл
б) преднизолон
в) гипотиазид
г) симвастатин
2 миниподгруппа
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ
ПРИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА: СТЕНОКАРДИИ
Задание №1. Дайте определение.
Ишемическая болезнь сердца ___________________________________________________ Гипоксия_____________________________________________________________________
Сцинтиграфия миокарда ________________________________________________________ Стенокардия__________________________________________________________________
Задание № 2. Факторы, провоцирующие возникновение приступа стабильной стенокардии:
а)
б)
в)
Задание № 3. Клинические симптомы стабильной стенокардии:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
Задание № 4. Перед тем, как дать пациенту нитраты, необходимо осуществить контроль
__АД ( е ниже 90/60 мм рт ст)____________________
Задание № 5. Побочные действия нитратов: головная боль, сердцебиение, головокружение
Задание № 6. Какие лекарственные средства относятся к группе нитратов (выберете правильные ответы): А,
а)
б)
в)
Задание №7. Перечислите факторы (не менее 6-7), способствующие возникновению ИБС. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8. Укажите данные анамнеза и жалобы, позволяющие медсестре заподозрить у больного приступ стенокардии.
Данные анамнеза: _____________________________________________________________
Жалобы: характер боли – _______________________________________________________
Локализация –_________________________________________________________________
Иррадиация – _________________________________________________________________
Чем купируется – ______________________________________________________________
Напишите алгоритм действий медсестры при развитии у больного приступа стенокардии:
_____________________________________________________________________________
Задание №9 Выпишите рецепты.
Нитроглицерин в таблетках по 0,0005 (по 1 таблетке под язык при приступе загрудинной боли).
Нитросорбид в таблетках по 0,01 (по 1 таблетке 4 раза в день).
Финоптин в таблетках по 0,04 (по 1 таблетке 3 раза в день).
Корвалол 15мл (по 15 капель 3 раза в день).
Валидол в таблетках (по 1 таблетке под язык при болях в сердце).
Задание №10. Выберите правильный вариант ответа
1. Основная причина смертности при заболеваниях органов кровообращения:
а) гипертоническая болезнь
б) ишемическая болезнь сердца
в) пороки сердца
г) ревматизм
2. Фактор риска ИБС:
а) гипотония
б) переохлаждение
в) гиповитаминоз
г) гиподинамия
3. Проявлением синдрома острой коронарной недостаточности является:
а) отёк лёгких.
б) инфаркт миокарда
в) коллапс
г) сердечная астма
4. Основная причина ишемической болезни сердца:
а) атеросклероз коронарных артерий
б) гипертоническая болезнь
в) пороки сердца
г) ревматизм
5. Основной симптом стенокардии:
а) слабость
б) давящая боль за грудиной
в) одышка
г) сердцебиение
6. Боль за грудиной, иррадиирующая под левую лопатку, продолжительностью 5-10 минут, снимающаяся покоем или приемом нитратов – это-:
а) инфаркт миокарда
б) ревмокардит
в) остеохондроз
г) стенокардия
7. Независимое сестринское вмешательство при появлении боли за грудиной:
а) введение морфина
б) введение анальгина
в) нитроглицерин под язык
г) димедрол внутрь
8. Функциональный класс стабильной стенокардии характеризует:
а) состояние сердечной мышцы
б) объём сердечного выброса
в) переносимость физических нагрузок
г) наличие факторов риска ИБС
9. Аэрозольная форма нитроглицерина:
а) нитронг
б) нитросорбид
в) нитрогранулонг
г) нитроминт Для купирования приступа стенокардии – 0,4-0,8 мг (1-2 дозы), нажимая на дозирующий клапан, желательно в положении сидя, при задержке дыхания с промежутками в 30 с; после этого следует закрыть рот на несколько сек. При необходимости - повторное введение, но не более 1,2 мг (3 дозы) в течение 15 мин.
10. Нитрат короткого действия:
а) нитроглицерин
б) нитрогранулонг
в) сустак-форте
г) оликард
11. Эффект действия нитроглицерина наступает через (мин.):
а) 1-3
б) 10-15
в) 20-25
г) 30-40
12. Побочное действие нитроглицерина:
а) головная боль
б) лихорадка
в) отёки
г) асцит
13. Длительность боли при стенокардии:
а) до 30 минут
б) 60 и более минут
в) 120 минут
г) 180 минут
14. При лечении стенокардии используются препараты:
а) анальгетики, наркотики, нейролептики
б) нитраты, бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция
в) гипотензивные, диуретики, спазмолитики
г) ганглиоблокаторы, диуретики, ИАПФ
15. Укажите функциональный класс стабильной стенокардии, при которой боль появляется при ходьбе более чем на 500 м
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
16. При ЭКГ-исследовании во время приступа стенокардии определяются
а) снижение зубца Р
б) удлинение интервала PQ
в) снижение сегмента ST
г) положительный зубец Т
17. После приступа стенокардии пациент
а) чувствует себя хорошо
б) сохраняется боль средней интенсивности
в) сохраняется ярко выраженный болевой синдром
г) теряет сознание
18. Неотложная помощь при приступе стенокардии
а) астмопент ингаляционно
б) димедрол подкожно
в) преднизолон внутрь
г) нитроглицерин под язык
19. При спонтанной стенокардии больной может работать
а) библиотекарем
б) водителем
в) диспетчером
г) летчиком
20. При лечении стенокардии применяют
а) аспирин, целанид
б) аспаркам, дигоксин
в) дибазол, папаверин
г) изосорбид-5-мононитрат, атенолол
Задание 12
Пациентка Р., 58 лет, находится на лечении в кардиологическом центре с диагнозом: ИБС: стенокардия стабильная; мерцательная аритмия, тахисистолическая форма. Н II А ст. Медицинская сестра установила жалобы на: перебои в работе сердца при физической нагрузке, которые снимаются покоем; одышку, похудание, сильную слабость, отсутствие аппетита. Болеет около 8 лет. Находится на диспансерном учете у кардиолога.
Объективно: общее состояние тяжелое. Кожные покровы чистые, бледные. ЧДД 20 в минуту. В легких единичные влажные хрипы. Пульс 94 в минуту, неравномерного наполнения и напряжения. АД 120/80 мм рт. ст. Тоны сердца глухие, аритмичные. На ангиограмме выявлено сужение диаметра коронарной артерии. Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется по краю реберной дуги. На ногах отеки. При ЭКГ-исследовании установлена динамика смещения сегмента -S-T и зубца Т во время приступа и после приступа стенокардии
Задания:
Определить и сформулировать проблемы пациентки.
Поставить цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.
3 миниподгруппа
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА
Задание №1. Дайте определение.
Инфаркт миокарда _______________________________________
Трансмуральный инфаркт миокарда __________________ _____
Коронароангиография____________________________________
Кардиогенный шок – это _______________________________
Задание №2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика инфаркта миокарда и стенокардии».
Сравниваемые критерии | Типичный приступ стенокардии | Типичный инфаркт миокарда |
Причина возникновения | Физическая нагрузка, реже - эмоциональная | Может развиться внезапно |
Локализация болей | | |
Иррадиация болей | |
Длительность боли | | |
Интенсивность боли | | |
Чем купируется боль | | |
Изменения в миокарде | Обратимы | Необратимы (некроз миокарда) |
Задание №3. Перечислите атипичные формы инфаркта миокарда.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Решите задачу.
Вы – постовая медицинская сестра кардиологического отделения.
Больной М., 60 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом: ИБС – стенокардия напряжения II-III ФК, НКII-A. Больной Вам пожаловался на сжимающую боль за грудиной, ощущение жжения в груди, резкую слабость, потливость, чувство страха смерти.
Ухудшение отмечает в течение последнего часа (ни с чем не связывает). Больной самостоятельно принял 4 таблетки нитроглицерина под язык, но улучшения нет.
Объективно: общее состояние средней тяжести. Больной бледен, холодный липкий пот по всей поверхности тела. Сознание ясное, положение в постели пассивное (боится двигаться). Температура тела 36,7оС. Видимого увеличения лимфоузлов нет. Деформации скелета нет. Грудная клетка обычной формы, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. ЧДД= 22 в мин. Дыхание поверхностное, ритмичное. Аускультативно в лёгких дыхание везикулярное, хрипов нет.
Тоны сердца ритмичны, глухие, ЧСС=60 ударов в мин. Пульс 60 в мин., ритмичен, удовлетворительного наполнения и напряжения, одинаков на обеих руках. АД=110/60 мм. рт . ст.(рабочее АД=130/80 мм. рт. ст.).Живот мягкий, безболезненный. Периферических отёков нет.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задание №5. Выпишите рецепты.
Раствор фентанила 0,005% 2мл (по 2 мл внутривенно на изотоническом растворе хлорида натрия).
Гепарин 5мл (1мл – 5000ЕД) (обозначить: для подкожного и внутривенного введения в дозе, назначенной врачом).
Аспирин в таблетках по 0,5 (по 1 таблетке 2 раза в день после еды).
Каптоприл в таблетках по 0,025 (по 1 таблетке 2 раза в день).
Задание №6. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1 – основная причина инфаркта миокарда
2 – один из препаратов для купирования боли при остром инфаркте миокарда
3 – положение, которое должна придать больному медсестра при подозрении на инфаркт миокарда.
По вертикали:
1- психологическая проблема при инфаркте миокарда
2 – приоритетная проблема при инфаркте миокарда
3 – морфологические изменения в миокарде при инфаркте
4 – антикоагулянт.
Задание №7. Установите соответствие (впишите буквы ответов в строку внизу таблицы):
Клинические варианты инфаркта миокарда
1.Болевой | А) Характеризуется локализацией боли не за грудиной, а в области горла, левой руке, левой лопатке, шейно – грудном отделе позвоночника, нижней челюсти. |
2.Абдоминальный (гастралгический) | Б) Наиболее типичный клинический вариант. Основное проявление – сильная боль, не зависящая от позы и положения тела, от движений и дыхания, устойчивая к нитратам. Характер боли – давящая, жгучая, раздирающая. Локализуется за грудиной, во всей передней грудной стенке с возможной иррадиацией в плечи, шею, руки, спину, эпигастральную область. Характерно: резкая общая слабость, гипергидроз, бледность кожных покровов, возбуждение, двигательное беспокойство. |
3.Астматический | В) Проявляется клиникой динамического нарушения мозгового кровообращения – головной болью, головокружением. Тошнотой, рвотой, двигательными и чувствительными расстройствами. Недостаточность церебрального кровоснабжения возникает на фоне атеросклеротического поражения мозговых артерий вследствие снижения сердечного выброса. |
4.Аритмический | Г) Обычно встречается при диафрагмальном инфаркте миокарда. Боль в эпигастральной области, диспептические явления – тошнота, рвота, икота, отрыжка, вздутие живота, напряжение брюшной стенки, болезненность при пальпации в эпигастрии. |
5.Цереброваскулярный | Д) Характеризуется появлением различных нарушений ритма (экстрасистолии, мерцательной аритмии, пароксизмальной тахикардии) |
6.Атипичный болевой | Е) Характеризуется слабостью, потливостью, болями в груди неопределенного характера. Развивается как правило у пожилых пациентов или ранее перенесших инфаркт миокарда. |
7.Малосимптомный | Ж) Наиболее типичный клинический вариант. Основное проявление – сильная боль, не зависящая от позы и положения тела, от движений и дыхания, устойчивая к нитратам. Характер боли – давящая, жгучая, раздирающая. Локализуется за грудиной, во всей передней грудной стенке с возможной иррадиацией в плечи, шею, руки, спину, эпигастральную область. Характерно: резкая общая слабость, гипергидроз, бледность кожных покровов, возбуждение, двигательное беспокойство. |
1.- , 2 - , 3 - , 4 - , 5 - , 6 - , 7 - .
Задание №8. Для эффективного купирования боли при остром коронарном синдроме показано введение:
а) р-ра морфина 1% внутривенно
б) р-ра анальгина 50% внутримышечно
в) р-ра папаверина 2% внутримышечно
Дайте правильный ответ: ________________________
Задание №19. Побочные действия морфина: сонливость, тошнота и рвота, запор, головокружение, сухость во рту, снижение частоты дыхания, низкое кровяное давление, зуд и крапивница
Задание №10. Дополните утверждение.
Если причиной инфаркта миокарда является атеросклероз, эффективно будет введение тромболитических средств.
Задание №11. К тромболитической группе относятся лекарственные средства: Тромболитические препараты, к которым относятся альтеплаза, тенектеплаза и стрептокиназа, лизируют сгустки крови и могут быть более эффективными для отдельных пациентов, чем гепарин, но риск кровотечения выше, чем при применении только гепарина.
Препараты I поколения: стрептокиназа, урокиназа
Препараты II поколения: проурокиназа
Задание №12. Осложнения инфаркта миокарда
а)
б)
в)
г)
Задание № 13. С целью стабилизации гемодинамики при кардиогенном шоке показано введение:
а) р-ра морфина 1% 1 мл внутривенно
б) р-ра мезатона 1% внутримышечно
в) р-ра допамина 4% 5 мл в 400 мл физраствора внутривенно капельно
Задание №14. Решите ситуационную задачу.
В палату кардиологического отделения поступает пациентка 70 лет с диагнозом: ИБС. Постинфарктный кардиосклероз. Мерцательная аритмия. СН III стадии
Предъявляет жалобы на сильную слабость, отсутствие аппетита, перебои в работе сердца, одышку, усиливающуюся в положении лёжа, похудание. Постоянно получает сердечные гликозиды, мочегонные. Стул двое суток назад, диурез 1300 мл.
Состояние тяжелое. Рост 162 см, масса тела 48 кг. Заторможена, в пространстве ориентирована. Положение в постели пассивное. Кожные покровы сухие, цианотичные. В области крестца участок гиперемии. ЧДД 24 в минуту, пульс 90 в минуту аритмичный, АД 120/80 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.
Задание. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Задание №15. Решите ситуационную задачу.
Вас пригласили к соседу Т. 55 лет, длительно страдающему ИБС, стенокардией. Со слов жены известно, что на работе в этот день произошли неприятности, муж пришёл домой очень расстроенный, и около часа тому назад у него появились сильные раздирающие боли в эпигастральной области.
Пациент возбуждён, мечется. Стонет, на лице страх смерти. Пульс 98 в мин., частые экстрасистолы. АД 130/85 мм. рт. Живот мягкий, участвует в акте дыхания, безболезненный.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Задание на самостоятельную работу
Преподаватель дает задание по ситуационной задачи, проведению, при необходимости - коррекции плана мероприятий по уходу. Отработка инвазивных манипуляций на фантоме
Самостоятельная работа
Студенты самостоятельно проводят субъективное и объективное обследование в моделируемых условиях, определяют проблемы, с учетом приоритетности проблем составляют план мероприятий по уходу, работают с листами врачебных назначений. Преподаватель контролирует и корректирует их действия. Затем они работают на постах, в процедурных кабинетах, палатах, где осуществляют выполнение манипуляций процедур по назначению врача с соблюдением инфекционной безопасности пациента и персонала отделения.
Отрабатывают инвазивные манипуляции на фантоме
Закрепление знаний
Студенты составляют подробный план мероприятий по уходу за демонстрируемым больным, решают ситуационные задачи.
Оформление дневников
Студенты описывают в дневниках проделанную работу на занятии. Преподаватель проверяет записи, при необходимости делает замечания, исправления и дополнения, ставит оценки с мотивировкой.
Подведение итогов занятия
Компетенция | Действие | Метод контроля | Критерии оценки |
ОК 2. Организовывать собственую деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество | | Экспертное наблюдение и оценка проведения беседы с пациентом по правильному приему нитроглицерина на практическом занятии. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности | | Экспертное наблюдение и оценка выполнения подсчета ЧСС на ЭКГ на практическом занятии. Экспертное наблюдение и оценка проведения подготовки больного к регистрации ЭКГ | |
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами | Обеспечение контроля работы воспроизводящего устройства при регистрации ЭКГ. Обеспечение контроля работы регистрирующего устройства с лентопротяжным мханизмом и отметчиком времени при регистрации ЭКГ | Экспертное наблюдение и оценка контроля работы воспроизводящего устройства при регистрации ЭКГ на практическом занятии. - Экспертное наблюдение и оценка обеспечения контроля работы регистрирующего устройства при регистрации ЭКГ на практическом занятии | контроль работы воспроизводящего устройства при регисррации ЭКГ осуществлялся согласно инструктивным документам. |
ПК 2.5. Со-блюдать правила использовния аппаратуры, оборудования и изделий меди- цинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса | -Выполнение правил техники безопасности при проведении оксигенотерапии больному инфарктом миокарда. - Выполнение правил измерения АД у больного | - Экспертное наблюдение и оценка выполнения правил техники безопасности при проведении оксигенотерапии больному инфарктом миокарда на практическом занятии. - Экспертное наблюдение и оценка выполнения правил измерения АД больному инфарктом миокарда на практическом занятии | Измерение АД выполнено согласно правил |
ПК 2.7. Осу-ществлять реабилитационные мероприятия | Проведение массажа живота больному инфарктом миокарда. Определение частоты сердечных сокраений у больного инфарктом миокарда с арит- мией | Экспертное наблюдение и оценка определение частоты сердечных сокращений у больного с аритмией на практическом занятии | |
Подведение итогов
Анализ проделанной работы
Выставление оценок (с мотивацией)
Выводы о достижении целей занятия
Заключение
Рефлексивная карта
Практическая польза для меня
1. Я научился______________________
2.Теперь я могу_______________________
II. Степень собственного участия
1. Наиболее активным я был при выполнении____________________________
2. Что вызвало затруднение______________________________________
III. Степень комфортности на занятии
1. Работая в группе, я испытывал чувство_________________________
2. Моё настроение в ходе занятия______________________________
IV. Я достиг следующих целей___________________________________
Домашнее задание:
Сестринскя помощь при бронхиальной астме.
Литература
Учебник Э.В. Смолева «СД в терапии с курсом первичной медицинской помощи», стр.192-212
Преподаватель: ______________ _________Мустяца Е.Н.________
(подпись) (ФИО)
Эталон ответа
1 миниподгруппа
Задания 6
Проблемы настоящие: ослабление памяти, головокружение, головную боль, бессонницу, запоры, в успех лечения не верит. Имеет вредные привычки, диету не соблюдает, избыточный вес, наследственность отягощена, незначительно повышено АД.
Проблемы потенциальные: риск развития слабоумия, инсульта.
Приоритетная проблема: ослабление памяти, головокружение, головную боль.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение боли в грудной клетке через 3 дня лечения. Долгосрочная цель: пациент отметит отсутствие боли в грудной клетке к моменту выписки и будет демонстрировать знания о профилактике ухудшения состояния.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1. Обеспечить удобное положение в постели, соблюдение предписанного врачом режима, диету ОВД с ограничением жиров, углеводов и количества потребляемой соли, | Для уменьшения головной боли и головокружения |
2. Обеспечить проветривание палаты по 20 минут 3 раза в день. | Для обогащения воздуха кисло- родом. |
3. Обеспечить прием антихолестеринемических препаратов. | Для эффективного лечения. |
4. Обучить пациентку упражнениям по тренировке памяти | Для восстановления памяти и предупреждения осложнений. |
5. Обеспечить уход за кожей и слизистыми. | Для создания комфортного состо- яния. |
6. Обеспечить проведение ЛФК и массажа живота в палате. | Для профилактики запоров. |
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента, обеспечить психологическую поддержку пациента, контроль АД, ЧДД, пульса, суточного диуреза. | Для профилактики возможных осложнений, улучшения настрое- ния пациента. |
8. Своевременно и правильно выполнять назначения врача. | Для эффективного лечения. |
9. Обеспечить подготовку к дополнительным исследованиям. | Для правильного выполнения исследований. |
10. Проводить беседы: о ЗОЖ; о значении упражнений для профилактики запоров; о значении систематического приема гиполипидемических препаратов; о значении диеты с ограничение жиров для профилактики осложнений атеросклероза; обучение больных контролю (само- контролю) ЧДД и пульса. | Для эффективного лечения и вторичной профилактики. |
Оценка: пациент отмечает значительное уменьшение головной боли, головокружения, демонстрирует знания о мерах профилактики. Цель достигнута.
2 миниподгруппа
Задание 12
Проблемы настоящие: перебои в работе сердца при физической нагрузке, одышка, похудание, слабость, отсутствие аппетита.
Проблемы потенциальные: боль за грудиной. Приоритетная проблема: перебои в работе сердца.
Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение перебоев в работе сердца че- рез 7 дней лечения.
Долгосрочная цель: пациентка отметит отсутствие перебоев в работе сердца при вы-
писке.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1. Своевременно и правильно выполнять назначения врача | Для эффективного лечения |
2. Обеспечить лечебно-охранительный режим и ле- чебное питание с ограничением жидкости (до 1 л/cут) и соли (5 г) | Для эффективного лечения |
3. Обеспечить смену постельного и нательного бе- лья по мере загрязнения и тщательную гигиену ко- жи и слизистых | Для профилактики инфицирования кожи и пролежней |
4. Обеспечить индивидуальными средствами ухода и отгородить ширмой | Для создания комфортного состоя- ния |
5. Провести беседу с родственниками об обеспече- нии дополнительного питания | Для повышения защитных сил орга- низма |
6. Обучить правилам ухода за кожей в домашних | Для профилактики пролежней |
условиях | |
8. Провести беседы: о рациональном питании; о ре- гулярном и правильном приеме лекарственных пре- паратов | Для эффективного лечения и преду- преждения осложнений |
Оценка: пациентка отметила отсутствие перебоев в работе сердца. Демонстрирует знания о профилактике приступов стенокардии. Цель достигнута.
3 миниподгруппа
Задание 4
У пациента подозрение на инфаркт миокарда
Обоснование: сжимающая боль за грудиной, ощущение жжения в груди, резкая слабость, потливость, чувство страха смерти. Ухудшение отмечает в течение последнего часа (ни с чем не связывает). Больной самостоятельно принял 4 таблетки нитроглицерина под язык, но улучшения нет.
2. Действия медсестры:
Действия | Обоснование |
Вызвать врача через посыльного. | Для оказания квалифицированной по- мощи. |
Обеспечить абсолютный физический и психический покой, успокоить. | Психоэмоциональная разгрузка. |
Уложить на спину с высоким изголовьем. | Обеспечение комфортного состояния. |
Поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь в кожу области сердца | Уменьшение гипоксии миокарда, от- влекающая процедура. |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД. | Контроль состояния. |
Дать 100%-ный увлажненный кислород. | Уменьшить гипоксию сердечной мышцы и мозга. |
Обеспечить прием 40-60 капель корвалола или валокардина | Для снятия приступа сердцебиения. |
Снять ЭКГ, подключить к кардиомонитору. | Контроль состояния. |
Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:
систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, аппарат ЭКГ, кардиомонитор, пульсоксиметр, дефтбриллятор, мешок Амбу;
фентанил, дроперидол, морфин, омнопон, промедол, димедрол, реланиум (амп.), 50% раствор анальгина - 2 мл (амп.), 40% раствор глюкозы - 20 мл (амп.), преднизолон, адрена- лин, мезатон, допамин, лидокаин.
Сестринские вмешательства на дальнейшее пребывание в стационаре
План | Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим и ле- чебное питание с ограничением жидкости (до 1 л/cут) и соли (5 г). | Для эффективного лечения. |
2. Обеспечить смену постельного и нательного белья по мере загрязнения. | Для профилактики инфицирования кожи. |
3. Расправлять складки на простынях и одежде ежедневно 2 раза в день. | Для предупреждения образования пролежней. |
4. Обеспечить тщательную гигиену кожи и слизистых. | Для профилактики пролежней. |
5. Обеспечить индивидуальными средствами ухода и отгородить ширмой. | Для создания комфортного состоя- ния. |
6. Обеспечить выполнение программы ЛФК. | Для эффективного лечения и преду- преждения осложнений. |
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента, обеспечить психологическую поддержку пациента, контроль АД, ЧДД, пульса, суточного диуреза. | Для контроля состояния и профилактики возможных осложнений |
8. Правильно и своевременно выполнять назначения врача. | Для зффективного лечения |
9. Провести беседу с родственниками об обеспече- нии дополнительного питания. | Для повышения защитных сил орга- низма. |
10. Обучить пациента и родственников правилам ухода за кожей в домашних условиях. | Для профилактики пролежней. |
11. Своевременно и правильно выполнять назначения врача. | Для эффективного лечения. |
12. Провести беседы: о ЗОЖ; о рациональном питании; о необходимости регулярного приема лекарственных средств. | Для предупреждения повторного инфаркта миокарда. |
13. Обучить пациентку и членов ее семьи: определению АД, частоты пульса; распознаванию первых признаков приступа стенокардии и инфаркта миокарда; оказанию первой доврачебной помощи. | Для профилактики осложнения. |
Оценка: пациент отмечает отсутствие приступов болей за грудиной. Цель достигнута.
-
нии. Продолжительность его определяется частотой сердечного ритма, чем реже ритм, тем длиннее интервал.
27