СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мцыри" М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мцыри" М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма»

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема урока: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма»

Цели урока:

Образовательные:

-дать первоначальное представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

-доказать жанровую принадлежность поэмы (романтическая поэма);

-углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

-систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

-развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

-развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные:

-активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Задачи:

- обучающие, формирование регулятивных УУД

  • расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.

- развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД

  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;

  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

- воспитательные, формирование личностных УУД

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;

  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.


Тип урока: смешанный (объяснение нового; анализ текста; систематизация и обобщение знаний и умений)


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа.


Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, тетради, учебники, презентация, фильм о Кавказе, кластер.


Опережающим заданием было прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе. Индивидуальное задание – подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем урок литературы, а это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

2. Подготовительный этап

- Внимательно вслушайтесь в поэтические строки сонета Валерия Брюсова ( Текст на экране, слайд 1):

«Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума.

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.»

– Вы догадались, о каком поэте идет речь? Как вы думаете, почему мы с вами начали урок с этого сонета?

(Потому что он посвящён М.Ю. Лермонтову) Слайд 2, портрет поэта.

– Сонет называется «К портрету Лермонтова» (1900г.). Как характеризует В. Брюсов поэта?

– Как вы понимаете слово «мятеж»? Подберите синонимы. (Мятеж – восстание, бунт).

- Итак, наш урок посвящен поэту М.Ю. Лермонтову. Запишем в тетради «М.Ю. Лермонтов».

3. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

- Вспомним, что мы знаем о М.Ю. Лермонтове. (Ответы учащихся)

- Сообщение ученика Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814 – 15 июля 1841) - поэт, писатель, художник. Родился Михаил Юрьевич в Москве. Был сыном помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова, и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать, смерть которой переживает очень тяжело. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, заставляет Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки, в Тарханах Пензенской губернии.

Лермонтов получил хорошее образование. Первоначально обучался дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но его не зачисляют. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Свою литературную деятельность начал рано, в 1829 году и является автором около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др.

Стихотворение «На смерть поэта», написанное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтова высылают прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург.

На одном из балов в 1840 г. произошла ссора между поэтом и сыном французского посланника де Барантом, результатом которой стала дуэль, окончившаяся бескровно. Лермонтова вновь высылают в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Там, в Пятигорске, он встретил Мартынова, своего однокашника по школе прапорщиков. Из-за пустой ссоры между ними состоялась дуэль, на которой М.Ю. Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.


- (Слайд 3) М.Ю. Лермонтов был человеком необычайно одаренным, талантливым. Искусно играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Поэтом с большой буквы. Жизнь его была очень коротка, прожил всего 27 лет, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов.

4. Постановка целей урока

Перед вами фоторяд из разных произведений М.Ю. Лермонтова. Попробуем узнать, какие произведения здесь проиллюстрированы? Процитируйте строчки из них. (Слайд 4, «Утес», Парус», «Тучи»)

- Все ли произведения из фоторяда вам знакомы? (Нет, есть фрагмент из поэмы «Мцыри»).

- Так какова же будет тема урока? (Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова)

- Правильно. Только тема урока у нас более обширна: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма». Запишите. (Слайд 5)

- А знаем ли мы о таком направлении как «романтизм»? Какая поэма называется романтической? Сформулируйте цель нашего урока. (Проанализировать произведение и на основе анализа доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма.)

На доску прикрепляется листок


«Мцыри» -

романтическая поэма


5. Работа с теоретическим материалом

- Посмотрите на тему урока. Какие термины встретились? Что они обозначают?

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры. (Слайд 6)

Романтизм - литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Ему присуще безграничное чувство свободы, ощущение неизмеримых возможностей. Романтизму свойственно глубокое разочарование в том, что реальность губит душевные порывы, порождает чувства отчаяния, скорби, безнадежности. Для романтизма человек – малая вселенная. Главный герой - интересная, яркая личность, с сильным характером, с тайными движениями души, единичная, исключительная, индивидуальная, неповторимая.

Романтизм – художественное направление в литературе и искусстве, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека. Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой. (Слайд 7)

Для романтизма характерны следующие черты (Слайд 8):

  • Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он противопоставлен всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни. Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники. Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.

  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в тюрьме,в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

  • Характерно особое романтическое двоемирие, то есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».

  • Романтическая любовь, сильные, чаще безответные чувства.

  • Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

- Итак, основные признаки романтизма мы определили. Сейчас мы с вами будем работать с текстом поэмы, подтверждать эти признаки примерами и заполнять кластер. Но прежде проведем словарную работу.

6. Словарная работа

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник – человек, который живет в монастыре и готовится принять монашество. (Слайд 9)

Монах - обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах.

Инок - одно из названий православного монаха.

Черне́ц  — то же, что монах. (Слайд 10)

Монасты́рь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Обитель - Монастырь (церк.). (Слайд 11)

Ке́лья или ке́ллия — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре.

Кадильница - сосуд для благовонных курений. Кадильница входит в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов. 

Обет - в религии — даваемое Богу (и/или духовному учителю/наставнику) обещание совершить какое-либо дело милосердия, благочестия, совершить пожертвование или нести какой-либо аскетический подвиг. Неисполнение обета является тяжким грехом. (Слайд 12)

И́споведь — в  иудаизме, христианстве и в исламе признание в своих совершённых грехах перед Богом. Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов. (Слайд 13)

Аул - традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа. (Слайд 14)

7. Работа по теме урока

- Что вы можете сказать о названии? (Слайд 15)

(Мцыри с грузинского языка переводится как «неслужащий монах», что-то вроде «послушника»)

- Первоначальное название поэмы было «Бэри». Бэри на грузинском значит «монах». Но Лермонтов отказывается от этого названия. Как вы думаете, почему?

(«Мцыри» - на грузинском еще и пришелец, чужеземец, одинокий человек. В этом слове уже заложено одиночество героя, его отверженность, а значит и противопоставление героя миру.)

- Сделаем вывод: В названии поэмы прослеживаются черты романтизма. (Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)


Романтическое название


-Кто герой данной поэмы? (Слайд 16)

(Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный)

- О чем мечтает Мцыри? Процитируйте. (Мечтает о родине)

– Что им двигало, какая черта характера? 

– Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь? 
– Как рос Мцыри? Расскажите о Мцыри-ребенке.
- В основе произведения лежит противопоставление: рожденный на свободе, Мцыри волей судьбы вынужден жить в монастыре, а монастырь для него ассоциируется с неволей, тюрьмой.

– В какой момент формируется его характер?
– Что оказывает влияние?

- На формирование характера влияет практически все – окружающие нас люди, обстановка, а также то, что передается нам на генетическом уровне.

- Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри. (запись в тетради)

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

- А какие черты, которыми наделен Мцыри природой, характерны всем трем состояниям? (могучий дух, гордость, сила воли)

- Когда происходит действие поэмы? Процитируйте. (Неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

- Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.) (Слайд 17)

- Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте. (6 глава)

- Этот пейзаж романтический, потому как каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом? (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.)

- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

Просмотр фильма о Кавказе

- Какие ощущения вызвал у вас фильм? Какой он Кавказ?

- Время и место действия поэмы имеют сказочную, даже фантастическую форму. (Слайд 18) Прикрепляется на доску

Романтическое время и место




Физкультминутка

- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажу? (Природа выступает не просто фоном: сам Мцыри,  его характер отображаются в том, какие картины его поражают; мощная природа Кавказа, стихийные силы природы родственны душе героя) (Слайд 19)

- Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

- Найдите в тексте отрывки с описанием природы. (Чтение  учениками фрагментов поэмы) (Слайд 20)

- Как сказал Белинский: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (Слайд 21)

- Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный.

Романтический пейзаж


- А при помощи чего автору удается передать сказочность, романтичность картины? Какие средства выразительности используются? Подкрепите свой ответ примерами. (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Приводят примеры)

- Речь героя богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. Т.е. язык Лермонтова тоже романтический, выражает пылкую, свободолюбивую, страстную натуру героя. 

 

Романтический язык


- Но как бы сильно Мцыри не желал воедино слиться с природой, она все же чужда ему. По словам Юрия Манна, «незаметно меняя свой облик,  природа превращается из друга во врага». В какой момент? Докажите. О чем нам это говорит? (об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой) 

- В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой? (со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

- Кто в поэме не понимает переживания и стремления Мцыри? (монахи).

- Где в поэме прослеживается то, что Мцыри чужд монахам? (в начале поэмы)

- От чьего имени оно написано? (автора)

- Правильно, от автора мы узнаем о прошлом Мцыри, когда он был маленьким мальчиком. В начале поэмы сразу идет противопоставление – каков настоящий Мцыри и как его видят монахи. Докажите это, работая с текстом, заполните таблицу. Предлагаю воспользоваться 2,3, 26, 20 главами.

Монахи (думают)

Мцыри (думает)

  • «После к плену он привык»

  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»

  • «В стенах хранительных спасен»

  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».

  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.

  • «Я жил в плену»

  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»

  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».


- Монахи кормили, одевали, лечили Мцыри, заботились о нем. Но почему же они противопоставлены ему? Почему они не могут стать его спасителями? (Монахи смиренно живут в монастыре, который представляется Мцыри как плен, темница, тюрьма)

- Взамен они требовали от него стать монахом, «изречь монашеский обед», т.е. отказаться от своих надежд, мечтаний. Монастырская жизнь – это полное послушание, уход, уединение от мира, полный отказ от собственных желаний, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Этого Мцыри не может принять и решает бежать.

- Герой противопоставлен всему миру, который ему враждебен, т.е. романтический конфликт. 

 

Романтический конфликт



- Каким приемом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

- Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

-  Это называется романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» - основная черта романтизма.

 

Романтическое «двоемирие»


- Что совершает Мцыри? (побег)

- Почему он решается на него? (не желает мириться с навязанными порядками, с несвободой)

- Какой момент выбирает Мцыри для побега? Какие качества Мцыри раскрываются в сцене побега? Процитируйте. (Когда разразилась гроза; раскрывается его сила духа, бунтарская натура) 

- Можем ли мы сказать, что Мцыри исключительный герой? В чем проявляется его исключительность? (Мцыри - бунтарь, который не хочет мириться с действительностью, для него свобода превыше всего) (Слайд 22)

- Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах. 

Романтический герой


- Для романтизма характерна любовь, сильные чувства, которые испытывает главный герой. Есть ли в поэме эта черта романтического произведения? (Сцена с грузинкой) Процитируйте строки, в которых описывается девушка.

- Какие чувства переживает Мцыри в этой сцене? (Он восхищается девушкой. Возникает желание любви и счастья, но он монах и долг его – это отказ от любви и личного счастья. В душе Мцыри смятение, но он понимает, что это всего лишь мечта.

- В поэме присутствует романтическая любовь, характерная для романтизма.

Романтическая любовь


- Что такое сюжет и композиция? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, предусмотренной композицией. Композиция – это структура произведения, его построение)

- Каков сюжет поэмы? Что лежит в его основе? (Побег)

- Для чего Мцыри совершает побег? Что означает для него свобода? Подберите цитаты из текста. (Свобода для него – это возвращение в родной аул, жизнь полной жизнью, испытывая всю палитру человеческих чувств) (Гл.6,9,10,11)

- Как построена композиция поэмы? (В первой главе рисуется вид заброшенного монастыря, во второй – вся жизнь Мцыри. А уже в последующих главах описаны три дня, которые он провел на свободе)

- Композиция поэмы необычная, своеобразная. Это «рамочная» композиция. А как вы думаете, почему Лермонтов выбрал именное такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего одной главы, а все остальные главы описывают всего три дня его жизни? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре) (Слайд 23)

- В основу поэмы положен романтический сюжет.


Романтический сюжет



- А теперь посмотрим, что у нас получилось, какие черты романтического произведения мы нашли в поэме (на доске выложен кластер):

1. романтическое название

2. романтическое время и место

3. романтический пейзаж

4. романтический язык

5. романтический конфликт

6. романтическое «двоемирие»

7. романтический герой

8. романтическая любовь

9. романтический сюжет

 

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма? 

- Поэма написана в 1838 году, во время ссылки на Кавказ. На Лермонтова также оказали влияние романтическая литература и грузинская народная поэзия.

8. Рефлексия

1. С каким произведением мы сегодня познакомились?

2. Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

3. Чем необычна поэма «Мцыри»?

4. Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас?

5. Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли в течение урока?

6. Какие вопросы возникли при чтении поэмы?

7. Довольны ли вы тем, как прошел урок?

8. Что понравилось больше всего?

Цифровой диктант (Слайд 24)

Согласны ли вы, что:

1. Является ли Мцыри романтическим героем?
Да -1
Нет - 0

2. Своеобразна ли композиция поэмы?

Да – 1
Нет – 0

3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)

- Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.

- Как вы оценили свою работу на уроке?


9. Домашнее задание Слайд 25

  1. Подготовить сообщение “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

  2. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!