СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мцыри- романтический герой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении поэмы Лермонтова "Мцыри".

Просмотр содержимого документа
«Мцыри- романтический герой»

Мцыри - романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».   Работу выполняла ученица 8 «А» класса:  Буханова Елизавета  Учитель: Лютикас Н.П.

Мцыри - романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Работу выполняла ученица 8 «А» класса: Буханова Елизавета Учитель: Лютикас Н.П.

Цель исследования: изучить образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.   Задачи исследования: 1. Узнать, кто такой Мцыри. 2. Описать облик Мцыри в данном произведении. 3. Определить, какими характером обладает Мцыри. 4. Описать эмоции, испытанные Мцыри во время побега. 5. Раскрыть модель поведения Мцыри. 6. Выяснить, что легло в основу произведения. 7. Понять, откуда появился именно такой образ мысли у Мцыри.

Цель исследования: изучить образ Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.

Задачи исследования:

  • 1. Узнать, кто такой Мцыри.
  • 2. Описать облик Мцыри в данном произведении.
  • 3. Определить, какими характером обладает Мцыри.
  • 4. Описать эмоции, испытанные Мцыри во время побега.
  • 5. Раскрыть модель поведения Мцыри.
  • 6. Выяснить, что легло в основу произведения.
  • 7. Понять, откуда появился именно такой образ мысли у Мцыри.
Гипотеза:  Образ Мцыри представлен в поэме как образ романтического героя.    Объект исследования:  Образ Мцыри в поэме Лермонтова.    Предмет исследования:  Образ мысли, модель поведения и отношения с окружающим миром.

Гипотеза: Образ Мцыри представлен в поэме как образ романтического героя. Объект исследования: Образ Мцыри в поэме Лермонтова. Предмет исследования: Образ мысли, модель поведения и отношения с окружающим миром.

Кто такой Мцыри?  В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом - «послушник», «не служащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.  Это дает нам понять, что имя для персонажа выбрано отнюдь не случайно, ведь именно эта двойственность даже в значении слова частично раскрывает особенности характера Мцыри.

Кто такой Мцыри?

В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом - «послушник», «не служащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких. Это дает нам понять, что имя для персонажа выбрано отнюдь не случайно, ведь именно эта двойственность даже в значении слова частично раскрывает особенности характера Мцыри.

         Облик Мцыри в одноименной поэм.        «…Но чужд ребяческих утех,  Сначала бегал он от всех,  Бродил, безмолвен, одинок,  Смотрел, вздыхая, на восток…»

Облик Мцыри в одноименной поэм.

«…Но чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил, безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток…»

Мы знакомимся с внутренним миром Мцыри, где происходит борьба противоречий. Он всю свою жизнь провел в монастыре, в котором все было чуждо ему. И теперь в юной душе происходит противостояние. Мцыри жаждет вырваться на свободу, познать настоящий мир. Как большинство романтических героев, юноша изображен в поисках себя. Мцыри одинок, как все персонажи литературы романтизма. К тому же, он становится безвольной игрушкой в руках судьбы. Казалось бы, что Мцыри нашел то, что искал – независимость, свободу. И тут юноша вступает в схватку с барсом, которая заканчивается для него трагически. Он сбежал от привычного, комфортного для других, но не для него мира, потому что монастырь кажется тюрьмой. Он опрометчиво отправился в опасный путь, но ведь свобода для Мцыри дороже собственной жизни. Да, этот юноша способен на все, ведь ощущение внутренней правоты ни на секунду не покидает его.

Мы знакомимся с внутренним миром Мцыри, где происходит борьба противоречий. Он всю свою жизнь провел в монастыре, в котором все было чуждо ему. И теперь в юной душе происходит противостояние. Мцыри жаждет вырваться на свободу, познать настоящий мир. Как большинство романтических героев, юноша изображен в поисках себя. Мцыри одинок, как все персонажи литературы романтизма. К тому же, он становится безвольной игрушкой в руках судьбы. Казалось бы, что Мцыри нашел то, что искал – независимость, свободу. И тут юноша вступает в схватку с барсом, которая заканчивается для него трагически. Он сбежал от привычного, комфортного для других, но не для него мира, потому что монастырь кажется тюрьмой. Он опрометчиво отправился в опасный путь, но ведь свобода для Мцыри дороже собственной жизни. Да, этот юноша способен на все, ведь ощущение внутренней правоты ни на секунду не покидает его.

Модель поведения Мцыри Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, было ему близко, - Мцыри чувствует родство со стихией.

Модель поведения Мцыри

Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, было ему близко, - Мцыри чувствует родство со стихией.

 Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь - продолжить прежние страдания. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, героизм - черты, которых Лермонтов не находил среди боязливых и бездеятельных современников.

Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь - продолжить прежние страдания. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, героизм - черты, которых Лермонтов не находил среди боязливых и бездеятельных современников.

Конечное раскрытие Мцыри как персонажа. Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цветами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Конечное раскрытие Мцыри как персонажа.

Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цветами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его переживания и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть - «рассказать душу» своего удивительного героя.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его переживания и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть - «рассказать душу» своего удивительного героя.

В поэме Лермонтова присутствуют все черты романтизма: место действия - Кавказ, экзотический и великолепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное - в центре поэмы образ Мцыри, незаурядного, сильного, смелого, свободолюбивого, - автор наделил его всеми качествами романтического героя, прекрасного, но невозможного.

В поэме Лермонтова присутствуют все черты романтизма: место действия - Кавказ, экзотический и великолепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное - в центре поэмы образ Мцыри, незаурядного, сильного, смелого, свободолюбивого, - автор наделил его всеми качествами романтического героя, прекрасного, но невозможного.

Кавказский фольклор. Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» - битва героя с барсом - основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Кавказский фольклор.

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» - битва героя с барсом - основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Отражение мыслей Лермонтова в характере Мцыри. В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме воплотилось в монолог старика- сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ. 

Отражение мыслей Лермонтова в характере Мцыри.

В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме воплотилось в монолог старика- сторожа, сметающего пыль с могильных плит:

Которых надпись говорит

О славе прошлой и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь в такой-то год

Вручал России свой народ. 

 Заключение Эта поэма производит сильное впечатление и даже в какой-то степени вдохновляет. Вдохновляет на то, чтобы мы взглянули на мир с новой, до этого момента неизвестной нам стороны. Чтобы мы подумали: «А что, если бы у меня всего этого не было?..» . Чтобы начали ценить ту свободу, что имеем, ту возможность видеть прекрасное вокруг себя без каких-либо ограничений. Чтобы мы ценили, то, что, в конце концов, имеем сейчас. Потому что это в одно мгновение может исчезнуть, а исправить сей факт будет уже невозможно.

Заключение

Эта поэма производит сильное впечатление и даже в какой-то степени вдохновляет. Вдохновляет на то, чтобы мы взглянули на мир с новой, до этого момента неизвестной нам стороны. Чтобы мы подумали: «А что, если бы у меня всего этого не было?..» . Чтобы начали ценить ту свободу, что имеем, ту возможность видеть прекрасное вокруг себя без каких-либо ограничений. Чтобы мы ценили, то, что, в конце концов, имеем сейчас. Потому что это в одно мгновение может исчезнуть, а исправить сей факт будет уже невозможно.

Список литературы: https://znanija.com/task/14971017 http://lit-helper.com/p_Mciri_kak_romanticheskii_geroi http://sulanisyrtu.ru/poyema-m-yu-lermontova-mcyri-kak-roman/ http://obrazovaka.ru/books/lermontov/mcyri/kak-romanticheskiy-geroy-poemy Учебник – литературы 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2016

Список литературы:

  • https://znanija.com/task/14971017
  • http://lit-helper.com/p_Mciri_kak_romanticheskii_geroi
  • http://sulanisyrtu.ru/poyema-m-yu-lermontova-mcyri-kak-roman/
  • http://obrazovaka.ru/books/lermontov/mcyri/kak-romanticheskiy-geroy-poemy
  • Учебник – литературы 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2016
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя