СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. образ монастыря и образ природы, их роль в произведении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Просмотр содержимого документа
«Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. образ монастыря и образ природы, их роль в произведении»

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Учитель: Дабдиева А.Д.

Тема урока: МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Цели: образовательная - провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.

развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения.

воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи.

Ход урока



I. Организационный момент.



II. Проверка домашнего задания.



1. Слово учителя.



. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю отводится определенное место.



Почему, по-вашему?



Сравним слова автора о монастырской жизни:



Из жалости один монах



Больного призрел, и в стенах



Хранительных остался он,



Искусством дружеским спасен...



и слова Мцыри:



Я мало жил, и жил в плену...



... Грозой оторванный листок,



Я вырос в сумрачных стенах,



Душой – дитя, судьбой – монах...



...На мне печать свою тюрьма



Оставила...



Едва взошла заря,



В тюрьме воспитанный цветок…



Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?



2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.



Мцыри – свободный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?



III. Анализ глав поэмы .



– Как начинается речь Мцыри?



Ты слушать исповедь мою



Сюда пришел, благодарю.



-А как вы понимаете значение слова «исповедь»?



Подберем однокоренные слова: ведать, поведать.



Толкование слова : исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.



Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?



Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.



Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?





9. Мне было весело вдохнуть



В мою измученную грудь



Ночную свежесть тех лесов...



10. Хотя без слов,



Мне внятен был тот разговор,



Немолчный ропот, вечный спор



С упрямой грудою камней.



11. Кругом меня цвел Божий сад...



Все, что я чувствовал тогда,



Те думы – им уж нет следа;



Но я б желал их рассказать,



Чтоб жить, хоть мысленно, опять.



– Какая картина возникла в вашем воображении?



– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.



– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)



12. Простая песня то была,



Но в мысль она мне залегла...



13. Держа кувшин над головой,



Грузинка узкою тропой



Сходила к берегу.



– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?



14. Трудами ночи изнурен,



Я лег в тени.



Я цель одну,



Пройти в родимую страну,



Имел в душе, – и превозмог



Страданья голода, как мог.



15. Но, верь мне, помощи людской



Я не желал...



– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?



16. Я ждал, схватив рогатый сук,



Минуту битвы; сердце вдруг



Зажглося жаждою борьбы



И крови...



17. Удар мой верен был и скор.



... Бой закипел, смертельный бой!



18. И я был страшен в этот миг...



... Но с торжествующим врагом



Он встретил смерть лицом к лицу,



Как в битве следует бойцу!



19. Но тщетно спорил я с судьбой:



Она смеялась надо мной!



– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?



20. И страшно было мне, понять



Не мог я долго, что опять



Вернулся я к тюрьме моей...



21. На мне печать свою тюрьма



Оставила...



22. Мир Божий спал



В оцепенении глухом



Отчаянья тяжелым сном.



– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?



23. Я умирал. Меня томил



Предсмертный бред.



24. Так я найден и поднят был...



25. Увы! – за несколько минут



Между крутых и темных скал,



Где я в ребячестве играл,



Я б рай на вечность променял...



– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)



– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)



26. И с этой мыслью я засну



И никого не прокляну!..



IV. Подведение итогов урока.



1. Беседа по вопросам.



– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?



– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?



Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.



Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:



Ты хочешь знать, что делал я



На воле? Жил...



Мцыри – любимый идеал Лермонтова.



2. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?



Организация домашнего задания:

Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

Выучить отрывок из поэмы « Встреча с барсом»